Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Правовой статус общества с ограниченной ответственностью по законодательству России
1.3 Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью
2. Правовые особенности создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью
2.1 Решение и договор об учреждении ООО: новеллы законодательства
2.2 Правовые особенности, практика создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью
К приобретателю доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до уступки указанной доли. Участник общества, уступивший свою долю в уставном капитале общества, несет перед обществом обязанность по внесению вклада в имущество, возникшую до уступки указанной доли, солидарно с ее приобретателем.
На практике не редки случаи, когда по требованию кредиторов на основании решения суда на долю какого-либо из учредителей общества с ограниченной ответственностью может быть наложено взыскание. Это взыскание на основании части 1 статьи 25 Закона "Об Обществах" накладывается только в случае, если иного имущества должника не достаточно. Это подтверждается также и пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью”: "…обращение взыскания на долю участника в уставном капитале общества по его долгам кредиторам может производиться по решению суда лишь при недостаточности (отсутствии) у данного участника другого имущества для покрытия долгов”. [18]
Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Законом определена исключительная компетенция общего собрания, установлен порядок созыва как очередных, так и внеочередных собраний, порядок работы общего собрания.
Предусмотренный п.2 ст.33 Закона "Об обществах”[19] перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, не является исчерпывающим и уставом может быть расширен. В него включены: определение основных направлений деятельности общества, принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, изменение устава, внесение изменений в учредительный договор, утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества, принятие решения о реорганизации или ликвидации общества и т.д.
Этот перечень дополняется рядом вопросов, обозначенных в других статьях Закона, которые также должны быть решены общим собранием, совершением сделок, в которых заинтересованы руководящие работники общества, совершение крупных сделок и др. Общее, что характерно для вопросов исключительной компетенции собрания участников, - фундаментальность этих вопросов, долгосрочность действия принятых по ним решений, невозможность без ущерба интересам участников решить их в рабочем порядке. [20]
Делегирование другим органам общества правомочий общего собрания по вопросам, которые отнесены к его исключительной компетенции, запрещено. Это допустимо лишь в случаях, предусмотренных законом, например уставом, может быть предусмотрено, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
Компетенция общего собрания не безгранична - ему не предоставлено право решать любые вопросы деятельности общества. И это справедливо: при всей своей значимости как формы выражения воли участников общества общее собрание все же является недостаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью.
В связи с этим п.4 ст.32 Закона "Об обществах" установил, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным и коллегиальным исполнительным органом общества. [21]
Собрание участников общества с ограниченной ответственностью путем голосования по обсуждаемым вопросам реализует свое право на управление делами общества. Закон не увязывает число голосов, принадлежащих участнику общества, с размером его доли в уставном капитале. Равенство долей не предполагается, хотя и может быть предусмотрено уставом.
Решения общего собрания, как правило, принимаются большинством голосов участников общества с ограниченной ответственностью. Однако в ряде случаев, исходя из значимости для общества решаемого вопроса, Закон требует квалифицированного большинства и даже единогласия.
Одним из важных решений, принимаемых учредителями общества, является избрание его исполнительных органов. Если учредитель общества - одно лицо, исполнительные органы назначаются.
Следует считать, что избрание исполнительных органов должно произойти после заключения договора об учреждении ООО, то есть после выявления в надлежащей форме воли учредителей создать общество. Закон не содержит специальных указаний о том, как должно проходить собрание учредителей, определяя лишь, что утверждение устава и денежной оценки не денежных вкладов требует единогласия всех учредителей. [22]
Одной из самых заметных новелл ГК РФ в части корпоративных отношений можно назвать возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов (ст.53 ГК РФ; п.3 ст.65.3 ГК РФ).
Кроме того, теперь в качестве единоличного исполнительного органа может выступать как физическое, так и юридическое лицо (раньше - только физическое лицо). При этом в законе об ООО по-прежнему указано, что единоличным исполнительным органом может быть только физическое лицо - при условии, что дела общества не ведет управляющий (п.2 ст.40 закона об ООО).
Позиция закона об ООО подтверждается также судебной практикой (Определение ВАС РФ от 1 октября 2013 г. № ВАС-13083/13) [23].
По мнению юриста юридической фирмы Lidings Ирины Дюбиной, несмотря на то, что соответствующие изменения еще не внесены в закон об ООО, представляется возможным уже сейчас на основании норм ГК РФ закрепить в уставе ООО положение о нескольких директорах и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. [24]
Правда, адвокат адвокатского бюро "Падва и партнеры" Александра Астафьева замечает, что налоговая инспекция может отказать заявителю во включении сведений о нескольких директорах в ЕГРЮЛ. Дело в том, что внесение в ЕГРЮЛ нескольких лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, недопустимо согласно позиции, которая была сформирована налоговым ведомством в начале года (письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Более поздних разъяснений ФНС России еще не подготовила. Кроме того, такая возможность пока отсутствует технически, поскольку действующие формы Р13001 и Р14001, используемые для внесения изменений, не содержат соответствующих граф для отражения информации о нескольких директорах и разграничении их компетенции. [25]
Управляющий партнер юридической фирмы "ЮСТ" Евгений Жилин обращает внимание на еще одну нерешенную проблему: "ГК РФ не содержит положений о том, как действовать, если директорами по одному и тому же вопросу принимаются противоположные решения. Более того, не было введено каких-либо уточняющих положений в отношении разделения ответственности между несколькими директорами, действующими совместно. Также остается открытым вопрос, какой из нескольких директоров будет исполнять функции председателя коллегиального исполнительного органа при его образовании в обществе - законом об ООО предусмотрено, что функции председателя выполняет единоличный исполнительный орган. Как быть, если директоров в компании два?" Вероятно, обществу придется выбрать в качестве председателя коллегиального исполнительного органа кого-то одного, закрепив его полномочия в уставе. "При этом представляется разумным не указывать в уставе фамилии конкретных лиц, а предусмотреть различные наименования их должности (например, "первый директор" и "второй директор")", - рекомендует заместитель руководителя Отдела корпоративно-правового обеспечения и собственности ОАО "РН-Влакра" Евгения Фролова. [26]
Общества могут в уставе отказаться от формирования ревизионной комиссии (подп.4 п.3 ст.66.3 ГК РФ). Еще существует возможность перераспределить компетенцию - передать компетенцию общего собрания акционеров (участников) наблюдательному совету или коллегиальному исполнительному органу (но есть ограничения), закрепить за наблюдательным советом функции коллегиального исполнительного органа или передать единоличному исполнительному органу функции коллегиального исполнительного органа (подп.1-3 п.3 ст.66.3 ГК РФ).
Также можно установить иной порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания при сохранении гарантий соблюдения прав участников (подп.5 п.3 ст.66.3 ГК РФ).
Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями (п.4 ст.65.3 ГК РФ).
Причем, если сейчас коллегиальным органом считается совет директоров (наблюдательный совет), то в новой редакции ГК РФ он называется "наблюдательный или иной совет".
Материальной основой деятельности общества является его имущество, прежде всего уставный капитал, сформированный за счет вкладов учредителей общества.
С 1 сентября 2014 года изменены правила оплаты уставного капитала при создании хозяйственного общества. Согласно изменениям по общему правилу учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества. Остальную часть уставного капитала хозяйственного общества его участники обязаны внести в течение первого года деятельности общества. Иные правила оплаты уставного капитала могут быть предусмотрены законами о хозяйственных обществах (абз.1 п.4 ст.66.2 ГК РФ).
Размер долей участников общества с ограниченной ответственностью может не совпадать. Размер доли участника общества в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби и должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Для каждого участника такое соотношение окажется индивидуальным. Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли участника общества; устав может ограничить возможность изменять соотношение долей участников общества.
Формирование долей, а через них и уставного капитала, осуществляется внесением вкладов учредителями общества. Пункт 6 ст.66 ГК РФ указывает, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. [27]
Начиная с 1 сентября 2014 года, Новая редакция ГК РФ предусматривает проведение независимым оценщиком денежной оценки любого неденежного вклада (п.2 ст.66.2 ГК РФ). Напомню, что раньше денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производилась по соглашению между учредителями (участниками) общества. А в случаях, предусмотренных законом, она подлежала независимой экспертной проверке. По закону об ООО независимый оценщик должен привлекаться, только если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более 20 тыс. руб. (п.2 ст.15 закона об ООО).
Налицо коллизия между ГК РФ и законом об ООО, которая решается в пользу кодекса.
Кроме того, участники общества и независимый оценщик солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений (п.3 ст.66.2 ГК РФ). Представляется, что данная норма приведет к увеличению стоимости услуг оценщиков (ведь они будут стремиться покрыть свои риски), что повысит издержки участников общества.
Полагаю, при внесении изменений в ГК РФ законодатель стремился уменьшить количество юридических лиц, в уставном капитале которых числится несуществующее имущество. Теперь для таких компаний стоимость проведения оценки будет превышать стоимость самого оцениваемого имущества. Логично предположить, что теперь неденежные вклады будут состоять из дорогостоящих активов, которые и раньше подлежали оценке. Однако, принимая во внимание несовершенство самого института оценки в России, сложно точно предсказать последствия нововведений.
Уменьшение уставного капитала общества допускается двумя способами: либо путем пропорционального уменьшения номинальной стоимости долей всех участников с сохранением размера их долей, либо путем погашения долей, принадлежащих обществу. При этом общество, согласно п.4 ст.20 Закона "Об обществах", обязано письменно уведомить об этом "всех известных ему кредиторов”, а также опубликовать сообщение о принятом решении для сведения остальных заинтересованных лиц. [28]
Как известно, п.5 ст.90 ГК РФ разрешает уменьшение уставного капитала общества лишь "после уведомления всех его кредиторов”, а не только "известных" самому обществу.