Файл: ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (Функции социального обеспечения)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Предмет и метод права социального обеспечения

Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Право регламентирует далеко не все фактически существующие общественные отношения, а только их часть, различную на каждом этапе развития государства и общества. Поэтому предметом права социального обеспечения выступает относительно обособленная группа общественных отношений, возникающих при реализации гражданами прав на социальное обеспечение.

Указанным отношениям свойственны следующие черты:

  1. они жизненно важны для гражданина (его семьи);
  2. это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
  3. это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
  4. это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять контроль.

В структуре предмета права социального обеспечения можно выделить ядро и примыкающие отношения.

Ядро предмета права социального обеспечения образуют материальные отношения:

а) отношения по предоставлению гражданам социального обеспечения в денежной форме:

  • пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; социальных пенсий);
  • пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице, гражданам, имеющих детей, и др.);
  • компенсационных выплат;

б) отношения по оказанию различных услуг:

  • медицинской помощи;
  • социальному обслуживанию;
  • социальной помощи;
  • социальной поддержке.

Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к ядру предмета права социального обеспечения и производные от него. Данные отношения способствуют возникновению и развитию материальных отношений, обеспечивают их нормальное функционирование и охрану.

Процедурными являются отношения:

  • по установлению специальными органами фактов, имеющих юридическое значение (в первую очередь для решения вопросов о праве граждан на социальное обеспечение). В числе данных органов следует указать Пенсионный фонд РФ, его региональные отделения и управления городах и районах; Фонд обязательного социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; федеральные и региональные органы исполнительной власти;
  • принятию решений о социальном обеспечении;
  • предоставлению гражданам социального обеспечения.

Процессуальные отношения возникают при решении:


  • споров о социальном обеспечении в судах и в вышестоящих в порядке подчиненности органах и учреждениях;
  • вопросов, связанных с юридической ответственностью сторон правоотношений.

Кроме того, необходимо выделить ряд отношений, схожих с социально-правовыми правоотношениями, но не являющихся таковыми:

  1. отношения по формированию и распределению денежных фондов, предназначенных для социального обеспечения (данные отношения являются предметом финансового права);
  2. отношения по управлению социальным обеспечением, которые обладают всеми признаками административных от ношений и, следовательно, являются предметом административного права;

3) трудовые (служебные отношения) между работниками (служащими) организаций (государственных органов), предоставляющих обеспечение, которые входят в предмет трудового и административного права.

Метод права социального обеспечения

Метод права — совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений.

Необходимо выделить следующие особенности метода права социального обеспечения:

  1. в зависимости от характера установления прав и обязанностей:

— сочетание государственно-правового и локального правового регулирования (по общему правилу права граждан и обязанности органов (организаций) четко определены нормами права и не могут меняться по соглашению сторон, но в рамках локального правового регулирования органы социального партнерства могут установить дополнительные виды социального обеспечения для работников);

  1. в зависимости от правового положения сторон правоотношений:

— стороны в правоотношениях по социальному обеспечению нельзя считать равными (как в гражданском праве), но они и не подчинены друг другу (как в административном праве);

  1. по степени свободы действий субъектов права:
  • для получения социального обеспечения гражданин должен обратиться в соответствующий орган (или к работодателю) с заявлением и другими необходимыми документами, в противном случае обеспечение предоставлено не будет;
  • усмотрение органов социальной защиты населения ограничено (если гражданин предоставил все документы, предусмотренные законом, они обязаны предоставить социальное обеспечение);
  1. по способу защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:
  • за защитой своих прав граждане могут обратиться как в вышестоящий в порядке подчиненности орган (организацию), так и в суд, т.е. применяется судебный и внесудебный порядок разрешения споров;
  • санкции носят правовосстановительный характер, т.е. граждане, получившие социальное обеспечение обманным путем или получившие его в больших объемах, чем полагается, должны полностью возместить причиненный вред (при этом такие граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошенничество);
  • применяются специфические санкции (например, размер пособия по временной нетрудоспособности может быть снижен, если получатель без уважительных причин нарушал режим, предписанный лечащим врачом, либо не явился в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы);
  • что касается приемов и способов правового регулирования, то в праве социального обеспечения имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования общественных отношений: федерального, регионального (на уровне субъектов РФ), муниципального (на уровне городов, районов и др.) и локального (на уровне организаций).

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.[7]

В настоящее время объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм, обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает никаких сомнений у отечественных специалистов.

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. В частности, отечественная наука относила: - отношения по обеспечению рабочих и служащих и членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца κ предмету трудового права; - отношения по обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964 «О пенсиях и пособиях членам колхоза» к предмету колхозного права; - отношения по обеспечению в этих же случаях лиц, занятых несением государственной службы - к предмету административною права. Главным критерием для включения данных отношений в предмет той или иной отрасли служил характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд на основании трудового договора, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.[8]

Нормы, регламентирующие отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.

Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права высказал B.C. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.[9]


B.C.Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим критериям: - одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; - отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство: - посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.

Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву.

Думается, что названные критерии сохраняют свою научную ценность и в современный период. С учетом новых социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления новых социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.[10]

Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

После выведения средств социального страхования из сферы контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального страхования РФ) они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности.[11]


Органы колхозов в настоящее время также не являются участниками отношений по государственному социальному обеспечению. Но сельскохозяйственные кооперативы, объединения фермерских хозяйств могут создавать добровольные внутрихозяйственные, отраслевые и региональные формы социального обеспечения в дополнение к государственной системе.

Общественные отношения по распределению средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в предмет права социального обеспечения не входят.

Вторым критерием, который предложил использовать B.C.Андреев в целях отграничения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их «алиментарный» характер. Однако ту точку зрения разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. В частности, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь социального обеспечения с трудом, хотя признавали, что пенсия по старости не является оплатой прошлого труда, а часть средств фондов общественного потребления вообще распределяется без учета трудового вклада. Вместе с тем, опираясь на расчеты демографов и социологов, они отмечали, что каждый человек за свою трудовую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если считать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию 62 года, то к 28 годам человек полностью возвращает обществу затраченные на него средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ. Таким образом, трудящиеся заранее «оплачивают» будущие социальные расходы.[12]

Однако по современным экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах жизнедеятельности поколений решается не столь однозначно. Математическое моделирование показывает, что при фиксированных границах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления старшее поколение при быстром росте производительности труда к концу жизни приходит с отрицательным балансом. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что рентабельность поколения окажется отрицательной при любых темпах роста населения.[13]

По вопросу о неэквивалентности отношений по социальному обеспечению можно высказать также следующие дополнительные соображения. Во-первых, социальное обеспечение, здравоохранение и другие области социальной сферы финансировались в результате ежегодного перераспределения средств ОФП, а не за счет созданного в стране за прошлый период валового внутреннего продукта, реальная стоимость которого изменялась каждый год.