Файл: Этапы развития общения дошкольников со сверстниками.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Особенности общения в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения дошкольников со сверстниками
1.3 Этапы развития общения дошкольников со сверстниками
1.4 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших школьников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших школьников
Целью нашего исследования стало исследование особенностей межличностного общения старших дошкольников со сверстниками на констатирующем этапе исследования.
В эксперименте приняли участие 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Нами было осуществлен подбор следующих методик:
- наблюдение;
- методика Г.Г. Кравцова "Лабиринт (см. Приложение 1)
2.2 Результаты диагностики
Наблюдение.
Во время проведения Iварианта, когда ребенок взаимодействует со знакомыми ему сверстниками (5-6 человек из своей же группы) не было выявлено никаких отклонений. Ребята сразу начинали взаимодействовать или все вместе, или разбивались на подгруппы (2 или 3 человека) и начинали играть. Атмосфера проведения эксперимента была теплая, дружественная, дети чувствовали себя очень комфортно и непринужденно. В стороне не оставался ни один из испытуемых.
Во время проведения IIварианта, ребенок взаимодействовал с группой сверстников (5-6 человек) из другой, незнакомой ему группы. Совершенно у всех испытуемых возникли трудности адаптивного характера, у кого – то проявляясь в большей степени, у кого-то в меньшей.
Основные трудности взаимодействия дошкольников с незнакомыми им сверстниками:
- Дезадаптация.
Несмотря на то, что ребенок находится в знакомой ему игровой комнате и в знакомой обстановке, присутствие совершенно незнакомых ему детей вызывает у испытуемых в растерянность. Многие дети довольно быстро привыкают к новым «гостям», однако примерно 15% детей начинают плакать и просятся вернуть их в свою группу, совершенно не идут на контакт, не играют, не откликаются на предложения поиграть других детей.
- Отказ или сложности взаимодействия с незнакомыми детьми
Примерно у 50% испытуемых возникают трудности с взаимодействием и общением с новыми детьми. Из этих 50% примерно 15% полностью отказываются играть в коллективе, предпочитая одиночную игру, остальные 35% постепенно наблюдая входят в игру, однако остаются чуть в стороне. У остальных 50% испытуемых таких серьёзных проблем нет. Им тоже нужно время, чтобы привыкнуть и адаптироваться к новой обстановке, однако они быстрее начинают взаимодействовать с сверстниками.
Других, более серьёзных проблем по методу «наблюдении» выявлено не было.
Обработка данных по данному методу обследования проводилась по следующей схеме общения со сверстниками:
1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
2. Внимателен к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.
3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т. д.
Оценка данных критериев проводилась в пятибалльной шкале, где 1 наиболее низкое проявления положительных качеств.
Итоговые баллы:
10-15: Ребенок достаточно приветлив со сверстниками, не сильно конфликтен, если же конфликт возникает, разрешает его спокойно, без криков и драк. Помогает другим детям, считается с мнениями других детей, не склонен мешать и навязываться.
5-10:Ребенку сложно находить общий язык со своими сверстниками, такие дети обычно неприветливы, часто отказываются от совместного взаимодействия, при возникновении конфликтной ситуации могут начать
кричать и даже ввязаться в драку. Также, считают что могут мешать остальным детям, выхватывают игрушки.
0-5:Дети данного уровня почти не приспосабливаются, не играют с другими детьми, не взаимодействуют. Неконфликтны, играют в полном одиночестве.
Таблица 1. Результаты проведения метода наблюдение. Вариант I
(Взаимодействие испытуемого со знакомыми детьми).
№ |
ФИО ребенка |
Приветливость |
Внимание |
Конфликтность |
Итог |
1 |
Антохина М.А. |
4 |
4 |
5 |
13 |
2 |
Бабенко М.А. |
4 |
3 |
3 |
10 |
3 |
Борисова К.А. |
4 |
4 |
5 |
13 |
4 |
Воеводин П.А. |
4 |
4 |
4 |
12 |
5 |
Горошков П. А. |
5 |
4 |
3 |
12 |
6 |
Журавлева С.В. |
4 |
3 |
3 |
10 |
7 |
Копцев Г.А. |
4 |
4 |
4 |
12 |
8 |
Кошкодан М. В. |
3 |
4 |
4 |
11 |
9 |
Крылов С.В. |
4 |
5 |
4 |
13 |
10 |
Митряев М. А. |
3 |
4 |
4 |
11 |
11 |
Мокроусов С.О. |
4 |
3 |
3 |
10 |
12 |
Молчанов К.Р. |
4 |
3 |
4 |
11 |
13 |
Никитин М.К. |
4 |
4 |
3 |
11 |
14 |
Николаев М.А. |
5 |
3 |
4 |
12 |
15 |
Остоич Н.А. |
4 |
4 |
3 |
11 |
16 |
Пенько В.К. |
4 |
4 |
4 |
12 |
17 |
Петров И.Ф. |
4 |
5 |
3 |
12 |
18 |
Пилатова В.А. |
4 |
5 |
4 |
13 |
19 |
Тарасов Е. А. |
4 |
4 |
4 |
12 |
20 |
Фатехов Д.А. |
4 |
3 |
4 |
11 |
В результате проведения методики наблюдения в I варианте выявлен средний балл – 12. Таки образом, абсолютно все дети относятся к группе баллов 10-15. Между собой дети хорошо взаимодействуют, неконфликтны, приветливы.
Таблица 2. Результаты проведения метода наблюдение. Вариант II
(Взаимодействие испытуемого снезнакомыми детьми).
№ |
ФИО ребенка |
Приветливость |
Внимание |
Конфликтность |
Итог |
1 |
Антохина М.А. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2 |
Бабенко М.А. |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
Борисова К.А. |
3 |
2 |
3 |
8 |
4 |
Воеводин П.А. |
4 |
3 |
3 |
10 |
5 |
Горошков П. А. |
3 |
3 |
3 |
9 |
6 |
Журавлева С.В. |
1 |
1 |
3 |
5 |
7 |
Копцев Г.А. |
2 |
3 |
2 |
7 |
8 |
Кошкодан М. В. |
3 |
2 |
2 |
7 |
9 |
Крылов С.В. |
3 |
2 |
3 |
8 |
10 |
Митряев М. А. |
2 |
2 |
3 |
7 |
11 |
Мокроусов С.О. |
0 |
0 |
3 |
3 |
12 |
Молчанов К.Р. |
2 |
2 |
2 |
6 |
13 |
Никитин М.К. |
2 |
3 |
3 |
8 |
14 |
Николаев М.А. |
2 |
3 |
2 |
7 |
15 |
Остоич Н.А. |
1 |
0 |
3 |
4 |
16 |
Пенько В.К. |
2 |
3 |
3 |
8 |
17 |
Петров И.Ф. |
3 |
3 |
2 |
8 |
18 |
Пилатова В.А. |
3 |
2 |
3 |
8 |
19 |
Тарасов Е. А. |
3 |
2 |
3 |
8 |
20 |
Фатехов Д.А. |
3 |
3 |
2 |
8 |
В результате проведения методики наблюдения в II варианте выявлен средний балл – 8. Таким образов почти все дети входят в группу, относящуюся к баллам 5-10. Детям нелегко находить общий язык с незнакомыми сверстниками, они тяжело идут на контакт, часто предпочитают одиночную игру.
Также, было выявлено 3 ребенка, относящие к 3 группе, 0-5 баллов.
Бабенко М.А. – 4б, Мокроусов С.О. – 3б, Остоич Н.А. – 4б. Эти дети вообще отказались от взаимодействия с новыми детьми, только поздоровались, однако более ни на какой контакт не пошли.
Методика «Лабиринт».
Для подведения итогов по проведению данной методики было предложено 6 типов сотрудничества между детьми.
Предложенные шесть типов общения и взаимодействия можно оценить под углом зрения способности к сознательному принятию и удерживанию в течение всей ситуации общения со сверстником определенной задачи и требований к ней. Тогда первый тип общения будет характеризоваться элементарным принятием детьми исходной задачи - поставить машинки в гараж, руководствуясь при этом правилами игры. На второй и третий стадиях развития общения дети принимают задачу, но не могут удержать ее на протяжении всей игры, дети с четвертым типом общения принимают и удерживают задачу, задающую контекст их деятельности, однако у них устанавливаются и удерживаются в течение всей игры соревновательные отношения с партнером. При пятом и шестом типах задача легко удерживается, причем между партнерами возникают отношения подлинного
сотрудничества.
Таблица 3. Результаты диагностики детей по методике «Лабиринт».
Вариант I, взаимодействие со знакомыми сверстниками.
№ |
ФИО ребенка |
Тип сотрудничества |
1 |
Антохина М.А. |
4 |
2 |
Бабенко М.А. |
3 |
3 |
Борисова К.А. |
4 |
4 |
Воеводин П.А. |
5 |
5 |
Горошков П. А. |
5 |
6 |
Журавлева С.В. |
4 |
7 |
Копцев Г.А. |
3 |
8 |
Кошкодан М. В. |
4 |
9 |
Крылов С.В. |
3 |
10 |
Митряев М. А. |
4 |
11 |
Мокроусов С.О. |
3 |
12 |
Молчанов К.Р. |
4 |
13 |
Никитин М.К. |
3 |
14 |
Николаев М.А. |
3 |
15 |
Остоич Н.А. |
3 |
16 |
Пенько В.К. |
3 |
17 |
Петров И.Ф. |
4 |
18 |
Пилатова В.А. |
5 |
19 |
Тарасов Е. А. |
4 |
20 |
Фатехов Д.А. |
4 |
В Iварианте проведения методики, когда дети взаимодействовали со знакомыми им сверстниками, проблемы возникали достаточно редко. Чаще всего, согласно таблице, действия детей можно было отнести к 4 типу сотрудничества. Они полностью принимают задачу и понимают её, однако для них игра принимает вид соревнования. Дети, отнесенные к данному типу сотрудничества не хотели «съезжать с дороги на парковку», чтобы пропустить партнера по игре, т.к. боялись, что иначе не успеют первыми поставить машинку в гараж.
Три ребенка, проявившие себя с хорошей стороны еще и в методе «наблюдение», были отнесены к 5 типу сотрудничества. У них возникло полное сотрудничество и партнерство. Однако договариваться они начинают только при возникновении проблемы, до этого каждый играет сам за себя.
Остальные дети были отнесены к 3 типу сотрудничества. Дети ищут взаимодействия друг с другом, но постоянно допускают одни и те же ошибки и не ищут пути их разрешения.
Таблица 4. Результаты диагностики детей по методике «Лабиринт».
Вариант II, взаимодействие со знакомыми сверстниками.
№ |
ФИО ребенка |
Тип сотрудничества |
1 |
Антохина М.А. |
3 |
2 |
Бабенко М.А. |
2 |
3 |
Борисова К.А. |
3 |
4 |
Воеводин П.А. |
4 |
5 |
Горошков П. А. |
4 |
6 |
Журавлева С.В. |
3 |
7 |
Копцев Г.А. |
3 |
8 |
Кошкодан М. В. |
3 |
9 |
Крылов С.В. |
2 |
10 |
Митряев М. А. |
3 |
11 |
Мокроусов С.О. |
2 |
12 |
Молчанов К.Р. |
3 |
13 |
Никитин М.К. |
2 |
14 |
Николаев М.А. |
2 |
15 |
Остоич Н.А. |
2 |
16 |
Пенько В.К. |
2 |
17 |
Петров И.Ф. |
3 |
18 |
Пилатова В.А. |
4 |
19 |
Тарасов Е. А. |
3 |
20 |
Фатехов Д.А. |
3 |