Файл: Понятие и содержание права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Понятие и содержание права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
3.2 Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства по своим обязательствам
Первый признак - самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности. Самостоятельность предполагает прежде всего то, что физическое или юридическое лицо - предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе. Кроме того, предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет направления и способы осуществления своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет самозащиту и реализует право на судебную защиту своих прав.
Второй признак тесно связан с первым - предприниматель действует на свой риск. Приняв конкретное самостоятельное решение, предприниматель правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли, достижения другого коммерческого результата, недостижимого при использовании обычных, нерискованных средств. Имеются в виду прежде всего предпринимательский риск, т.е. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т. ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст.929 ГК РФ), а также другие страховые риски (предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности).
Третий признак состоит в том, что предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Он логически предполагает также систематическое осуществление самой деятельности, целью которой является достижение указанного результата.
Четвертый признак предпринимательской деятельности характеризует ее участников. Субъектами предпринимательства могут быть лица (физические и юридические), зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. приобретшие гражданско-правовой статус предпринимателя.
Нетрудно заметить, что к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства большинство из этих признаков неприменимы.
Во-первых, самостоятельность коммерческой деятельности указанного хозяйства весьма относительна. От имени хозяйства в гражданском обороте выступает не его исполнительный орган (как в коммерческих организациях), а автономный субъект гражданского и предпринимательского права - глава хозяйства, признаваемый предпринимателем со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.
Во-вторых, фермерское хозяйство действует фактически не на свой риск и не под собственную имущественную ответственность. Согласно п.3 ст.8 Закона, фермерское хозяйство отвечает по сделкам "своим имуществом". Между тем "своим" может считаться либо собственное имущество, либо имущество, принадлежащее субъекту на основании одного из прав, предусмотренных законом. Фермерское хозяйство не обладает никакими правами на имущество и самостоятельно им не распоряжается. Владеют и пользуются "имуществом хозяйства" его члены, а не само хозяйство (см. ст.7 Закона). Реальную имущественную ответственность по долгам хозяйства также несут глава и другие члены хозяйства как собственники его имущества. Например, именно их недвижимое и движимое имущество, находящееся в общей собственности, будет включено в конкурсную массу фермерского хозяйства в случае признания хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства.
В-третьих, прибыль от предпринимательской деятельности получает не фермерское хозяйство, а его глава и другие члены.
В-четвертых, фермерское хозяйство не является лицом (физическим или юридическим). Между тем в соответствии с абз.2 п.1 ст.2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в т. ч. предпринимательских) могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Другие варианты не предусмотрены.
С учетом приведенных рассуждений можно сделать вывод, что в настоящее время правовое регулирование фермерских хозяйств носит отчетливо коллизионный характер. Принятие комментируемого Закона до внесения необходимых, обеспечивающих его действие, изменений в ГК РФ, с нашей точки зрения, было преждевременным. В настоящее время фермерское хозяйство вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании, по крайней мере до внесения в упоминавшиеся нормы ГК РФ изменений, однозначно констатирующих обратное.
Для того, чтобы хозяйство как объединение граждан могло участвовать в гражданском обороте, ему, согласно новому Закону, необходим еще и реальный субъект предпринимательской деятельности - предприниматель, действующий без образования юридического лица. Таким субъектом является глава фермерского хозяйства, наделенный представительскими полномочиями (см. ст.17 Закона и комментарий к ней). Однако он участвует в предпринимательских отношениях не от своего имени и не в собственных интересах, а только от имени и в интересах хозяйства. Это определяет особенности его предпринимательской правоспособности как гражданина-предпринимателя.
Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Поэтому следует согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство - это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве.
Перечисленные особенности фермерских хозяйств, выявленные на основе обобщения опыта их создания и функционирования, и дали повод говорить о необходимости уточнения правовой дефиниции крестьянского (фермерского) хозяйства, сформулированной в старой редакции Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Прежнее определение не давало возможности четко разграничить данную организационно-правовую форму от других форм сельскохозяйственного производства. Также в соответствии со сложившимися реалиями требовалось уточнить порядок создания фермерского хозяйства и предоставления земельного участка, необходимого для деятельности такого хозяйства; перечень прав и обязанностей членов хозяйства, а также полномочий его главы. Важно было в соответствии с ГК РФ скорректировать нормы, регулирующие имущественные отношения в фермерском хозяйстве, а также в случаях прекращения его деятельности.
Пункт 2 ст.23 ГК РФ выделяет крестьянское хозяйство особо, говоря о государственной регистрации самого хозяйства как такового, а не его главы. Крестьянское хозяйство как коллективное образование граждан, совместно ведущих предпринимательскую деятельность, обладает имуществом, имеющим особый правовой режим, что закреплено в ст.257-258 ГК РФ. Учитывают специфику крестьянского хозяйства как субъекта, отличного от юридического лица и от индивидуального предпринимателя, и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", и некоторые другие нормативные правовые акты.
Таким образом, крестьянское хозяйство, особенно состоящее из нескольких членов, не может сводиться к индивидуальной предпринимательской деятельности его главы. Этот вывод, Лаптев В.В., считает справедливым и для крестьянских хозяйств, состоящих из одного лица. Нельзя согласиться с точкой зрения Зверевой Е., что если крестьянское (фермерское) хозяйство ведется одним человеком, то он является обычным индивидуальным предпринимателем, с особенностями, вытекающими из сферы его предпринимательской деятельности.
Даже если в момент создания крестьянское хозяйство состоит только из главы хозяйства, а другие члены отсутствуют, все равно должно быть зарегистрировано именно хозяйство как таковое, а не просто индивидуальный предприниматель. Это важно подчеркнуть, так как земельный участок выделяется целевым назначением для ведения крестьянского хозяйства; именно этому хозяйству (его члену или членам), а не индивидуальному предпринимателю предоставляются определенные льготы (по налогам, кредитам и т.п.); после создания крестьянского хозяйства его членский состав может меняться (одни члены хозяйства могут выходить из него, другие - вступать и т.п.).
Основные черты правового статуса крестьянского хозяйства как особой формы предпринимательской деятельности граждан следует закрепить в самостоятельной статье Гражданского кодекса РФ, исключив соответствующие положения из ст.23, которая называется "Предпринимательская деятельность гражданина". Это как раз и открывает возможность для отождествления деятельности крестьянского хозяйства с деятельностью его главы, что неверно.
При создании фермерского хозяйства факт признания одного из его будущих членов главой этого хозяйства отражается в соглашении о создании хозяйства. В соответствии с п.5 ст.4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такое соглашение подписывается всеми членами хозяйства. Наличие их подписей в указанном соглашении является доказательством единогласного признания гражданина главой хозяйства.
Однако само по себе признание одного из членов хозяйства его главой в соглашении о создании хозяйства не является достаточным для того, чтобы гражданин приобрел статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Для этого необходимы еще два юридических факта.
Первым является государственная регистрация самого крестьянского (фермерского) хозяйства при его создании в качестве субъекта права. Такая регистрация, согласно ст.5 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630, начиная с 1.01.2004 г. государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Для обеспечения регистрации фермерских хозяйств потребовалось издание приказа МНС РФ от 3.12.2003 г. № БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств", которым были утверждены формы заявлений, свидетельств и решений, являющиеся приложениями к данному приказу. Факт государственной регистрации фермерского хозяйства подтверждается соответствующим свидетельством.
Вторым юридическим фактом, в силу которого глава фермерского хозяйства приобретает предпринимательскую правоспособность, является признание его предпринимателем с момента государственной регистрации фермерского хозяйства (см. п.2 ст.23 ГК РФ). Этот юридический факт подтверждается выдаваемым регистрирующим органом свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве (форма № Р60005, утвержденная приказом МНС РФ от 3.12.2003 г. № БГ-3-09/664). Данное свидетельство подтверждает, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о физическом лице, фамилия, имя и отчество которого указаны в свидетельстве.
1.2 Понятие и содержание права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
Актуальная проблема приведения статуса крестьянского хозяйства в соответствие с нормами ГК РФ обычно сводится на практике лишь к вопросу о сохранении или утрате крестьянским хозяйством прав юридического лица, однако она этим не исчерпывается. Членам хозяйства следует одновременно решить и вопрос о правовом режиме имущества хозяйства, в том числе земельного участка, поскольку эти отношения также регулируются в Гражданском кодексе. Имущество крестьянского хозяйства, как и земельный участок, является по ГК РФ общей совместной собственностью членов хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное.
При приведении статуса крестьянского хозяйства в соответствие с нормами ГК РФ его члены (если они решили продолжать ведение крестьянского хозяйства без образования юридического лица) могут либо установить на все имущество хозяйства, в том числе землю, режим совместной собственности (при этом должна быть произведена замена ранее выданных главе хозяйства документов, удостоверяющих его права на земельный участок, на новые и регистрация прав сособственников на недвижимое имущество), либо сохранить в хозяйстве долевую собственность его членов на имущество и индивидуальную собственность главы хозяйства на землю.
В крестьянских хозяйствах, созданных после введения ГК РФ в действие, на основании ст.257 ГК РФ по соглашению между членами хозяйства может быть установлена их долевая собственность на имущество хозяйства. Режим долевой собственности целесообразно вводить в крестьянских хозяйствах, членами которых являются лица, не состоящие между собой в родственных отношениях.