Файл: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТРАЖЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) при оплате поставщикам и подрядчикам, прочим кредиторам за постав- ленные активы, выполненные работы, оказанные услуги, дебетовать соответствующие счета учета расчетов (60, 71, 76 и т.п.) субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» — в части оплаты принятых к учету активов, субсчет «НДС» — в части НДС, указанного в расчетных документах поставщиков, и кредитовать счета учета денежных средств (50, 51, 52 и др.).

Предлагаемые изменения позволят, на наш взгляд, решить не только проблему учета косвенных налогов в составе дебиторской и кредиторской задолженности, но и проблему, связанную с отражением в бухгалтерском учете и отчетности выручки.

Как известно, в соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению при признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции (работ, услуг) отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». [16]

То есть на субсчете 90-1 «Выручка» отражается продажная стоимость реализованных товаров, указанная в расчетных документах и включающая в себя исчисленную сумму НДС, причитающуюся к получению от покупателей и заказчиков, а также акцизов (для подакцизной продукции (товаров)). [17]

Однако в соответствии с п.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» не являются доходом поступления от других организаций в виде сумм НДС и акцизов. В отчете о финансовых результатах (бывшем отчете о прибылях и убытках) выручка отражается за вычетом НДС, акцизов, и определяется как разница между оборотом по кредиту субсчета 90-1 «Выручка» и оборотами по дебету субсчетов 90-3 «НДС» и 90-4 «Акцизы». [18]

Предлагаемый подход даст возможность показатель выручки в отчете о финансовых результатах формировать на основе данных бухгалтерского счета.

1.2. РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Так исторически сложилось, что роль косвенного налогообложения была велика на всем протяжении существования налоговой системы. Только исторически косвенные налоги были представлены в России акцизами и пошлинами.

Их доля в доходах бюджета доходила по 50 %.

Различие между прямыми и косвенными налогами состоит в том, что косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя.


Косвенное налогообложение в Российской Федерации представлено налогом на добавленную стоимость и акцизами. Косвенные налоги несут в себе ярко выраженную фискальную и регулирующую функции. [19]

Система косвенного налогообложения – наиболее удобная для мобилизации доходов в казну, форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы.

В ней заложены возможности воздействия на экономику, т. е. стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, и возможности регулирования потребления, а вместе с тем она позволяет быстро реагировать на экономические процессы. [20]

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.

Во-первых, им характерно быстрое поступление.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления, то высока вероятность их полного поступления.

В-третьих, потребление равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. [21]

В-четвертых, косвенные налоги влияют на потребителей.

В России на сегодняшний день два косвенных налога: НДС и акцизы. НДС более предпочтителен, чем прямые налоги: от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности, и поступления от него достаточно стабильны. [22]

В функциональном назначении акцизов так же преобладает их фискальная направленность, эти налоги изначально ориентированы на обеспечение государства крупными и стабильными доходными источниками. Однако, в последнее время происходит некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию акцизов в качестве инструмента экономического регулирования.

Регулирующая функция акциза проявляется в следующих направлениях: воздействие на объемы производства и потребления подакцизных товаров; влияние на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции; регулирование рентабельности производства подакцизных товаров.


В большинстве развитых стран мира регулирующая функция акцизов является главенствующей. Использование акцизов в виде фискального инструмента считается в цивилизованных странах нецелесообразным.

Наиболее существенным с точки зрения доли поступлений в государственный бюджет является налог на добавленную стоимость. О важности этого налога можно судить по данным статистики. [23]

Объемы поступления акцизов за последние годы так же увеличиваются. Акцизы, в отличии от НДС поступают как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.

Можно сделать вывод, что НДС и акцизы являются одними из основных доходных источников как консолидированного бюджета РФ, так и федерального бюджета.

В структуре НДС наибольшую долю составляет НДС на товары, реализуемые на территории РФ. Доля НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, незначительна и составляет приблизительно 1 % от общего поступления НДС.

Наибольший удельный вес в доходах консолидированного бюджета по сводной группе акцизов принадлежит акцизу на нефтепродукты.

На втором месте находится акциз на табачную продукцию. Третье место делят акциз на пиво и алкогольную продукцию. Таким образом, бесспорна высокая бюджето- образующая и фискальная роль НДС и акцизов в налоговой и бюджетной системе РФ.

Но система косвенного налогообложения в России не лишена проблем. Первой проблемой является то, что косвенные налоги – это сдерживающий фактор роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал.

Решением проблемы отрицательного влияния косвенного налогообложения на инвестиции представляет изменение налогового законодательства в части стимулирования инвестиционной активности. [24]

Вторая проблема – растущая из-за косвенного налогообложения инфляция. Целесообразно снизить основную и пониженную ставку НДС, а также отменить ряд льгот по его уплате.

Третья проблема – проблема неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям. Для решения данной проблемы целесообразно отменить ряд льгот.

Четвертая проблема – повышение ставок акцизов особенно остро скажется на одной из главных задач государства – сохранение здоровья нации.

Решая ее, необходимо действовать в следующем направлении: сначала привить населению «культуру питья», установив низкие ставки акциза на менее вредную продукцию, и лишь затем, постепенно повышать акциз на остальные виды подакцизных товаров.


Пятая проблема – рост акциза на бензин. Дальнейшее увеличение ставки акциза на бензин может губительно сказаться на ценах большинства товаров.

Шестая проблема – сложность в администрировании НДС, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС, которые препятствуют выходу российских компаний на мировой рынок.

Седьмая проблема – чрезмерная налоговая нагрузка.

Необходимо снижение не только базовой, но и льготной ставки для достижения наибольшего эффекта и уменьшения нагрузки на наименее обеспеченного налогоплательщика.

Снижение ставок и сокращение налоговой базы акциза и НДС следует сопровождать увеличением ставок и налоговой базы таможенных пошлин в целях нейтрализации конкурентных преимуществ импортных товаров. [25]

Среди возможных направлений реформирования механизма взимания НДС можно выделить следующие:

1. Переход к единой пониженной ставке. Предлагаются различные варианты, но подобное снижение налога приведет к существенным потерям федерального бюджета. В среднесрочной перспективе в Российской Федерации представляется целесообразным сохранение действующей стандартной ставки НДС на уровне 18 % при условии совершенствования действующего механизма взимания НДС и системы его администрирования.

2. Совершенствование механизма обложения НДС и его администрирования. Экспертами предлагаются следующие меры: специальная регистрация плательщиков НДС; введение системы «НДС-платеж»; введение системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС (СКВВ).

3. Изменение методологии определения налоговой базы НДС. Одно из предложений по улучшению взимания НДС направлено на определение добавленной стоимости и НДС по методу сложения ее компонентов, что исключает необходимость возмещения «входного» НДС. [26]

Реализация предлагаемого метода упрощает систему администрирования НДС, поскольку исключается необходимость в заполнении ряда документов (счетов-фактур, книг покупок и продаж), снимаются проблемы, связанные с получением незаконного вычета, появляется возможность более точно оценивать эффективность деятельности организации, упрощается расчет ВВП.

4. Замена НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Введение налога с продаж приведет к увеличению налоговой нагрузки для данной категории налогоплательщиков, а в случае установления освобождения от налога с продаж для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, – к бюджетным потерям.


Что касается применения налога с оборота вместо НДС, можно отметить следующее. С одной стороны, при установлении налога с оборота упрощается процедура налогового администрирования, поскольку устраняется проблема необоснованных налоговых вычетов. С другой стороны, планы по введению номинальной ставки налога с оборота требуют тщательной проработки, поскольку в этом случае возникает проблема «каскадного» эффекта. [27]

Одним из возможных путей решения этой проблемы является дифференциация ставок в зависимости от уровня добавленной стоимости, создаваемой в различных отраслях экономики на каждой стадии производства и обращения.

Итак, определены основные пути решения проблем в системе косвенного налогообложения в Российской Федерации, которые должны способствовать созданию баланса между фискальной и регулирующей функциями косвенных налогов.

ГЛАВА 2. РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ

2.1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ В РФ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента еѐ образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась, исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. [28]

Структура налоговых доходов бюджета России построена на преобладании косвенного налогообложения. Однако очевидно также и то, что на сегодняшний день стоит проблема усиления мер налогового администрирования НДС в связи с распространением в последнее время различного рода схем уклонения от уплаты НДС, путѐм многоступенчатой переуступки товаров с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, либо «исчезновения» организации – перекупщика после получения денежных средств за реализованные товары (работы, услуги), либо использования не отчитывающихся организаций для целей необоснованного возмещения НДС из бюджета. [29]