Файл: .Система защиты информации в банковских системах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире хранение банковской информации, ее стоимость и значимость многократно возросли, что, в свою очередь, не могло не привлечь рост преступного интереса к ней.

Необходимость обеспечивать безопасность хранения данных, регулярная смена и проверка паролей и контроль вероятности утечки информации стали неотъемлемой частью работы каждого банка.

Для совершения кражи и взлома банковской системы злоумышленнику вовсе не обязательно врываться в банк. Осуществить взлом пользователь сети может со своего персонального компьютера, поэтому проблема вопроса информационной безопасности в банках стоит достаточно остро.

Необходимость сохранять информационную безопасность этих данных очевидна, но без быстрого и своевременного обмена и обработки информации банковская система даст сбой. Поэтому необходима целая структура, которая сможет обеспечить защиту банковской информации и конфиденциальность клиентской базы.

Цель данной работы – Изучить системы защиты информации в банковских системах.

Объектом исследования является защита информации в банках.

Предмет исследования – Система защиты информации в банковских системах.

Задачи работы:

• определить и проанализировать риски информационной безопасности;

• рассмотреть защитные меры;

• рассмотреть комплекс организационных мер обеспечения безопасности;

• рассмотреть комплекс проектируемых программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности;

Глава1

1.1 Меры по защите информации

  • оценка и разработка конфиденциальной информации;
  • оборудование объекта для осуществления защиты;
  • контроль эффективности принятых мер.

Банк может полноценно осуществлять свою деятельность лишь в случае налаженного обмена внутренними данными и надежной системой защиты. Оборудование информационной защиты банковских объектов может иметь различные формы.

Специалисты в области обеспечения информационной безопасности банка могут создавать как локальные системы, так и централизованные программы защиты.

Выбирая конкретную форму защиты, необходимо учитывать все возможные способы взлома и утечки данных. Грамотный и профессиональный подход к обеспечению безопасности подразумевает слаженную работу всех отделений банка и беспрерывное функционирование финансовых систем [6].


Разработка комплекса защитных мер по предотвращению нарушения конфиденциальности данных включает в себя ряд определенных действий.

  • контроль обмена данных и строгая их регламентация;
  • подготовка сотрудников банка и соблюдение ими требований безопасности;
  • строгий учет каналов и серверов;
  • анализ эффективности.

Каждое направление включает в себя несколько этапов работы. К примеру, контроль обмена данных подразумевает не только обработку скорости передачи информации, но и своевременное уничтожение остаточных сведений. Эта мера также предполагает строгий контроль обработки данных и их криптографическую защиту.

Доступ к данным банка защищается с помощью системы идентификации, то есть паролями или электронными ключам. Работа с персоналом, использующим банковскую систему, включает в себя проведение инструктажей и контроль выполнения необходимых требований.

Строгий учет каналов и серверов, а также меры, обеспечивающие техническую защиту информации и безопасность банка подразумевают защиту резервных копий, обеспечение бесперебойного питания оборудования, содержащего ценную информацию, ограниченный доступ к сейфам и защиту от утечки информации акустическим способом.

Для анализа эффективности принятых мер необходимо вести учет или запись, которые будут отмечать работоспособность и действенность примененных средств защиты информации в банке [8].

1.2 Принципы информационной безопасности банка

Несмотря на множество возможностей взлома и утечки информации, безопасность банковских данных и их конфиденциальность обеспечить вполне возможно.

Современные методы позволили усовершенствовать систему криптографии, а также реализовать такую меру, как электронная цифровая подпись (ЭЦП). Она служит аналогом собственноручной подписи и имеет непосредственную привязку к электронному ключу, который хранится у владельца подписи. Ключ состоит из двух частей: открытой и закрытой, и защищен специальным кодом.

Система безопасности в целом – это непрерывный процесс идентификации, анализа и контроля. Существует ряд основных принципов, согласно которым осуществляется обеспечение информационной безопасности банка:

  • своевременное установление и обнаружение проблем;
  • возможность прогнозирования развития;
  • актуальность и эффективность предпринятых мер.

Также необходимо особо подчеркнуть важность тщательной и регулярной работы с персоналом, поскольку обеспечение безопасности информации во многом зависит от качественного и аккуратного выполнения требований, предъявляемых службой безопасности.

1.3 Угрозы информационной безопасности банка

Человеческий фактор является основной и главной угрозой информационной безопасности, напрямую зависящей от человеческих отношений. Большая часть утечки информации объясняется халатностью персонала банка [1].

По статистике, около 80% правонарушений приходится на сотрудников банка, то есть на тех, кто непосредственно имел или имеет доступ к данным.

Однако, обеспечение внутренней информационной безопасности банка крайне необходимая мера не только для защиты конфиденциальности данных от профессиональной халатности и безалаберности, но и от намеренного взлома баз данных.

Кроме внутреннего фактора, существует также техническая угроза информационной безопасности как банков так и предприятий. К техническим угрозам относятся взломы информационных систем, лицами, не имеющими прямого доступа к системе, криминальными или конкурирующими организациями.

Съем и получение информации в данном случае производится с применением специальной аудио или видео аппаратуры. Одной из современных форм взлома является использование электрических и электромагнитных излучений, обеспечивающих злоумышленникам возможность получения конфиденциальной информации, ЭЦП и представляющих техническую угрозу утечки.

Компьютерные системы – это необходимое средство для осуществления работы банка, однако одновременно это и одно из самых уязвимых мест предполагаемой технической утечки.

Опасность и угрозу для программного обеспечения могут представлять также различные вредоносные для носителя информации компьютерные вирусы, программные закладки, которые способны разрушить введенные коды.

Самым известным способом решения вирусных проблем программного обеспечения являются лицензионные антивирусные программы, успешно справляющиеся с данной проблемой [11].

Защитить банковскую информацию от внутренних и внешних утечек поможет грамотный специалист в этой области и программное обеспечение, позволяющее отслеживать и блокировать передачу информации на съемные носители (например – флешки).


Можно отметить, что в силу экономической важности банковских систем, обеспечение их информационной безопасности является обязательным условием. Поскольку информация, находящаяся в базе данных банков представляет собой реальную материальную стоимость, то требования к хранению и обработке этой информации всегда будут повышенными.

Специфика и особенности системы обеспечения безопасности, безусловно, индивидуальны для каждого отдельного банка, поэтому комплексное и профессиональное предоставление систем защиты является необходимым условием работы всей банковской системы.

1.4 Правовая защита банковской информации

Информационная безопасность в Банках с учетом СТО БР ИББС-2014

В настоящий момент распоряжением Банка России пакет документов СТО БР ИББС состоит из следующих частей: СТО БР ИББС-1.0-2014. «Общие положения (5 редакция)»; СТО БР ИББС-1.1-2007. «Аудит информационной безопасности»; СТО БР ИББС-1.2-2014. «Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2014 (4 редакция)»; Кроме того, Банком России разработаны и введены следующие рекомендации в области стандартизации ИБ:

  • РС БР ИББС-2.0-2007. «Методические рекомендации по документации в области обеспечения информационной безопасности в соответствие с требованиями СТО БР ИББС-1.0»;
  • РС БР ИББС-2.1-2007. «Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0»;
  • РС БР ИББС-2.2-2009. «Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности»;
  • РС БР ИББС-2.5-2014. «Менеджмент инцидентов информационной безопасности».

Первые три документа являются обязательными для всех банков, которые приняли указанный стандарт в качестве своей базовой политики. Документ «Общие положения» являются основой для формирования всех мероприятий по защите информации.

В новой редакции Банк России актуализировал методику оценки соответствия информационной безопасности.

Основные изменения коснулись подхода к оценке:

  • все требования теперь отнесены к одному из трех классов (документирование, выполнение, документирование и выполнение);
  • оценка групповых показателей определяется как среднее арифметическое (отсутствуют весовые коэффициенты частных показателей);
  • вводится понятие корректирующих коэффициентов, влияющих на оценки по направлениям и зависящих от количества полностью не реализованных требований Стандарта;
  • значение показателя М9 (Общие требования по обработке персональных данных) рассчитывается по общей схеме (а не как минимальное из значений входящих частных показателей в предыдущей версии стандарта).

Стоит отметить тот факт, что стало значительно больше уделяться внимания документированию процедур безопасности во внутренних нормативных документах банков. Таким образом, даже если процедура фактически не выполняется, но предусмотрена и документирована, -- это повышает результат внутреннего аудита.

1.5 Защита персональных данных в банках

До выхода 5 редакции СТО БР ИББС–2014, защита персональных данных в банках базировалась на двух документах: БР ИББС-2.3-2010. «Требования по обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации» и РС БР ИББС-2.4-2010. «Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации».

На практике это выглядело так: брали в неизменном виде предложенную Центральным Банком частную отраслевую модель угроз, по методическим рекомендациям определяли требований к защите каждой ИСПДн, исходя из и количества и списка обрабатываемых данных, и в дальнейшем выстраивали по ним перечень необходимых мероприятий. Главной головной болью специалистов до сегодняшнего дня было то, что настоящие требований действовали вплоть до очередной редакции СТО БР ИББС – 2014, хотя на тот момент защита ПДн уже выстраивалась в соответствии с ПП-1119 и приказом ФСТЭК №21.

В виду того, что банки должны соответствовать принятому пакету СТО БР ИББС, многие из них пользовались не актуальными методиками и, как следствие, не соответствовали новым реалиям обеспечения безопасности. С выходом этих двух упомянутых нормативных документов ситуация изменилась к лучшему - были отменены некоторые строгие требования по лицензированию, упрощены процедуры классификации ИСПДн, оператору ПДн дано больше прав на выбор защитных мер.

Требования к защите ИСПДн определяясь таблицей соответствия «уровня защищенности» и применяемых к ним процедур безопасности, детализациях которых была представлена приказом ФСТЭК № 21.

Это позволило нивелировать различия в методике защиты ПДн в отраслевом стандарте ЦБ и общего российского законодательства. В обновленном стандарте появился новый термин «Ресурс ПДн», для которого сформированы требования к документированности отдельных процедур, связанных с обработкой персональных данных (раздел 7.10). Отдельно рассмотрены вопросы, связанные с уничтожением персональных данных: организациям предоставлена возможность уничтожать ПДн не сразу, а на периодической основе, но не реже одного раза в полгода. Роскомнадзором отдельно были внесены пояснения в отношении биометрических ПДн, например фотографии сотрудников, если таковые используются в целях осуществления контрольно-пропускного режима или выставлены на сайте компании в качестве общедоступной информации о руководстве, не попадают под режим специальных требованиям к защите [2].