Файл: Сущность и содержание понятия «развитие персонала» и его роль для современной организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и содержание понятия «развитие персонала» и его роль для современной организации
1.2 Формы, методы и инструменты развития персонала организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «ВОСХОД»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Оценка кадрового потенциала организации
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА ООО «ВОСХОД»
Организации аптечного бизнеса характеризуются тем, что большую часть их персонала составляют женщины. ООО «Восход» - не исключение. Так, 93% работников аптеки «Вита центральная» составляют женщины. Это диктует необходимость особенного подхода кадровой политике организации.
Такие характеристики, как образование, квалификация и стаж работы в значительной степени предопределяют уровень профессионализма специалистов аптек, а, следовательно, непосредственно влияют на эффективность выполнения возложенных на них основных и дополнительных обязанностей. Согласно данным, приведенным в таблице 2.9, аптека «Вита центральная» располагает персоналом достаточно высокой квалификации. Доля работников с высшим образованием составляет 58%. Что же касается специальности, то 46% персонала имеют специальность фармацевта, 38% - провизора, 8% - экономиста и 8% - менеджера. Отметим, что специальность экономиста и менеджера имеют главный бухгалтер и директор соответственно (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Структура персонала ООО «Восход» по специальности, в
процентах
Анализируя возрастной состава персонала аптеки, можно отметить, что большая часть сотрудников (43%) находится в возрасте от 30 до 40 лет. Это говорит о высокой квалификации и большом опыте работы данных сотрудников (Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Структура персонала ООО «Восход» по возрастному
критерию, в процентах
Что же касается стажа работы, то большая часть персонала (64%) имеют стаж по специальности более 5 лет. Из них 67% имеют стаж до 10 лет, а 22% - от 11 до 20 лет. Это говорит о том, что организация располагает достаточно опытным персоналом.
Определение уровня кадрового потенциала ООО «Восход» проведем в соответствии со следующим алгоритмом:
- первый этап - выбор параметров оценки кадрового потенциала и определение их значимости;
- второй этап - анализ персонала предприятия исходя из пяти групп биографических показателей;
- третий этап расчет - единичных параметрических индексов и взвешенных единичных индексов по выбранным параметрам;
- четвертый этап - расчет группового показателя кадрового потенциала по данным характеристикам.
Весомость биографических характеристик и относительная значимость показателей, выделенных в разрезе данных групп, определялась экспертным методом путем анкетирования экспертов, которым было предложено по 5балльной шкале присвоить каждой группе биографических данных соответствующую весомость, а также оценить относительную значимость показателей, выделенных в разрезе каждой группы.
Таблица 2.2 - Единичные параметрические и взвешенные индексы кадрового потенциала организаций аптечного бизнеса по биографическим характеристикам
№ |
Критерий |
Группы |
Весомость аi |
Значимость bj |
bj max |
qj |
qj вз |
1 |
Пол |
Мужской |
0,065 |
42,7 |
57,3 |
0,7452 |
0,0484 |
Женский |
57,3 |
1,0000 |
0,0650 |
||||
2 |
Возраст |
До 30 |
0,112 |
22,2 |
30,6 |
0,7255 |
0,0813 |
30-40 |
30,6 |
1,0000 |
0,1120 |
||||
41-50 |
26,6 |
0,8693 |
0,0974 |
||||
Старше 50 |
20,6 |
0,6732 |
0,0754 |
||||
3 |
Образование |
Два высших |
0,341 |
36,2 |
37,1 |
0,8693 |
0,0974 |
Высшее |
37,1 |
1,0000 |
0,3410 |
||||
Среднее специальное |
17,2 |
0,4636 |
0,1581 |
||||
Без образования |
9,5 |
0,2561 |
0,0873 |
||||
4 |
Специальность |
Фармацевт |
0,273 |
18,4 |
34,3 |
0,5364 |
0,1464 |
Провизор |
34,3 |
1,0000 |
0,2730 |
||||
Маркетолог |
26,9 |
0,7843 |
0,2141 |
||||
Экономист/менеджер |
20,4 |
0,5948 |
0,1624 |
||||
5 |
Стаж работы по специальности |
До 5 лет |
0,209 |
16,5 |
30,7 |
0,5375 |
0,1123 |
5 - 10 лет |
25,7 |
0,8371 |
0,1750 |
||||
11 - 20 лет |
30,7 |
1,0000 |
0,2090 |
||||
Свыше 20 лет |
27,1 |
0,8827 |
0,1845 |
На основании проведенного исследования было выявлено, что наиболее приоритетными считаются работники с высшим образованием, имеющие фармацевтическое образование, а также образование в сфере маркетинга и/или экономики и менеджмента в возрасте от 30 до 40 лет и стажем работы не менее 5 лет.
Таблица 2.3 - Групповые показатели кадрового потенциала ООО «Восход»
по биографическим характеристикам
№ |
Критерий |
Группы |
qj вз |
Количество работников |
pj |
Кгр.биогр |
1 |
Пол |
Мужской |
0,0484 |
1 |
0,071 |
0,003 |
Женский |
0,0650 |
13 |
0,929 |
0,06 |
||
2 |
Возраст |
До 30 |
0,0813 |
5 |
0,313 |
0,025 |
30-40 |
0,1120 |
6 |
0,375 |
0,042 |
||
41-50 |
0,0974 |
2 |
0,125 |
0,012 |
||
Старше 50 |
0,0754 |
1 |
0,071 |
0,005 |
||
3 |
Образование |
Два высших |
0,0974 |
1 |
0,071 |
0,007 |
Высшее |
0,3410 |
7 |
0,438 |
0,149 |
||
Среднее специальное |
0,1581 |
6 |
0,375 |
0,059 |
||
4 |
Специальность |
Фармацевт |
0,1464 |
6 |
0,462 |
0,068 |
Провизор |
0,2730 |
5 |
0,385 |
0,105 |
||
Маркетолог |
0,2141 |
- |
- |
- |
||
Экономист/менеджер |
0,1624 |
2 |
0,154 |
0,025 |
||
5 |
Стаж работы по специальности |
До 5 лет |
0,1123 |
5 |
0,313 |
0,035 |
5 - 10 лет |
0,1750 |
6 |
0,375 |
0,066 |
||
11 - 20 лет |
0,2090 |
2 |
0,125 |
0,026 |
||
Свыше 20 лет |
0,1845 |
1 |
0,071 |
0,013 |
||
ИТОГО |
14 |
0,7 |
Оценка полученных данных проводилась с учетом следующей шкалы:
- низкий уровень - до 0,5;
- уровень ниже среднего - от 0,5 до 0,6;
- уровень выше среднего - от 0,7 до 0,8;
- высокий уровень кадрового потенциала - более 0,8.
Таким образом, анализ данных, приведенных в таблице 2.11, свидетельствует о том, что кадровый потенциал ООО «Восход», который формируется исходя из половозрастных критериев, уровня образования, специальности и стажа работы сотрудников, находится на уровне выше среднего, о чем говорит групповой показатель кадрового потенциала, который равен 0,7. Это свидетельствует о том, что предприятие имеет достаточные кадровые ресурсы для дальнейшего развития.
Учитывая тот факт, что ООО «Восход» - коммерческая организация, основной целью которой является увеличение объемов продаж и максимизация прибыли при максимальной социальной направленности. При этом, особенность аптечных продаж заключается в синергетическом взаимодействии социальной составляющей (предоставление услуги) с одной стороны и коммерческой составляющей (продажа товара) с другой стороны. Важно отметить, что величина аптечной продажи напрямую зависит от компетенций специалиста аптеки. Компетенции, необходимые для выполнения продаж в аптеки представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Компетенции, необходимые для выполнения функциипродажи в аптеке
Компетенции |
Аптечная продажа |
|
Предоставление услуги |
Продажа товара |
|
Умение выявить потребность клиента |
Знание ассортимента |
|
Способность оказать профессиональную фармацевтическую консультацию |
Знание свойств товара |
|
Коммуникативные способности и навыки |
Коммерческие навыки и мышление |
|
Ориентация на клиента |
Владение методами прямых продаж |
|
Способность удовлетворить потребности клиента |
Умение реализовывать дополнительные и комплексные продажи |
Из таблицы 2.4 видно, что среди ключевых компетенций специалистов аптеки - ориентация на клиента и умение выявить его потребности, знание ассортимента и свойств товара, коммерческие навыки, а также владение методами прямых продаж. На рисунке 2.12 представлен ответ специалистов аптеки на вопрос о знании элементов коммерции.
Рисунок 2.2 - Знания специалистов аптеки «Вита центральная» элементов коммерции
Из рисунка видно, что лишь четверть специалистов аптеки имеют представление и знания элементов коммерции.
На рисунке 2.3 наглядно отражен ответ специалистов аптеки «Вита центральная» на вопрос о владении техникой активных продаж.
Рисунок 2.3 - Владение специалистов аптеки «Вита центральная» знаниями и техникой активных продаж
Из рисунка 2.3 видно, что лишь 10% специалистов аптеки имеют знания в сфере активных продаж и владеют техникой их осуществления.
По оценкам экспертов одним из ключевых инструментов увеличения продаж и прибыли аптеки являются дополнительные продажи. Используя метод тайного покупателя, было выявлено, что в аптеке «Вита центральная» лишь в 9,8% случаях специалисты предлагают дополнительные к основной покупке товары (Таблица 2.5). Исследование показало, что это связано с отсутствием коммерческого мышления у сотрудников и знаний в области маркетинга.
Таблица 2.5 - Результаты оценки специалистов аптеки «Вита центральная» ориентации на покупателя и умения реализовывать дополнительные продажи
Критерии |
Ответ респондента(в процентах) |
|
да |
нет |
|
Инициирует коммуникативный процесс |
89 |
11 |
Проясняет потребности клиента |
81 |
19 |
Прилагает усилия и активно слушает клиента |
74 |
36 |
Предлагает на выбор клиенту альтернативные способы решения его проблем |
74 |
36 |
Проясняет скрытые потребности клиента |
8 |
92 |
Предлагает консультации по решению скрытых проблем, например, сохранению здоровья членов семьи |
10,8 |
89,2 |
Предлагает дополнительные к основной покупке товары |
9,8 |
90,2 |
Становится личным консультантом клиента по вопросам фармации и пользуется его полным доверием |
2 |
98 |
Из таблицы 2.5 видно, что в 89% случаев специалисты аптеки инициируют коммуникативный процесс, в 81% случаев проясняют потребность клиента, в 74% случаев прилагают усилия активного слушания клиента и предлагают ему на выбор альтернативные способы решения его проблем. Что же касается прояснения скрытых потребностей клиента и предоставления консультаций по их решению, то положительный ответ дан лишь в 8% и 9,8% случаев соответственно. Это связано с отсутствием у специалистов аптеки компетенций в сфере коммуникаций, маркетинга и прямых активных продаж.