Файл: Понятие, виды, принципы и функции социальной защиты в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1999 году принят закон «О государственной социальной помощи», предоставляющий выплату социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Принятый закон «О порядке установления стипендий и социальных выплат в РФ[8]» в 2000 году и в редакции от 2001 года говорится о установлении в 2000 году выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.

В 2004 году принято постановление «О финансировании оздоровления детей, проживающих в Чеченской Республике, за счет средств обязательного социального страхования», за счет средств которого, 150 млн. рублей направляются на оплату полной или частичной стоимости путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в период школьных каникул.

С 1 января 2006 года вступил в силу закон, устанавливающий на 2006 год размеры и порядок исчисления пособий и выплат по временной нетрудоспособности, беременности и родам, социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Так, в частности, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 15000 рублей. Размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы 46900 рублей. В размере этой же суммы устанавливается единовременная страховая выплата в случае смерти застрахованного лица.За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход в размере 900 рублей в месяц и бытовой уход в размере 225 рублей в месяц (Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ).

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший размер единовременного пособия при рождении ребёнка с 6000 до 8000 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 178-ФЗ[9]).


С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 500 до 700 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 181-ФЗ[10]).

На данном этапе развития социальной защиты населения в РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

- Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

- Президентская программа «Молодежь России»;

- Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению, в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

- Федеральная миграционная программа.

Понятие, виды, принципы и функции социальной защиты в РФ

Социальная защита населения - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX - начале XX в., а соответствующий термин впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода. [11]

В XX в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему - социально ориентированное рыночное хозяйство, в рамках этой трансформации сложились мощные системы социальной защиты населения, охватывающие как общество в целом, так и предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. Можно сказать, что на Западе к настоящему времени сложилось несколько моделей систем социальной защиты граждан. Выделяются американская, европейская, японская модели, в рамках которых имеются свои разновидности.


Изменение специфики социально-экономических отношений в стране обусловило необходимость формирования системы социальной защиты населения на новых принципах, способной решать сложные задачи, в рамках новой государственной социальной политики. Рассматривая социальную политику как целенаправленное воздействие государства, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий жизни широких слоев населения, следует отметить, что социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, механизмом разрешения социальных проблем.

Существуют различные определения понятия "социальная защита". Так, Международное бюро труда определяет социальную защиту как социальное обеспечение в широком смысле слова. В некоторых определениях социальная защита рассматривается через понятие "уровень жизни": социальная защита - это система мер, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни.

Более широкое определение в следующей трактовке термина - это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Выше обозначенные подходы не бесспорны. В частности, понятие "социальное обеспечение" является более узким по сравнению с понятием "социальная защита", так как социальная защита предполагает предоставление социальной помощи, поддержки, социальное страхование, социальное обслуживание и др. Зачастую происходит просто отождествление этих понятий. Основное предназначение социальной защиты - защита населения от социально-рисковых ситуаций (болезнь, безработица, потеря способности к самообслуживанию, самообеспечению и т.п.), следовательно, социальная защита населения может быть определена как система мер, направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни.[12]

Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах: как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни; как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни; как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты.


Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты - общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.); в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения - прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.

В зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы.[13]

К видам и формам социальной защиты населения относятся:

· социальные денежные выплаты, представляющие собой совокупность различных видов материального поддержания доходов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в денежной форме;

· натуральная помощь, в том числе гуманитарная;

· социальные услуги;

· социальная поддержка.

Социальные выплаты

Первая группа – социальные выплаты, обусловленные, как правило, трудовой деятельностью граждан и обеспечиваемые прежде всего системой социального страхования. Специфика социальных выплат, входящих в данную группу, выражается в том, что они:

· распространяются на застрахованных лиц, основной категорией которых согласно российскому законодательству, являются работники, независимо от их статуса в занятости;

· предоставляются в случае утраты заработка или дохода, а также при необходимости удовлетворения потребности в медицинской помощи или других социальных услугах;


· финансируются за счет специальных фондов, называемых внебюджетными.

Также к этой группе относятся страховые пособия, представляющие собой краткосрочные или единовременные выплаты.

Пособия имеют строго целевое назначение и предназначаются либо для замещения утраченного заработка (например, пособия по временной нетрудоспособности, по безработице), либо в целях материальной поддержки граждан и их семей (например, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на погребение). В эту же группу входят пособия по временной нетрудоспособности или по болезни, пособия по безработице.

Помимо пенсий и пособий в эту группу входят компенсационные выплаты работающим, также предусматривающие возмещение потери заработка и связанные с выполнением трудовых функций. Это – выплаты лицам, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, материальная помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, выплаты лицам, находящимся на содержании у безработных.[14]

Вторая группа – социальные выплаты, в основном не связанные с выполнением гражданами их трудовых обязанностей и обеспечивающихся за счет бюджетов всех уровней в рамках социальной помощи. Меры социальной защиты, входящие в эту группу, как правило, носят характер социальной помощи. Под социальной помощью понимается совокупность мер денежного и иного характера, предоставляемых малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет соответствующих бюджетов РФ.

Среди социальных выплат этой группы особое значение имеют:

· социальные пособия;

· компенсационные выплаты;

· льготы и преимущества.

Социальное пособие представляет собой безвозмездное предоставление гражданам денежной суммы за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации

Признаками социальной помощи обладает и ряд компенсационных выплат. Среди них прежде всего те, которые назначаются с учетом уровня доходов.

В качестве примера таких компенсационных выплат можно привести следующие:

  1. жилищные компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  2. компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными;
  3. ежегодные компенсации для приобретения детской одежды;
  4. компенсации в связи с удорожанием стоимости продуктов детского питания;
  5. компенсационные выплаты на питание, обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.