Файл: Сущности содержательный анализ ключевых понятий исследования.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущности содержательный анализ ключевых понятий исследования
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Анализ результатов: если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Методика «Краски» позволила получить следующие результаты:
Арина
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «физкультура», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Маша
В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.
Евгений
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Оля
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «урок», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Игорь
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Максим
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «тетрадь», «домашнее задание»). В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Ваня
В тёмные цвета окрасил слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Сережа
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «домашнее задание», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Марианна
В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Андрей
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков.
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации не учебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными
Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»
Арина
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов.
Маша
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера – доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Евгений
На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет не учебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Оля
Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Игорь
Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер – мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Максим
На рисунке изображена доска – рисунок соответствует заданной теме и имеет не учебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Ваня
Изображена типичная игровая ситуация – качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Сережа
Изобразил себя на турниках – это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Марианна
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера – доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Андрей
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень адаптации первоклассников к школе (%)
по методике Н.Г. Лускановой
Количество учащихся |
% |
|
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
4 |
40 |
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представим гистограммой (Рисунок 1).
Рис. 1. Уровень адаптации первоклассников к школе
В результате проведенного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.
20% детей положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко; глубоко и полно овладевают программным материалом; прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя; выполняют поручения без внешнего контроля.
40% детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным; дружат со многими одноклассниками.
40% детей отрицательно относятся к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно; самостоятельная работа с учебником затруднена; пассивны; близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников; объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Цель: разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Задачи:
1)составить программу, направленную на адаптацию первоклассников; 2)представить описание программы с учетом педагогических условий. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность.
Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников. Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих педагогических условий: Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно пространственной среды. Организация оздоровительно-профилактической работы. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. Организация вне учебной жизни первоклассников. Взаимодействие с участниками образовательного учреждения. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!» представлена в приложении 3.
- Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
установление контакта с учащимися, с учителем;
формирование адекватного поведения;
овладение навыками учебной деятельности.
Организация режима школьной жизни первоклассников
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения.
3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметно пространственной среды
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе. Организация оздоровительно-профилактической работы
1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
диагностика устной и письменной речи.
2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
проведение плановых и внеплановых прививок;
витаминизация;
профилактика простудных заболеваний;
создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
физкультминутки проводятся на каждом уроке;
подвижные игры на переменах.
4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
выполнение требований СанПиНа к организации питания;
соблюдение основных принципов рационального питания.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.Особенности организации урока в 1-м классе
домашние задания в первом классе не задаются.
2.Контроль и оценка результатов обучения
в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;
итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля;
обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.
Организация вне учебной жизни первоклассников. Вне учебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности: