Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Изучение).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
Цели и задачи контроля определяют его основные функции: познавательную, корректирующую, прогностическую и стимулирующую. Особую нагрузку несет функция проведения корректировки в ситуациях, когда выявляются противоречия между конечными результатами ОРД и запланированными параметрами достижения цели. Причины неудовлетворительной оперативной работы следует искать в нечетко определенных приоритетах, вытекающих из анализа оперативной ситуации, либо в системе информационного обеспечения деятельности, либо на уровне исполнения должностных обязанностей (слабый профессионализм, отсутствие позитивной мотивации, недостатки в организации работы, внутриорганизационные конфликты).
Успешное выполнение указанных функций во многом зависит от соблюдения принципов контроля. Основные из них следующие.
1. Ориентация контроля на будущее – это возможность предвидеть нежелательные отклонения, последствия до того, как они произойдут. Формы и содержание контроля важны только тогда, когда решение руководителя (контролирующего) осознанно доходят до сотрудника и являются веским аргументом для необходимых изменений в подготовке и проведении ОРМ.
2. Всеобщность контроля охватывает основные направления деятельности органа, осуществляющего ОРД, отдельных оперативных подразделений и конкретных сотрудников с направленностью на узловые моменты работы, но которым можно определить, имеются ли отклонения от стратегических и организационно-тактических целей и задач.
3. Индивидуальность контроля – прямой индивидуальный подход отражает стремление к непосредственному восприятию деятельности исполнителей.
4. Объективность контроля характеризуется достоверностью информации о контролируемом объекте. Точная система контроля надежна, способствует обоснованным выводам, препятствует предвзятости и тенденциозности.
5. Своевременность контроля обеспечивает возможность предотвращения серьезных негативных отклонений и нарушений в ОРД.
6. Систематичность контроля заключается в регулярном отслеживании процесса деятельности.
7. Простота и понятность – осмысленные и доступные критерии контроля. В рамках системы контроля должны быть нормативы, которые способны побуждать исполнителей активно стремиться к достижению более высоких результатов.
8. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит в том, чтобы помочь решить или показать реальные пути решения конкретных задач, предостеречь от неправильно избранного пути.
Ведомственный контроль осуществляется руководителями, уполномоченными на осуществление ОРД. Они несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ, за действия, повлекшие нарушение прав и свобод человека и гражданина, за невыполнение задач, входящих в их компетенцию. Контроль осуществляется и специально уполномоченными на то органами и подразделениями в форме инспектирования, контрольных, целевых и оперативных проверок, оперативных совещаний, содержащих в себе меры но установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности органов по повышению эффективности ОРД. Субъекты контроля реализуют свой волевой императив, свои властные полномочия.
Вневедомственный контроль. В соответствии со ст. 20 Федерального закона об ОРД контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты:
- Президент РФ. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вносит законопроекты в Государственную думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны.
Кроме того, в круг основных полномочий Президента РФ в сфере обеспечения безопасности России входит следующее:
а) формирование и руководство Советом безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
б) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
- Федеральное собрание РФ (парламент Российской Федерации). В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы принадлежит право законодательной инициативы. Это позволяет указанным субъектам проводить работу по подготовке законопроектов, посвященных регламентации ОРД, ее отдельных направлений и аспектов, нормативно-правовому статусу органов, осуществляющих ОРД.
- Парламентский контроль за ОРД осуществляют постоянные комитеты и комиссии. При этом контроль может осуществляться в форме парламентских слушаний и расследований, а также сообщений должностных лиц в палатах Федерального собрания.
Однако с учетом предписаний Конституции РФ парламентский контроль реален только:
а) в ходе законотворческой работы, когда парламентарии вправе принять (отклонить) законопроекты в области ОРД;
б) за расходованием выделяемых на осуществление ОРД финансовых средств. Этот вид контроля опосредован, так как, во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета, отдельные статьи которого предусматривают выделение финансовых средств органам, осуществляющим ОРД, и, во-вторых, через возможности Счетной палаты;
- Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ определены Конституцией РФ (ст. 114) и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России.
Методы контроля можно подразделить на методы предупредительного (превентивный), текущего (оперативный) и последующего (итоговый) контроля.
Предупредительный контроль начинается до начала каких-либо действий.
Существенная полезность такого контроля очевидна, именно с его помощью своевременно вскрываются проблемы, требующие корректировки принятия тех или иных решений.
В теории и практике управления такой контроль еще называют опережающим, дающим возможность упредить вредные последствия, не допустить принятия неверных, нецелесообразных решений, например о проведении ОРМ, заведении дел оперативного учета и других организационных и тактических действий.
Как уже отмечалось, существующая система законодательных и ведомственных нормативных правовых актов определяет основания, условия и порядок проведения ОРМ только с разрешения суда или непосредственного руководителя органа, осуществляющего ОРД. Это касается проведения строго определенного законом перечня ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Именно данные мероприятия в первую очередь подвергаются контролю со стороны руководителей органов, осуществляющих ОРД. Особого контроля требуют и ОРМ активного «воздействующего» характера (оперативный эксперимент, проверочная закупка, контролируемая поставка), ибо само принятие решения на их проведение предполагает обязательное возникновение в последующем уголовно-процессуальных отношений. На предварительном этапе, когда оперативные работники инициируют вопрос о необходимости проведения какого-либо из данных ОРМ, их руководители тщательно анализируют представленную информацию, оценивают обоснованность и целесообразность проведения конкретного ОРМ, перспективу получения оперативно- значимой информации, возможности ее использования в предотвращении, раскрытии и расследовании преступления и берут на себя личную ответственность от своего имени ходатайствовать перед судом о получении разрешения на их проведение либо лично выносят постановление на проведение ОРМ (оперативный эксперимент и др.) или распоряжение о проведении гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Текущий контроль содержит в себе направляющие и фильтрующие характеристики. Он применяется от начала целеустремленных действий и до достижения требуемого результата. При этом постоянно измеряется и оценивается состояние проведения оперативно-розыскных действий. Такой контроль традиционно является прерогативой непосредственного руководителя оперативного подразделения. Суть его – сопровождение, слежение за ходом мероприятий, чтобы своевременно оказать исполнителям содействие и помощь. При этом фильтруются наиболее сложные и ответственные действия, а в случае необходимости они корректируются или даже приостанавливаются в зависимости от реальной опасности нарушения закона или существенных изменений, исключающих целесообразность их продолжения.
Последующий (заключительный) контроль выполняется после того, как работа завершена или истекло отведенное для нее время. Цель его – оценить степень реализации оперативно-розыскных задач, эффективность применяемых ОРМ.
Основными ориентирами системы оценок деятельности оперативно-розыскных органов являются: повышение защищенности граждан, общества и государства от преступных посягательств, восстановления справедливости и нарушенных прав.
Оценки выводятся на основе устанавливаемых нормативными правовыми актами критериев и показателей, характеризующих результативность, качество и законность деятельности органов, осуществляющих ОРД, по выполнению возложенных на них задач. В их числе результаты выявления тяжких и особо тяжких преступлений, предупреждение и раскрытие противоправных деяний, розыск скрывшихся преступников, эффективность оказания помощи и содействия в расследовании, работа по возмещению причиненного ущерба, по раскрытию преступлений прошлых лет, производство по которым приостановлено, деятельность подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Должностными лицами, которые проводят контроль внутри оперативно-розыскного органа (ведомственный контроль), являются:
- руководители оперативно-розыскных органов (ч. 3 ст. 19 и ст. 22 ФЗ об ОРД);
- руководители оперативных подразделений оперативно-розыскного органа;
- отдельные должностные лица правоохранительного органа или спецслужбы, в рамках которых функционируют оперативные подразделения, уполномоченные контролировать те или иные направления ОРД или ОРД в целом (сотрудники инспекций, кадрового аппарата и т.п.).
Эта категория должностных лиц, хотя и проводит ведомственный контроль над ОРД, тем не менее непосредственными субъектами ОРД не является (относится к субъектам внешнего воздействия на ОРД). Нормативное обоснование ведомственного контроля. Его правила, основанные на ФЗ об ОРД (ст. 20 и др.), установлены в нормативных правовых актах соответствующих оперативно-розыскных органов (как правило, закрытых).
Основная задача ведомственного контроля со стороны руководителя и формы контроля. Наряду с общими задачами, возложенными на этих лиц в соответствии с федеральным законом как на руководителей оперативно-розыскного органа или оперативного подразделения (см. § 3 гл. 7), они как уполномоченные на то должностные лица решают задачи и в области ведомственного контроля. Основной задачей такого контроля со стороны руководителя законодатель назвал недопущение нарушений законности при организации и проведении ОРМ (ст. 22 ФЗ об ОРД). Ведомственный контроль со стороны руководителя оперативно-розыскного органа (оперативного подразделения) возможен в форме непосредственного и опосредованного контроля.
Непосредственный контроль проводится руководителем теми способами, которые в конкретной ситуации могут стать эффективными.
Среди наиболее широко распространенных известны следующие способы:
- личное участие в организации (проведении) ОРМ;
- заслушивание непосредственных исполнителей;
- санкционирование заведения (прекращения) дела оперативного учета или разрешение проведения конкретных ОРМ;
- утверждение плана проведения ОРМ;
- санкционирование заключения контракта с конфидентом;
- принятие решения о проведении служебной проверки;
- рассмотрение обращений граждан.
Опосредованный контроль руководители осуществляют через подчиненные им контрольно-ревизионные (инспектирующие и т.п.) подразделения.
Заключение
Оперативно-розыскная деятельность относится к исключительно эффективному виду правоохранительной деятельности, позволяющей своевременно выявлять замышляемые и подготавливаемые преступления, раскрывать наиболее опасные преступления, совершенные в условиях неочевидности, решать другие ответственные задачи по борьбе с преступностью. Однако в силу ее преимущественно негласного характера возрастает риск вторжения должностных лиц оперативных аппаратов в охраняемые законом конституционные права и свободы личности. Конспиративность осуществляемых оперативными аппаратами оперативно-розыскных мероприятий не позволяет своевременно обнаружить факт их проведения как отдельными гражданами, так и должностными лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции за законностью в оперативно-розыскной деятельности.
Широкие возможности оперативно-розыскной деятельности по вторжению в частную жизнь, другие охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц, ограниченность контроля и надзора в силу ее конспиративного характера вызывают необходимость обстоятельной правовой регламентации контроля и надзора за рассматриваемым видом правоохранительной деятельности.