Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
После выбора языка программирования, следует выбрать среду программирования, в которой будет разработано приложение. Средами программирования для языка программирования Java являются [7]:
- NetBeans является мощной бесплатной средой разработки с открытым исходным кодом, которая работает с Linux, Windows, MacOS и даже Oracle Solaris. Эта среда считается Java-ориентированной, поскольку обеспечивает качественное взаимодействие с JPA, JSP, Struts, Spring и библиотекой Hibernate.
- IntelliJ IDEA является коммерческой средой программирования, которая обеспечивает поддержку фреймворков Spring (Spring MVC framework, Spring Security, Spring Boot, Spring Integration и т. д.), Node.js, Angular React, Grails, возможность использовать дополнительные языки (javascript, typescript, coffeescript) и взаимодействовать почти со семи популярными серверами (Tomcat, TomEE, GlassFish, JBoss, WildFly, Weblogic, WebSphere, Geronimo, Virgo и т. д.).
- Среда программирования Eclipce является самой распространенной среди разработчиков, потому что обладает большим количеством пользовательской документации и плагинов.
- Среда программирования JDeveloper обладет поддержкой системы контроля версий и облачного сервиса Oracle, PL / SQL обработчиком запросов, WebLogic Server, редакторами HTML, CSS, JavaScript, JSF, JSP, WSDL и ещё огромным количеством всевозможных полезностей.
Из перечисленных сред программирования была выбрана среда программирования Eclipce, поскольку она является наиболее подходящей для языка программирования Java.
Поскольку в информационной системе будут храниться и обрабатываться данные, необходимо осуществить выбор СУБД, которая будет управлять базой данных. Наиболее распространенным видом базы данных является реляционная база данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц.
Управление реляционной базой данных будет осуществлять реляционная СУБД. Рассмотрим виды реляционных СУБД [8]:
- СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность.
- СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows.
- СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД.
На основании вышеперечисленного, для реализации базы данных наиболее подходит СУБД Microsoft SQL Server.
Создадим информационную модель решаемой задачи. Информационная модель представляет собой схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или, иными словами, процесс обработки информации в информационной системе [10]. Рассмотрим информационную модель предметной области. Информационная модель представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Информационная модель
Входным документом рассматриваемой задачи является заявка на проведение послепродажного обслуживания. Заявка содержит в себе следующие показатели:
- ФИО клиента.
- Паспортные данные.
- Наименование товара.
- Дата покупки.
- Наименование неисправности.
Заявка не является унифицированным документом и составляется в свободной форме.
Дадим характеристику нормативно справочной информации. В рассматриваемой системе должны присутствовать следующие справочники:
- Сотрудник – содержит перечень всех специалистов сервисного отдела организации.
- Номенклатура – содержит перечень всех товарных позиций организации.
- Единица измерения – содержит перечень единиц измерения товаров.
Характеристика справочников представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика справочников
Характеристика |
Единица измерения |
Сотрудник |
Номенклатура |
Ответственный за ведение |
Специалист по рекламе |
||
Объем справочника в записях |
100 |
100 |
100 000 |
Частота актуализации |
1 раз в квартал |
Ежедневно |
|
Объем актуализации |
10% |
||
Реквизитный состав |
Код |
Фамилия |
Код |
Имя |
|||
Наименование |
Отчество |
Наименование |
Результатной информацией является отчет «Отчет по проделанной работе». Отчет представляет собой перечень работ проведенных каждым сотрудником сервисного отдела.
Отчет формируется специалистами сервисного отдела ежемесячно и используется для расчета комиссионного вознаграждения каждого специалиста. Образец отчета представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Образец отчета по результатам проделанной работы
Результатная информация хранится в следующих таблицах базы данных:
- Акт.
- Номенклатура.
- Сотрудник.
- Единица измерения.
Характеристика перечисленных таблиц представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика таблиц с результативной информацией
Наименование таблицы |
Наименование поля |
Сотрудник |
Фамилия |
Имя |
|
Отчество |
|
Акт |
№ договора |
Дата |
|
Сумма |
|
Номенклатура |
Наименование |
Единица измерения |
Наименование |
Полученный документ включает в себя оперативную информацию и является уточняющим. Документ выгружается из ИС в форматах .doc, .docx, .xlsx, .xls для дальнейшей печати.
Для того, чтобы привести иерархию функций управления и обработки данных, которые будут автоматизированы с помощью проектируемой ИС, необходимо выделить и детализировать два подмножества функций [2]:
- Функции, реализующие служебные функции.
- Функции, реализующих основные функции управления и обработки данных.
Выявление состава функций, их иерархии и выбора языка общения (например, главное меню ИС) позволит разработать структуру сценария диалога, который даст возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Разработаем дерево функций системы, согласно приведенным рекомендациям. К основным функциям разрабатываемой системы относятся [1]:
- Редактирование справочников.
- Расчет показателей.
- Ввод данных.
К служебным функциям разрабатываемой ИС относятся [3]:
- Формирование отчетов.
Дерево функций представлено на рисунке 6.
Рисунок 6. Дерево функций системы
При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы [9].
Разработаем сценарий диалога информационной системы. Сценарий диалога представлен на рисунке 7.
Рисунок 7. Сценарий диалога
Проектируемая ИС будет хранить и обрабатывать данные в реляционной базе данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц. База данных будет включать следующие таблицы:
- Сотрудник.
- Номенклатура.
- Единица измерения.
- Договор.
- Заявка.
- Акт.
Для описания взаимосвязей между таблицами построим ER-модель. ER-модель представлена на рисунке 8.
Рисунок 8. ER-модель
Характеристика таблиц базы данных представлена в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика базы данных
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Справочник «Номенклатура» |
||||
ID_номенклатуры |
ID_nom |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Наименование |
Name_nom |
Текст |
30 |
|
Описание |
Con_nomm |
Текст |
100 |
|
Справочник «Сотрудник» |
||||
ID_сотрудника |
ID_sotr |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Фамилия |
Lname |
Текст |
30 |
|
Имя |
Fname |
Текст |
30 |
|
Отчество |
Mname |
Текст |
30 |
|
Справочник «Единица измерения» |
||||
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
ID_единицы |
ID_edizm |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Код |
Code_edizm |
Текст |
30 |
|
Наименование |
Name_edizm |
Дата |
8 |
|
Договор |
||||
ID_договора |
ID_dog |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Nomer_dog |
Текст |
30 |
|
Дата |
Date_dog |
Дата |
8 |
|
Срок действия |
Date_end |
Дата |
8 |
|
Заявка |
||||
ID_заявки |
ID_zavl |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Дата |
Date_zavl |
Число |
3 |
|
Количество |
Kol_zavl |
Число |
6 |
|
Акт |
||||
Номер |
Num_act |
Текст |
15 |
|
Дата |
Date_act |
Дата |
8 |
Структурная схема пакета программных модулей состоит из модулей следующих классов [6]:
- Модули, выполняющие служебные функции.
- Управляющие модули, осуществляющие загрузку меню и передачу управления другому модулю.
- Модули, связанные с хранением, обработкой и выдачей информации.
Описание функций модулей позволяет структурировать файлы информационной системы, обеспечить надежность системы и удобство при сопровождении системы.
Описание функций модулей представлено в таблице 6.
Таблица 6
Описание функций модулей
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
1 |
Глобальный модуль |
Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые выполняются при запуске приложения |
2 |
Модуль создания документов |
Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые выполняются при создании документов |
3 |
Модуль формирования отчета |
Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые выполняются при формировании отчета |
Модель дерева вызова программных модулей представлено на рисунке 9.
Рисунок 9. Модель дерева вызова программных модулей
На рисунке 10 представлен алгоритм модуля справочников. Когда пользователь выбирает в главном меню команду открытия модуля-справочника, открывается форма, в которой показаны все записи, содержащиеся в этом справочнике. При нажатии кнопки «Добавить», открывается форма добавления записи. При нажатии кнопки «Изменить», открывается форма редактирования записи справочника. Все справочники работают по аналогичному алгоритму.
Рисунок 10. Алгоритм работы модулей справочников
На рисунке 11 представлен алгоритм работы модулей формирования документов. Пользователь нажимает кнопку создания документов и происходит открытие документа, который он выбрал. Пользователь заполняет документ, затем он может сохранить его или закрыть. Во втором случае введенные данные не будут сохранены.