Файл: Понятие, задачи, принципы ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо всего Федеральная служба безопасности oc обязана: oc в oc установленном oc порядке oc осуществлять oc меры, oc связанные oc с oc допуском oc граждан oc к oc сведениям, oc составляющим oc государственную oc тайну; oc проводить oc во oc взаимодействии oc со oc Службой oc внешней oc разведки oc Российской oc Федерации oc мероприятия oc по oc обеспечению oc безопасности oc учреждений oc и oc граждан oc Российской oc Федерации oc за oc ее oc пределами; oc осуществлять oc меры oc по oc обеспечению oc охраны oc Государственной oc границы oc Российской oc Федерации; oc обеспечивать oc во oc взаимодействии oc с oc органами oc внутренних oc дел oc безопасность oc представительств oc иностранных oc государств oc на oc территории oc Российской oc Федерации; oc участвовать oc в oc пределах oc своих oc полномочий oc совместно oc с oc другими oc государственными oc органами oc в oc обеспечении oc безопасности oc проводимых oc на oc территории oc Российской oc Федерации oc общественно-политических, oc религиозных oc и oc иных oc массовых oc мероприятий; oc осуществлять oc регистрацию oc и oc централизованный oc учет oc радиоданных oc и oc радиоизлучений oc передающих oc радиоэлектронных oc средств; oc выявлять oc на oc территории oc Российской oc Федерации oc радиоизлучения oc передающих oc радиоэлектронных oc средств, oc работа oc которых oc представляет oc угрозу oc безопасности oc Российской oc Федерации, oc а oc также oc радиоизлучения oc передающих oc радиоэлектронных oc средств, oc используемых oc в oc противоправных oc целях oc (ст.12 oc Закона oc «О oc Федеральной oc службе oc безопасности»).

В oc этих oc целях oc они oc вправе oc проводить oc весь oc комплекс oc оперативно-розыскных oc мероприятий; oc устанавливать oc на oc конфиденциальной oc основе oc отношения oc сотрудничества oc с oc лицами, oc давшими oc на oc то oc согласие; oc использовать oc специальные oc методы oc и oc средства oc при oc осуществлении oc контрразведывательной oc и oc разведывательной oc деятельности, oc а oc также oc при oc проведении oc мероприятий oc по oc борьбе oc с oc терроризмом; oc осуществлять oc проникновение oc в oc специальные oc службы oc и oc организации oc иностранных oc государств, oc проводящие oc разведывательную oc и oc иную oc деятельность, oc направленную oc на oc нанесение oc ущерба oc безопасности oc Российской oc Федерации, oc а oc также oc в oc преступные oc группы; oc осуществлять oc меры oc по oc обеспечению oc собственной oc безопасности, oc в oc том oc числе oc по oc предотвращению oc проникновения oc специальных oc служб oc и oc организаций oc иностранных oc государств, oc преступных oc групп oc и oc отдельных oc лиц oc с oc использованием oc технических oc средств oc к oc защищаемым oc органами oc федеральной oc службы oc безопасности oc сведениям, oc составляющим oc государственную oc тайну; oc использовать oc в oc целях oc зашифровки oc личности oc сотрудников oc органов oc федеральной oc службы oc безопасности, oc ведомственной oc принадлежности oc их oc подразделений, oc помещений oc и oc транспортных oc средств oc документы oc других oc министерств, oc ведомств, oc предприятий, oc учреждений oc и oc организаций; oc и oc др.


На oc федеральные oc органы oc государственной oc охраны oc возлагается oc решение oc задач oc по: oc прогнозированию oc и oc выявлению oc угроз oc жизненно oc важным oc интересам oc объектов oc государственной oc охраны, oc осуществлению oc комплекса oc мер oc по oc предотвращению oc этой oc угрозы; oc обеспечению oc безопасности oc объектов oc государственной oc охраны oc в oc местах oc постоянного oc и oc временного oc пребывания oc и oc на oc трассах oc проезда; oc обеспечению oc в oc пределах oc своих oc полномочий oc организации oc и oc функционирования oc президентской oc связи; oc участию oc в oc пределах oc своих oc полномочий oc в oc борьбе oc с oc терроризмом; oc защите oc охраняемых oc объектов; oc выявлению, oc предупреждению oc и oc пресечению oc преступлений oc и oc иных oc правонарушений oc на oc охраняемых oc объектах oc (ст.13 oc ФЗ oc «О oc государственной oc охране»[8]).

Федеральные oc органы oc государственной oc охраны oc обязаны: oc выявлять, oc предупреждать oc и oc пресекать oc противоправные oc посягательства oc на oc объекты oc государственной oc охраны oc и oc охраняемые oc объекты; oc организовывать oc и oc проводить oc охранные, oc режимные, oc технические oc и oc иные oc мероприятия oc по oc обеспечению oc безопасности oc объектов oc государственной oc охраны; oc поддерживать oc общественный oc порядок, oc необходимый oc для oc обеспечения oc безопасности oc объектов oc государственной oc охраны oc в oc местах oc их oc постоянного oc и oc временного oc пребывания; oc устранять oc обстоятельства, oc препятствующие oc осуществлению oc государственной oc охраны; oc организовывать oc и oc проводить oc на oc охраняемых oc объектах, oc а oc также oc в oc местах oc постоянного oc и oc временного oc пребывания oc объектов oc государственной oc охраны oc оперативно-технический, oc санитарно-гигиенический, oc экологический, oc радиационный oc и oc противоэпидемический oc контроль; oc осуществлять oc информационно-аналитическое oc обеспечение oc своей oc деятельности; oc обеспечивать oc собственную oc безопасность; oc осуществлять oc во oc взаимодействии oc с oc органами oc федеральной oc службы oc безопасности oc меры oc по oc противодействию oc утечке oc информации oc по oc техническим oc каналам; oc осуществлять oc внешние oc сношения oc со oc специальными oc службами, oc с oc правоохранительными oc органами oc и oc организациями oc иностранных oc государств oc и oc др.

Компетенция таможенных органов Российской Федерации как органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определена в ст.224 Таможенного кодекса РФ, которая гласит, что «таможенные органы Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам».


Согласно Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[9], а также в соответствии со ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ)[10] в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.

Из содержания ст. 84 УИК РФ следует, что ОРМ оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы (УИС) проводятся в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях, исправительных колониях общего, строгого или особого режима, тюрьмах, а также в следственных изоляторах в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст.77 УИК РФ).

Согласно Положению о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Основными задачами ФСКН России являются: обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту; осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.


Для достижения целей разведывательной деятельности на органы внешней разведки Российской Федерации возлагаются: осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации; организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом «О внешней разведке»; обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз и др. (ст.6 ФЗ «О внешней разведке»)[11].

2.2 Права органов, осуществляющих ОРД

Под правами органов, осуществляющих ОРД, понимается предоставленная нормами права возможность (полномочие) выполнения ими действий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Содержание прав субъектов может быть раскрыто только через их действия. Вместе с тем право субъектов ОРД не следует отождествлять с их действиями. Оно является лишь юридической возможностью и необходимостью выполнять определенные действия.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наряду с возможностью определенного в законе действия или совокупности действий самого управомоченного субъекта включают в себя и требование соответствующего поведения (действия или бездействия) от других субъектов - физических или юридических лиц. Эти две разновидности возможных и необходимых правомерных действий составляют основу содержания прав органов - субъектов ОРД.


Статья 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" включает совокупность прав, предоставляющих возможность активно действовать и требовать выполнения соответствующих действий от других участников правоотношений. Так, органы, осуществляющие ОРД, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, осуществлять зашифровку своих действий, используя для этого документы прикрытия, устанавливать для решения задач ОРД отношения сотрудничества и др. Наряду с этим должностные лица органов, осуществляющих ОРД, вправе предъявлять законные требования, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования адресованы, что прямо предусмотрено в данной статье, а также закреплено в законодательных актах, определяющих административно-правовое положение этих органов.

Так же статья 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет лишь наиболее общие группы прав органов, осуществляющих ОРД, соответственно, права этих органов не ограничиваются ее предписаниями, а изложены и в иных нормах комментируемого и других законов. В частности, в ст.13 Закона закреплено право оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, на проведение совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах УИС.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право на проведение оперативно-розыскных мероприятий как гласно, так и негласно.

Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт проведения оперативно-розыскного мероприятия, ни его субъекты, ни истинные цели мероприятия.

При негласном проведении ОРМ от его объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а также личность его субъектов.

В оперативно-розыскной деятельности выделяется и такая разновидность ОРМ, как зашифрованные мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов.

Ряд оперативно-розыскных мероприятий непосредственно oc связан oc с oc выявлением oc предметов oc и oc документов, oc которые oc могут oc быть oc использованы oc в oc качестве oc вещественных oc доказательств oc (прослушивание oc телефонных oc переговоров, oc снятие oc информации oc с oc технических oc каналов oc связи oc и oc др.), oc а oc также oc с oc их oc использованием oc в oc процессе oc проведения oc ОРМ oc (оперативный oc эксперимент, oc контролируемая oc поставка), oc могут oc быть oc обнаружены oc и oc предметы, oc запрещенные oc либо oc ограниченные oc в oc свободном oc обороте. oc В oc этой oc связи oc при oc проведении oc ОРМ oc их oc субъекты oc вправе oc производить oc изъятие oc предметов, oc материалов oc и oc сообщений.