Файл: Исследование проблем защиты информации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема защиты информации является далеко не новой. Решать её люди пытались с древних времен.

На заре цивилизации ценные сведения сохранялись в материальной форме: вырезались на каменных табличках, позже записывались на бумагу. Для их защиты использовались такие же материальные объекты: стены, рвы.

Информация часто передавалась с посыльным и в сопровождении охраны. И эти меры себя оправдывали, поскольку единственным способом получения чужой информации было ее похищение. К сожалению, физическая защита имела крупный недостаток. При захвате сообщения враги узнавали все, что было написано в нем. Еще Юлий Цезарь принял решение защищать ценные сведения в процессе передачи. Он изобрел шифр Цезаря. Этот шифр позволял посылать сообщения, которые никто не мог прочитать в случае перехвата.

Данная концепция получила свое развитие во время Второй мировой войны. Германия использовала машину под названием Enigma для шифрования сообщений, посылаемых воинским частям.

Конечно, способы защиты информации постоянно меняются, как меняется наше общество и технологии. Появление и широкое распространение компьютеров привело к тому, что большинство людей и организаций стали хранить информацию в электронном виде. Возникла потребность в защите такой информации.

В начале 70-х гг. XX века Дэвид Белл и Леонард Ла Падула разработали модель безопасности для операций, производимых на компьютере. Эта модель базировалась на правительственной концепции уровней классификации информации (несекретная, конфиденциальная, секретная, совершенно секретная) и уровней допуска. Если человек (субъект) имел уровень допуска выше, чем уровень файла (объекта) по классификации, то он получал доступ к файлу, в противном случае доступ отклонялся. Эта концепция нашла свою реализацию в стандарте 5200.28 «Trusted Computing System Evaluation Criteria» (TCSEC) («Критерий оценки безопасности компьютерных систем»), разработанном в 1983 г. Министерством обороны США. Из-за цвета обложки он получил название «Оранжевая книга».

Одна из проблем, связанных с критериями оценки безопасности систем, заключалась в недостаточном понимании механизмов работы в сети. При объединении компьютеров к старым проблемам безопасности добавляются новые. В «Оранжевой книге» не рассматривались проблемы, возникающие при объединении компьютеров в общую сеть, поэтому в 1987 г. появилась TNI (Trusted Network Interpretation), или «Красная книга». В «Красной книге» сохранены все требования к безопасности из «Оранжевой книги», сделана попытка адресации сетевого пространства и создания концепции безопасности сети. К сожалению, и «Красная книга» связывала функциональность с гарантированностью. Лишь некоторые системы прошли оценку по TNI, и ни одна из них не имела коммерческого успеха.


В наши дни проблемы стали еще серьезнее. Организации стали использовать беспроводные сети, появления которых «Красная книга» не могла предвидеть. Для беспроводных сетей сертификат «Красной книги» считается устаревшим.

Технологии компьютерных систем и сетей развиваются слишком быстро. Соответственно, также быстро появляются новые способы защиты информации. Поэтому тема работы является весьма актуальной.

Объектом исследования является информация, передаваемая по телекоммуникационным сетям.

Предметом исследования является информационная безопасность сетей.

Основной целью работы является изучение и анализ методов и средств защиты информации в сетях.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть угрозы безопасности и их классификацию;

Охарактеризовать методы и средства защиты информации в сети, их классификацию и особенности применения;

Раскрыть возможности физических, аппаратных и программных средств защиты информации в КС, выявить их достоинства и недостатки;

Рассмотреть методы, способы и средства защиты информации в корпоративной сети (на примере предприятия Вестел).

Глава 1. Основные положения теории защиты информации

1.1 Классификация угроз безопасности информации

Угроза – совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения конфиденциальности, доступности и (или) целостности информации.

Если говорить об угрозах информационно-технического характера, можно выделить такие элементы как кража информации, вредоносное ПО, хакерские атаки, СПАМ, халатность сотрудников, аппаратные и программные сбои, финансовое мошенничество, кража оборудования.

Согласно статистике применительно к этим угрозам, можно привести следующие данные (по результатам исследований, проведённых в России компанией InfoWath)[1]:

Кража информации – 64%

Вредоносное ПО – 60%

Хакерские атаки – 48%

Спам – 45%

Халатность сотрудников – 43%

Аппаратные и программные сбои – 21%

Кража оборудования – 6%


Финансовое мошенничество – 5%

Как видно, из приведенных данных, наиболее распространены кража информации и вредоносное ПО. 

В настоящее время широкое развитие получили такие угрозы информационной безопасности, как хищение баз данных, рост инсайдерских угроз, применение информационного воздействия на различные информационные системы, возрос ущерб наносимый злоумышленником.

Среди внутренних угроз безопасности информации выделяют нарушение конфиденциальности информации, искажение, утрата информации, сбои в работе оборудования и информационных систем, кража оборудования. И опять же, опираясь на статистику, наибольшее распространение имеют нарушения конфиденциальности и искажение.

Так или иначе, утечка информации происходит по каналам утечки. Большую часть в данном аспекте представляет, так называемый «человеческий фактор». То есть сотрудники организации, что не удивительно, потому что кто, как не они имеют достаточно полномочий и возможностей для завладения информацией.

Но совсем не обязательно похищать информацию с целью, например, последующей продажи.

Если сотруднику захочется подпортить репутацию компании, или нанести какой либо ущерб в силу каких-то обстоятельств (понижение по должности, сокращение, разногласия с руководством и т.д.), в полнее достаточно исказить информацию представляющую ценность для организации, в следствии чего, данная информация может потерять свою актуальность и ценность, или же окажется просто недостоверной, не подлинной, что может обернуться, например, обманутыми клиентами, партнерами. К счастью, таких «ущемленных» сотрудников не так много.

Если же говорить о мотивах, побудивших человека, сотрудника организации к таким шагам, первое место занимает кража денег с электронных счетов (изменение программ по начислению заработной платы и зачислению её на индивидуальные счета, создание файлов с вымышленными вкладчиками, изъятие в хранилищах кредитно-финансовых учреждений банковских карт и PIN кодов к ним, фальсификацию в базе данных фирм информации о клиентах). Но и не обходится без фальсификации информации, или повреждения программного обеспечения, вывод из работы сайтов и прочее.

Наиболее опасным являются неумышленные действия персонала. Примером может являться, уже обыденная вещь для современного человека – «флешка», или USB накопитель на основе Flash-memory. Нередко, сотрудники организации используют «флешки» в работе. Или из самых лучших побуждений, человек, может взять некоторую информацию домой, для того чтобы поработать над ней (к примеру, подготовка какой либо отчетности или других документов). В данном случае велик процент утечки информации из-за потери самого носителя – «флешки», в силу ее габаритных характеристик.


По мимо всего выше перечисленного, стоит сказать о внешних и внутренних источниках угроз безопасности в более глобальном смысле.

Внешние источники:

Деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков.

Обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами.

Деятельность международных террористических организаций.

Увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий.

Деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств.

Разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Внутренние источники[2]:

Закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам.

Противоправные сбор и использование информации.

Нарушения технологии обработки информации.

Внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не

предусмотренные документацией на эти изделия.

Разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации.

Уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем

обработки информации, телекоммуникации и связи.

Воздействие на ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации.

Компрометация ключей и средств криптографической защиты информации.

Утечка информации по техническим каналам.

Внедрение электронных устройств для перехвата информации в ТСОИ по каналам связи, а также в служебные помещения;


Уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации.

Перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации.

Использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры.

Несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных.

Нарушение законных ограничений на распространение информации.

1.2 Основные направления защиты информации

Среди направлений по защите информации выделяют обеспечение защиты информации от НСД (хщения, утраты, искажения, подделки, блокирования и специальных воздействий) и от утечки по техническим каналам при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи.

Прежде всего защите подлежит та информация, в отношении которой угрозы реализуются без применения сложных технических средств перехвата информации. Так же защите подлежит речевая информация, циркулирующая в ЗП, информация обрабатываемая СВТ, выводимая на экраны видеомониторов, хранящаяся на физических носителях (в том числе носители АС), информация передающаяся по каналам связи (за пределы контролируемой зоны).

Защита информации представляет собой комплекс мероприятий по защите информации. Исходя из этого, для защиты информации применяют технические средства защиты информации (при необходимости) от утечки по техническим каналам, от НСД к защищаемой информации. Не менее значимым является своевременное предупреждение возможных угроз информационной безопасности.

В организации, обрабатывающей защищаемую информацию, необходимым является наличие структурного подразделения, в задачи которого входит обеспечение безопасности информации. Регламент данного подразделения, его функции, права и обязанности определены следующими нормативными документами:

«Типовое положение о подразделении по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на предприятии (в учреждении, организации)». (Одобрено решением Гостехкомиссии России от 14 марта 1995 г. № 32)

«Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам». (Утверждено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 г. № 912–51)