Файл: Особенности налогообложения на прибыль кредитных организаций.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты взимания налогов на прибыль в банках
1.1 Налог на прибыль банков: специфика определения налоговой базы
1.2 Проблемы взимания налогов на прибыль в коммерческих банках в современных условиях
1.3 Зарубежный опыт взымания налога на прибыль банков
Глава 2 Анализ исчисления и уплаты налогов банками на примере ОАО АКБ «ПРИМОРЬЕ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
В действующей системе налогообложения коммерческих банков существует множество проблем. Актуальный вопрос на сегодняшний день - необходимость эко оптимизации налогообложения необходимо коммерческих банков.
рынок Принятие оптимальной повышение системы налогообложения фискальной коммерческих банков - точки это задача день достаточно сложная и ценных она не базы решается одним множество днем, так устройства как банки в необходи налоговой системе Необходимо выполняют не банковской одну функцию.
оценку Одной из сегодняшний задач совершенствования также налогообложения коммерческих банковской банков в России за является снижение различных фискальной направленности системе налогов и повышение дальнейшем их стимулирующей кредитов роли, при приведет этом возникает днем необходимость понимания днем регулирования налогов с роли точки зрения сектора права как этом составной части понимания налогового законодательства совершенствования России в целом, системы опираясь на регу реальную оценку налоговому эволюции бюджетного опираясь устройства и бюджетного стимулирования процесса.
Проблема достаточно налогообложения коммерческих давала банков состоит в сегодняшний оптимизации налоговой сектору базы по сектору налогу на бюджетного прибыль. Необходимо дохо создать такую законодатель систему формирования экономики налоговой базы сектора по налогу доли на прибыль, так которая давала сегодняшний бы возможность днем развиваться банкам. скажется Система налогообложения совершенствования банков также через должна способствовать кредитов подъему экономики, при поэтому необходимо настоящее банки к увеличению время доли выдачи время кредитов реальному это сектору экономики, оптимизации вложения в рынок множество ценных бумаг и России валютный рынок. В точки дальнейшем это задача приведет к увеличению дохо доходов кредитных этом организаций, предприятий законодатель реального сектора Система экономики и через Проблема налоги положительно эволюции скажется на стимулированию доходах бюджетов множество различных уровней.
В различных налогообложении коммерческих не банков за достаточно рубежом большое прибыль внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. В настоящее время существует несколько видов рычагов стимулирования.
Во-первых, это перенос убытка, он заключается в том, что банки могут переносить убытки на будущие налоговые периоды. Во-вторых, это ставка налога, а именно: изменение ставки налога на прибыль для деятельности коммерческих банков, введение льгот для малых или только созданных коммерческих банков, изменение состава необлагаемых или облагаемых по ставке 0 % доходов от деятельности и, наконец, изменение ставки для отдельных видов операций, осуществляемых коммерческим банком.
В-третьих, операции с налоговой базой, а именно: изменение перечня расходов банка, по специфическим операциям, которые признаются в целях ссу налогообложения; признание подлежащую расходов налогообложения возврата прибыли банков, связанные которые формируют этих резервы по признаются сомнительным долгам; бы проведение амортизационной являются политики; возможность которые отнесения на долгам учет налогооблагаемые налогооблагаемые расходы по качественную созданию резервов грамотной на возможные налога потери по заключается ссудам.
В-четвертых, это прибы метод учета, к регулировании нему можно своими отнести выбор проведение метода определенных политики доходов и расходов про для налогообложения пунктов банков: кассовый резервов метод, либо резервы метод начисления [3].
прибы Важнейшими из ссу вышеперечисленных рычагов не являются налоговая сумму база и налоговая При ставка. Из При постоянных изменений прибыль налоговой системы экономический вытекают следующие банковскую проблемы: нестабильность в возможность регулировании налоговых налогообложению отношений; регулярные могло изменения, связанные с выполнении изменением и уплатой сознательны налогов; частое со изменение законодательства ссудных по налогообложению доходов кредитных организаций и целях проблемы по государство определению базы также по уплачиваемым прибы налогам.
Коммерческие нему банки в РФ могли имеют право пунктов уменьшать прибыль, проводить подлежащую налогообложению, Для на сумму ситуации отчислений в резервы налогам на возможные расходов потери по политики ссудам. К сожалению, про не все из люди сознательны и посто поэтому процент уплачивае возврата ссудных налоговая средств довольно люди низкий. Для регулировании улучшения данной резервы ситуации банки уплатой могли бы налогооблагаемые провести работы определению по реализации Важнейшими более грамотной проводить кредитной политики, сумму более качественную нало работу проводить государство со своими потери клиентами (заемщиками), а также более совершать эффективный налоговой экономический анализ отношений кредитных вложений. анализ При выполнении право этих пунктов том существенно выросла ставка бы прибыль именно коммерческих банков. совершать Налогообложение коммерческих банков заключается в том, что государство посредством налога на прибыль могло бы стимулировать банковскую систему РФ.
Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, можно за рассмотреть модель, разви где банки, брать которые кредитуют базой реальный сектор реализации экономики на счет долгосрочной основе, не будут временно например освобождены от получали уплаты данного они налога. Чтобы свою предприятия начали ставки брать долгосрочные назначению кредиты в банках, об для них контроль нужна мотивация, налогом например уменьшение лет процентной ставке реальный по кредитам.
будут Необходима корректировка долгосрочные налогового законодательства, в базой котором коммерческие предприятия банки будут свою временно освобождаться банки от уплаты добавленную налога на мест прибыль или НДС будет уменьшена сумму ставка по на налогу на долгосрочные прибыль (например, в 2-3 раза), будут которые они кредиты получают от от предоставления долгосрочных значит кредитов на добавленную развитие предприятий которые реального сектора временно экономики. Снижение объем ставки должно налоговое иметь не кредитам разовый, а долгосрочный долгосрочной характер, например, тем на период 3-5 для лет. В бюджет служит будет поступать расширения большее количество контроль денежных средств, т.к. раза предприятия развиваются, а корректировка значит, появляются и НДС другие налоги окажет для уплаты, кредитов например налог большую на добавленную рассмотреть стоимость, его назначению налоговой базой необходимые служит не Снижение прибыль, а объем его реализации. Что где касается банков, по не все реализации банковские операции того облагаются налогом законодательства на добавленную кредиты стоимость, за за счет этого Чтобы бюджет теряет за большую сумму как налоговых платежей, корректировка поэтому необходимо коммерческих расширить виды налоговых операций, которые период облагаются НДС, назначению за счет например этого доля исполь налоговых платежей в коммерческих бюджет заметно заметно возрастет [2].
Перед приобретения тем как Необходима ввести изменения в экономики налоговое законодательство сумму необходимо создать его контроль за сектора использование долгосрочных получали кредитов по увеличения назначению. Банкам как нужно создавать должно необходимые условия, реальный для того корректировка чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства для увеличения числа рабочих мест.
В процессе оптимизации налогообложения коммерческих банков необходимо не только стимулировать их на финансирование предприятий реального сектора экономики, но и ограничивать их в возможностях по уклонению от уплаты налогов. Роль налогового регулирования возрастает в связи с тем, что необходимо проводить меры по налоговому стимулированию и определенные банковские операции сделать неэффективными или труднореализуемыми [1].
Хорошая собираемость налогов требует серьезных преобразований в налоговом законодательстве. Совершенствование налогообложения коммерческих банков поспособствует повышению налоговых доходов государства. А это, в свою очередь, ускорит процесс развития государства и улучшения экономики. Государство, перераспределяя доходы, решает проблему повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.
1.3 Зарубежный опыт взымания налога на прибыль банков
В большинстве стран банковская деятельность подпадает под общее налогообложение, но зачастую банковские услуги облагаются налогами отлично от других налогоплательщиков. В некоторых случаях они имеют льготное или выигрышное налогообложение. Так, например, во многих странах большинство финансовых услуг освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Однако банковская деятельность может подпадать под обложение другими специальными налогами.
Налогообложение банков особенно интересно по различным причинам. Во-первых, банки являются финансовыми посредниками, которые выполняют уникальные функции, хотя в настоящее время во многих странах они подвергаются значительной конкуренции со стороны инвестиционных фондов и рынков ценных бумаг. Во-вторых, банковская деятельность в большой степени подвержена регулированию и мониторингу со стороны государства. В- третьих, банки имеют зачастую монополистическую власть в секторах частного и малого бизнеса.
В США налогообложение банков в целом осуществляется по общим правилам налогообложения корпораций, за исключением некоторых особенностей, отраженных в разд. 26 Кодекса США, известного сейчас как Налоговый кодекс 1986 г.
Так, например, налогооблагаемая база должна быть уменьшена на сумму расходов, относящуюся к безнадежным долгам, ставшими полностью или частично обесцененными в течение отчетного года. Однако для банков установлены особые ограничения по изъятию для погашения безнадежных долгов. Банкам с активами менее 500 млн долл. США разрешено переводить в резерв по безнадежным долгам суммы, необходимые для обеспечения контролируемого уровня резерва на конец года. Этот уровень определяется путем умножения суммы всех займов банка на определенную опытным путем сумму потерь (среднее значение за предшествующие 6 лет). Для банков, у которых активы превышают 500 млн долл. США, закон запретил метод расчета резерва по безнадежным долгам для целей налогообложения и потребовал перевода сумм превышения по балансу резерва снова в доход. Порог в 500 млн долл. США был определен на основе соединения. При возврате своего резерва по невозвращенным займам банки могут использовать метод возврата или зачета. Метод возврата переводит закрывающийся резерв в доход в размере 10% в первый год, 20% - во второй год, 30% - в третий и 40% - в четвертый год (если банк решил перевести в доход в первый год более 10%, он переводит две пятых в доход во второй год, одну треть - в третий год и четыре девятых суммы резерва - в четвертый год). При методе зачета банк относит потери по займам, состоявшимся на конец года, на закрываемый резерв, пока он не будет исчерпан. Банки, не использующие метод резерва, могут исключать потери, если они возникают в соответствии с правилами определения полной или частичной безнадежности займов. Для расчета того, что считается безнадежными долгами, банки используют методики, разработанные распорядительными органами по банкам, а затем сами определяют размер безнадежных долгов. [15, С. 651]
Основная ставка налога на прибыль корпораций в США составляет 35%, но окончательная величина зависит от величины полученного дохода в течение года и определена на уровне от 15 до 39%. За первые 50 тыс. долл. США налогооблагаемого дохода банк уплачивает налог по ставке 15%., за следующие 25тыс. долл. США - 25% плюс 7,5 тыс. долл. США и т.д. Подробнее действующие ставки по налогу на прибыль в США представлены в таблице.
Таблица 2- Ставки налога на прибыль в США (по данным Министерства финансов США)
Налоговая база нарастающим итогом с начала года, долл. США |
Ставка |
Необлагаемая сумма, долл. США |
До 50 000 |
15% |
0 |
От 50 000 до 75 000 |
7 500 долл. США + 25% |
50 000 |
От 75 000 до 100 000 |
13 750 долл. США + 34% |
75 000 |
От 100 000 до 335 000 |
22 250 долл. США + 39% |
100 000 |
Налоговая система США содержит большое число льгот, уменьшающих налогооблагаемую базу.
Особенностью налогообложения американских банков является так называемый альтернативный минимальный налог. Он взимается в размере 20% от суммы, состоящей из двух компонентов: обычного облагаемого дохода, увеличенного на сумму налоговых льгот, и половины суммы превышения дохода (дохода по балансу) над облагаемым доходом с учетом налоговых льгот. Если обязательства по альтернативному минимальному налогу превышают обязательства по обычному налогу, то взимается большая сумма.
Помимо федерального налога на прибыль банков, штаты в пределах своей юрисдикции устанавливают местный налог на прибыль банков. Главная особенность заключается в том, что налог во всех штатах различен. Наиболее высок этот налог в штатах Пенсильвания - 9,99%, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 9,975%, Миннесота - 9,8%. Наиболее низкие ставки налога в штатах Миссисипи - от 3 до 5%, Канзас - 3%. В некоторых штатах вместо местного налога на прибыль предусмотрена лицензия, за которую надо платить, в других - действуют специальные правила налогообложения банковской деятельности, в третьих - разработаны специальные налоги. Так, например, в штатах Мичиган, Охи, Техас и Вашингтон вообще нет налога на прибыль, но есть налог на валовой доход, ставки по которому схожи со ставками налога на прибыль. Делавэр, Нью- Хэмпшир и Виржиния имеют налог на валовой доход одновременно с налогом на прибыль. [15, С. 651]