Файл: Элементы и система принципов современного налогообложения.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы анализа системы налогообложения
1.1 Понятие и характеристика системы налогообложения
1.2 Элементы и система принципов современного налогообложения
Глава 2 Налоговая система РФ на современном этапе ее развития
2.1 Анализ развития современной налоговой системы РФ
2.2 Проблемы развития современной налоговой системы
2.3 Совершенствование налоговой системы Российской Федерации
Принцип определенности. Сложно представить рациональную и эффективную налоговую систему без этого принципа, смысл которого состоит в том, что налоговые законы должны быть конкретно и четко сформулированы, толковаться произвольно, и исключающими возможность толковаться как-то иначе и не требующие дополнительных пояснительных инструкций. Вместе с тем налоговые законы должны быть законами прямого действия, а налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы легко адаптироваться к изменениям экономической среды.
К третьему направлению относят юридические принципы налогообложения (рис. 6).
Рисунок 6.Юридические принципы современной системы налогообложения
Исходя из рисунка, разберем каждый принцип отдельно.
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип гласит, что налоги не должны существовать в произвольной форме, поэтому существуют законы, согласно которым налогоплательщик обязан заплатить налог. К тому же запрещается устанавливать налоги и сборы, ограничивающие конституционные прав граждан.
Принцип равенства и справедливости отвечает за равенство государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны исключать любую дискриминацию, подробно описывать обязанности сторон и их права.
Принцип приоритетности налогового законодательства. Он предусматривает, что акты, действующие в сфере взаимоотношений между гражданами, не должны включать в себя правила, противоречащие отдельному порядку в системе налогообложения.
Элементы налогообложения -это те же принципы и правила, необходимые для установления и взимания налога, которые определяются законодательными и нормативными правовыми актами [24, с. 493].
Система элементов правового регулирования налога включает в себя обязательные и добровольные элементы. Обязательные элементы делятся в свою очередь на основные и дополнительные. Основные элементы налогообложения представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Основные элементы налогообложения
Из рисунка мы видим, что к ним в первую очередь относятся: объект и субъект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты налога. Они устанавливают основные характеристики налога, формирующие общее представление о работе налогового механизма.
Налогоплательщиками могут являются как юридические, так и физические лица, которые обязаны уплачивать налоги или сборы в рамках действующего налогового кодекса РФ.
К объектам налогообложения относят: всевозможные операции для реализации товаров и услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и услуг или другой объект, обладающий стоимостной, или количественной характеристикой, с которого законодательство считает сообразным взимать налог.
Налоговая база включает в себя стоимостную и физическую характеристики объекта, облагаемого налогом. Юридические лица исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета или на базе других документальных данных об объектах, облагаемых налогом. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу так же итогам каждого налогового периода. Здесь учитываются хозяйственных операций, расходы и доходы в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговый период представляет собой календарный год или другой отрезок времени применительно к отдельным налогам, в завершении которого формируется налоговая база и сумма, необходимая для уплаты налога.
Налоговая ставка - это размер начислений в расчете на единицу измерения налоговой базы.
Период исчисления налога. Размер налога за налоговый период налогоплательщик высчитывает сам, исходя из ставки налога, налоговых льгот и налоговой базы.
К каждому налогу и сбору индивидуально устанавливаются сроки выплаты, изменение которых возможно только согласно налоговому кодексу.
Уплата налога осуществляется за один платеж и выплачивается сразу вся сумма в наличной или безналичной форме.
Дополнительные элементы более детально отображают специфику любого платежа, а также делают систему налогового механизма полной и слаженной. Дополнительными элементами являются методы, способы уплаты налога, бюджетный фонд, куда поступают налоговые платежи, особенности налогового режима и налоговой отчетности, налоговые льготы.
Итак, налоговая система является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Так же она выступает главным инструментом, благодаря которому государство может воздействовать на развитие хозяйства страны. Поэтому очень важно для налоговой системы, чтобы она была приспособлена к новым условиям экономики и сложившимся общественным отношениям. Разумеется, в своем формировании такая система потерпела огромное количество изменений, но, как и много лет назад она сумела сохранить свою суть и общие принципы, рассмотренные в данной главе.
Глава 2 Налоговая система РФ на современном этапе ее развития
2.1 Анализ развития современной налоговой системы РФ
Современная налоговая система является важнейшим из звеньев экономической системы в целом и отвечает за развитие экономических процессов в стране.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России можно разделить на федеральные, региональные и местные (таблица 2).
Таблица 2
Виды налогов РФ на современном этапе
Федеральные налоги |
Региональные налоги |
Местные налоги |
-НДС (налог на добавочную стоимость; -акцизы; -НДФЛ (налог на доходы физических лиц); -единый социальный налог; -налог на прибыль организаций; -НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых); -водный налог; -сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; -государственная пошлина. |
-налог на имущество организаций; -налог на игорный бизнес; -транспортный налог. |
-земельный налог; -налог на имущество физических лиц. |
Все виды налогов РФ, приведенные в таблице, устанавливаются НК РФ.
Федеральные налоги и сборы действуют на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги, помимо НК РФ, устанавливаются еще и законами субъектов РФ о налогах и сборах и действуют на территориях соответствующих субъектов РФ. Местные налоги устанавливаются еще и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных территорий и действуют на территориях соответствующих муниципальных субъектов [26, с. 42].
В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.
Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Важную роль в обеспечении социально-экономического развития играет федеральный бюджет страны. Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета [16, с. 43].
Проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана:
- государство не определилось со степенью изымаемых из национального дохода денежных средств, направляемых в федеральный бюджет;
- отсутствуют однозначные критерии выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, что приводит к невозможности четкого определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, произвольного увеличения изъятия их средств под видом неналоговых доходов.
В таких условиях формирование налоговых доходов федерального бюджета может играть роль сдерживающего фактора для развития экономики. В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, тенденций изменений, наличествовавших в последние годы, а также четко сформулировать проблемы, имеющиеся в процессе формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также возможные пути их решения.
Рассмотрим более подробно динамику налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2015-2017 годы (таблица 3).
Таблица 3
Структура налоговых поступлений федерального бюджета за период 2015-2017гг. в млрд. руб.
Показатели |
2015г. (исполн.) |
2016г. (исполн.) |
Отклонение 2016г. от 2015г. |
2017г. (закон.) |
Отклонение 2016г. от 2017. |
||
+• - 1 |
% |
+; - 1 |
% |
||||
Налоговые доходы |
7921,2 |
8467,9 |
546,7 |
6,9 |
9202,6 |
734,7 |
8,7 |
Из них: |
|||||||
Налог на прибыль организаций |
411,3 |
482,8 |
71,5 |
17,4 |
426,3 |
-56,4 |
11,7 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2181,4 |
2352,5 |
171,1 |
7,8 |
2592,7 |
240,3 |
10,2 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1750,2 |
1719,1 |
-31,1 |
-1,8 |
98,0 |
5,7 |
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
520,8 |
491,2 |
-29,5 |
-5,7 |
525,9 |
32,6 |
6,6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2884,6 |
3270,8 |
386,2 |
13,4 |
3683,5 |
412,7 |
12,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых: |
2857,9 |
3246,2 |
388,3 |
13,6 |
3662,4 |
415,2 |
12,8 |
Нефть |
2465,2 |
2797,5 |
333,8 |
13,6 |
3075,2 |
277,7 |
9,9 |
Газ горючий природный |
357,2 |
349,8 |
-47,3 |
-2,1 |
445,3 |
95,2 |
27,3 |
Газовый конденсат |
16,0 |
70,2 |
54,6 |
342, 2 |
109,0 |
38,5 |
54,8 |
Государственная пошлина |
90,5 |
101,9 |
10,3 |
11,3 |
228,6 |
-891,3 |
-0,9 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательствам |
1,2 |
0,7 |
-0,4 |
40,4 |
0,6 |
-58,8 |
-8.3 |
В ходе анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2017 году составляют 9 202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы.
На основе данных таблицы 1 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2015-2017 годы, представленной на рисунке 8
Рисунок 8. Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2015-2017 гг., в %
По данным рисунка 2.1 динамика поступлений по разным видам налогов имеет незначительные колебания. С учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2017 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога составляют порядка 6,8 млрд. рублей. В то же время имеются недопоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей.
Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 9
Рисунок 9. Динамика поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет за период 2015 -2017 годы, в млрд. руб.
Из рисунка видно, что налог на прибыль организаций был получен в объеме 426,3 млрд. рублей в 2017 году, что на 56,4 млрд. рублей, что на 11,7 %, меньше оценки поступления налога в 2016 году, но на 3% больше чем в 2015г.
Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 10
Рисунок 10. Динамика поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за период 2015 -2017 гг., в млрд. руб.
Как мы видим из рисунка 10 налог на добавленную стоимость имеет тенденцию к росту. При этом доля начисленного налога в ВВП в 2017 году составляет 48 %, а доля налоговых вычетов — 44,53 %. Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2017 году составляет 92,76 %.
При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2016 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов — сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %).
Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности Федеральной налоговой службы России (далее по тексту — ФНС России) № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2017 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге — 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2016 год .