Файл: Общие вопросы организации кассовых операций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


Актуальность темы работы заключается в первую очередь в том, что организация кассовых операций в банке является одним из главных направлений в кредитных организациях, так как она строго регламентирована Банком России и без кассовых операций банк не может существовать как кредитная организация вообще. 

Современные условия жизни не оставляет другого выбора тем самым деньги становятся неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности и жизни всего человечества. В связи с этим все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг в конце ведут к денежным расчетам. Основное назначение расчетов является обслуживание денежного оборота иначе платёжного оборота.

В связи с этим, выбор клиентом банка для кассового обслуживания обязывает банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Контакты с банком по кассовому обслуживанию постоянные, поэтому от качества работы банка, клиенты принимают решение, стоит ли дальше сотрудничать с банком. Иначе организацию кассового обслуживания банка можно назвать "визитной карточкой".

На сегодняшний день кассовое обслуживание в банках находится примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.

Организации по кредитованию стремятся усовершенствовать методы и инструменты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране и привлечения большего количества клиентов.


Цель работы состоит в изучении организации кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России». 
Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы осуществления кассовых операций коммерческими банками;
- изучено нормативное регулирование кассовых операций;
- рассмотрен порядок организации работы по ведению кассовых операций;
- изучен порядок осуществления кассовых операций в банке (на примере «Сбербанк России»);
- рассмотрена организационно – экономическая характеристика банка;
- изучен порядок приема наличных денег от клиентов;
- рассмотрен порядок выдачи наличных денег клиентам.
Предметом Основные виды кассовых операций, осуществляемых в Сбербанке России.


Объектом исследования избран процесс организации кассового обслуживания в Сбербанке России.
При доказательстве в работе теоретических положений и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования использовались методы наблюдения, сравнительного и логического анализа, комплексного и системного подхода к изучению оцениваемых показателей. 
Практическая значимость результатов определяется тем, что рассмотренные могут использоваться в практической работе Банков с целью увеличения доходности и повышения качества обслуживания клиентов.

Теоретической и методологической основой при написании курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов таких как Жукова Е.Ф., Лаврушина О.И., Коробовой Г.Г., Белоглазовой Г.Н. и др., данные интернета с официальных сайтов российских банков ПАО «Сбербанк России».

Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты кассовых операций

Общие вопросы организации кассовой работы

Работа организации кассовой деятельности в кредитной организации осуществляется на основании Положения «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 199–П от 9 октября 2002 г. Само положение разработано на основе Федеральных законов Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», устанавливая при этом порядок совершения кассовых операций, а также инкассации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории Российской Федерации. [6,c.35-36]

Организации по кредитованию в своей работе, связанной с осуществлением кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также в выполнении операций с наличными деньгами и другими ценностями, должны создать, и создают оборудованные и технически укрепленные помещения. Под технической укрепленностью понимается, осуществление обеспеченности, защиты жизни работников организации. Денежная наличность и ценность банка защищается в соответствии с государственными стандартами по состоянию на момент проектирования.


Своевременная выдача наличных денег с банковских счетов организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациями требует установления минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.[16,c.44]

Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается кредитной организацией по согласованию с учреждением Банка России. Всё зависит из объема оборота наличных денег, которые проходят через кассу, в зависимости от графика поступления денежной наличности от клиентов. Остаток на конец дня может быть пересмотрен организацией, по мере необходимости.

Кредитная организация может застраховать денежную наличность операционной кассы, которая находится в хранилищах, ценностей самой кредитной организации, и ее внутренних структурных подразделениях.

Помещениями для совершения операций с ценностями являются:

- хранилища ценностей кредитной организации, хранилища ценностей клиентов - специально оборудованные кладовые или сейфы в сейфовых комнатах, соответствующие требованиям действующих государственных стандартов;

- операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и другие);

- кассы пересчета;

- вечерние кассы;

- помещения по приему-выдаче ценностей инкассаторам;

- помещения клиентов. [8,c.57]

Необходимость создания помещений для совершения операций с ценностями определяется руководителем кредитной организации исходя из выполняемых операций с ценностями.

Кредитная организация для организации своей работы осуществляет инкассацию и доставку собственных наличных денежных средств и ценностей, в том числе наличных денежных средств и ценностей, принадлежащих клиентам.

Для кассового обслуживания и работы с физическими и юридическими лицами и обработки денежной наличности, кредитная организация создает кассовое подразделение, которое возглавляется заведующим кассой, заведующим хранилищем ценностей, главным, старшим кассиром или другим кассовым работником кредитной организации. В работу руководителя кредитной организации входит обеспечение сохранности денежных средств и ценностей, организацию кассового обслуживания клиентов, контроль за оприходованием наличных денег, поступивших в кассы кредитной организации, и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.[9,c.76]


Кассовые и инкассаторские работники осуществляют постоянную работу с наличными деньгами. Как и положено, в любой организации с должностными лицами, которые отвечают за сохранность ценностей, кассовыми и инкассаторскими работниками, заключаются договоры о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Только в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставляется работа кассовому работнику, в таком же порядке подписывается договор о приёме на работу. Кассовые и инкассаторские работники должны знать о полной материальной ответственности, в соответствии с этим только составляется договор о приёме на работу.[1,c.45]

Если определяется неподготовленность работника к совершению операций с ценностями, то он категорически не подпускаются к этим операциям.

Прописаны и утверждены запреты для кассовых работников, такие как:

- в первую очередь нельзя передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их обязанностей, установленных Положением и закрепленных приказом руководителя кредитной организации;

- нельзя непосредственно выполнять поручения клиентов по проведению операций с денежной наличностью по их счетам в кредитной организации, а также принимать от них непосредственно документы на взнос денег или на получение денег, минуя операционных работников;

- нельзя хранить свои деньги и другие ценности вместе с деньгами и ценностями кредитной организации.[3, с.56]

Прием и выдача печати, пломбира, клише, именных и других штампов, ключей от кладовых, секций, шкафов, ячеек и индивидуальных средств хранения, регистрируются в отдельной книге, которая ведется специально выделенным по письменному распоряжению начальника банка лицом, освобожденным от совершения операций с ценностями и выдаётся это всё под расписку.

Книга эта должна быть пронумерована, прошнурована и скрепляется оттиском каучуковой печати банка, в которой есть надпись о количестве листов в книге, и заверяется подписями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

При утере ключа от кладовой, сразу должны приниматься меры по замене секрета замка и изготавливаться новые ключи.

Лица, по вине которых утеряны ключи, привлекаются к дисциплинарной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.

Двери кабин операционных касс во время рабочего дня должны быть закрыты на ключ.


Кассирам приходных и расходных касс в обязательном порядке выделяются образцы подписей операционных работников.

Приходные и расходные документы передаются между кассовыми и операционными работниками банка, только исходя из внутреннего порядка под расписку в книге.

Рис. 1(Схема работы приходных и расходных документов)

Работа кассиров должна прослеживаться всегда, поэтому их рабочие расположены так, чтобы зрительно можно было следить за работой каждого кассира в течение дня.

Для хранения денег и ценностей выделяется определённое помещёние, размеры которого приблизительно бывают ¾, иначе его ещё называют денежным хранилищем. Оборудуется это денежное хранилище так, чтобы была обеспечена полная сохранность ценностей. Сохранность денежных средств и иных ценностей должна быть в соответствии с законом Российской Федерации. Помещение должно быть оснащено несгораемыми шкафами, которые запираются стеллажи для хранения денег и ценностей. [3,с.32]

Ответственность за кассу и хранилище лежат целиком и полностью на управляющем, главном бухгалтере и заведующем кассой. Материально ответственны заведующий кассой и кассиры, которые соответственно подписывали договор о материальной ответственности. Таким образом, эти работники должны понимать всю ответственность, которая лежит на них.

Совершение операций с ценностями лежит, в соответствии с приказом, на должностных лицах, они и ответственны за сохранность вверенных им ценностей. Выполнение кассовых операций возлагается на кассовых работников исключительно по договору, в котором указана вся ответственность кассира за операции с деньгами.

Главный бухгалтер является лицом, который несет ответственность за точный и своевременный учет операций с наличными деньгами и ценностями. Сверяет он данные о кассовых операциях и об остатках ценностей в кассе с балансом банка.

1.2. Нормативно – правовое регулирование кассовых операций в коммерческом банке

Эмиссионным центром страны является ЦБ РФ, который владеет исключительным правом выпуска и изъятия наличных денег из обращения, организуя их обращения.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ от 12 апреля 1995 г. на Банк России, в целях организации обращений с наличными деньгами, возложены такого рода функции: