Файл: Характеристика первого этапа реформирования электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- кроме этого к основным принципам модели относится повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), расширение ее функций и полномочий («единое окно» для потребителей тепловой энергии, оптимизация загрузки тепловых мощностей, развитие системы теплоснабжения и так далее) [21].

Принятие дорожной карты реформы рынка теплоснабжения – важный этап в развитии энергорынка в России. Не только, а может, даже не столько рост тарифа на тепло до уровня альтернативной котельной, сколько принцип введения ЕТО и сохранения достигнутой за счет оптимизации затрат экономии в тарифе на тепло являются ключевыми достижениями этой реформы. В сумме с другими преобразованиями переход на рыночные отношения в рамках одной централизованной системы теплоснабжения позволит создавать условия для привлечения инвестиций в этот рынок.

Желание и способность государства выдержать принятые решения, не отходить от заложенных в реформу рынка тепла принципов станут залогом успеха этих начинаний, которые могут привлечь инвестиции в рынок тепла и повысить качество теплоснабжения конечных потребителей. Последнее крайне важно. Реформа тепла должна принести пользу конечному потребителю. Достижение этого – одна из главных задач регулятора [18, c. 14].

На европейских рынках метод альтернативной котельной используется практически везде, где есть централизованное теплоснабжение: в странах Скандинавии (например, в Финляндии и Швеции, по сути, работает прямой аналог альтернативной котельной), Балтии, Западной Европы. В России, по расчетам ОАО «Фортум», он позволит сбалансировать тарифы: заморозить на некоторое время те, что выше тарифа альтернативной котельной, и поднять те, что ниже, в тех рамках и с той скоростью, о которой участники рынка договорятся с государством. В целом, международный опыт говорит о множестве положительных эффектов для конечного потребителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электроэнергетика – первая из естественных монополий России, прошедшая путь преобразований от модели монопольного рынка с доминирующей на нем вертикально интегрированной компанией (РАО «ЕЭС России») к потенциально конкурентному рынку. Разделение РАО «ЕЭС России», приведшее к появлению комплекса новых участников рынка, находящихся в пусть и ограниченно, но конкурентных отношениях, было завершено 1 июля 2008 года, однако процесс построения новой модели экономических отношений в отрасли продолжается3. Российская электроэнергетика стала одним из мировых лидеров по глубине рыночных преобразований и степени либерализации рынка, обогнав большинство стран мира, включая США, Канаду и ведущие страны Европы.


Одной из наиболее важных целей реформы оказалось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. Созданные в процессе реорганизации акционерные общества стали более прозрачны и эффективны. В результате реформы произошло разделение финансового учёта производства и сбыта электрической энергии и образование дочерних сетевых компаний, в собственность которых передавались сетевые активы (линии электропередачи и подстанции). Разделение финансовой деятельности привело к формированию условий для равного доступа к сетевой инфраструктуре. В сфере естественной монополии произошло усиление государственного контроля.

Таким образом, были созданы все условия для создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого в полной мере не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. Подобный механизм должен обеспечить электроэнергетическим компаниям финансовую стабильность в случае эффективной работы на оптовом и розничном рынках.

Российская реформа электроэнергетики проектировалась и реализовывалась с учетом накопленного в мире опыта преобразования энергетических рынков. Но не копировала детально ни одну другую страну.

Возможно, что России придется, оценив итоги запущенных в первой половине 2000‑х годов реформ в электроэнергетике, перейти к новому этапу реформирования отрасли. В последние годы между участниками российского рынка электроэнергии ни раз проходили жаркие дебаты по поводу необходимости пересмотра направлений и общей модели реформы, звучали требования об отмене принятых нормативных актов и призывы к скорейшим и зачастую весьма радикальным решениям. Высказывались самые разные предложения от усиления государственного регулирования до завершения ранее начатых реформ, связанных с приватизацией, дерегулированием и либерализацией российского электроэнергетического рынка, включая такие его сегменты, как сетевой комплекс и розничный рынок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 (ред. от 20.03.2013) "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
  2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"
  3. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 N 1949-р (ред. от 20.10.2015) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии"».
  5. Аналитический доклад: анализ результатов реформы электроэнергетики и предложений по росту её эффективности. Институт проблем естественных монополий. – Москва, 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gisee.ru/articles/27_05_2013_power_reform_analysis_presentation.pdf
  6. Аюев, Б.И. Рынки электроэнергии и их реализация в ЕЭС России / Б.И. Аюев. – Екатеринбург: УРО РАН, 2007. – 107 c.
  7. Баринов В.А. Перспективы развития электроэнергетики России на период до 2030 г.: Открытый семинар «Экономические проблемы энергетического комплекса» (семинар А.С. Некрасова). 133-е заседание от 23 октября 2012 года. М.: Изд-во ИНП РАН, 2013. - 32 с.
  8. Башмаков И., Мышак А. Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iea.org/media/workshops/2012/training-moscow/Session8BashmakovIndicators.pdf
  9. Войко А. Страхование дебиторской задолженности в электроэнергетике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2015. – № 2. – С. 266-269.
  10. Волков Э.П., Баринов В.А., Маневич А.С. Методология обоснования и перспективы развития электроэнергетики России. М.: Энергоатомиздат, 2010. 158 с.
  11. Глушко Т. Система сбалансированных показателей для электроэнергетических компаний, работающих по модели «Энергосервис» // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2015. – № 3. – С. 192-197.
  12. Итоги реформирования электроэнергетики в Российской Федерации. По результатам экспертного опроса / под ред. В.Н. Княгинина, М.С. Липецкой. – СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2014. – 85 с
  13. Климова Г.Н., Литвак В.В. Универсальный показатель энергетической эффективности // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11–5. - С. 1190-1194.
  14. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственно-частное партнерство и аутсорсинг: сравнительный анализ структуры и характера отношений // В мире научных открытий. - 2013. - № 4 (40). - С. 33-47.
  15. Ластовская М. Региональные аспекты внешней энергетической политики России: страны Ближнего и Среднего Востока и Африки: обзор // Мировой рынок нефти и газа. - 2015. - № 3. - C. 7-21.
  16. Мастепанов А.М. Энергетика и геополитика: заметки с форума «Клуба Ниццы» // Газовая промышленность. - 2015. - № 3. - C. 12-15.
  17. Мельник А.Н., Садриев А.Р. Влияние мирового финансового кризиса на развитие отечественной электроэнергетики // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 1. - С. 21-26.
  18. Островский Е.А. Роль государства в формировании национального рынка энергоресурсов // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2015. - № 4. - C. 9-14.
  19. Развитие электроэнергетики в России за 2014 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/other/55.pdf
  20. Электроэнергетика России: проблемы выбора модели развития: аналит. докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1–4 апр. 2014 г. / О. Г. Баркин, И. О. Волкова, И. С. Кожуховский и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 45 с.
  21. Системный оператор Единой энергетической системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://so-ups.ru/
  22. Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.fsk-ees.ru/
  23. Министерство энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://minenergo.gov.ru