Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
Третью группу составляют внутренние функции, связанные с судебным управлением.
Функция защиты прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению, является ведущей по следующим основаниям:
1) преимущественно именно с ней связано возникновение этой ветви власти, ее расцвет в развитых демократических государствах;
2) другие функции судебной власти (правосудие, судебный контроль, в том числе конституционный) являются производными от этой основной функции, не является самодостаточными и имеют смысл только в разрезе осуществления этой основной функции (есть с этой точки зрения вторичными функциями).
Второй функцией судебной власти, которая также определяет направленность судебного воздействия, назначение судебной деятельности, является охрана конституционного строя РФ.
Конституционный контроль это легальная процедура осуществления судебной властью функции охраны конституционного строя в ее узком понимании путем контроля за соответствием юридических актов нормам Конституции РФ.
Указанная функция (процедура) имеет две разновидности:
1) раздельное рассмотрение и окончательное решение в установленном законом порядке дел о соответствии законов РФ, актов Президента РФ. Субъектом судебного конституционного контроля в этом случае является Конституционный Суд РФ;
2) производное определение конституционности примененных нормативно-правовых актов в рамках осуществления функции правосудия. В этом случае субъектом судебного конституционного контроля становится общий суд.
В отличие от других функций судебной власти в РФ функция конституционного контроля является для нее относительно новой. Тем важнее проследить историю ее возникновения и развития.
Основные Государственные Законы России от 23 апреля 1906 возлагали функцию законодательного контроля в орган, который обнародовал законы Правительствующий Сенат. Законы, которые не соответствовали положениям Основных Законов, обнародованию не подлежали.
Задача формирования органов власти первой Российской Республики была возложена на Учредительное Собрание. Особая комиссия при Временном Правительстве по составлению проекта Основных Законов в октябре 1917 г. Включила в программу законопроектной работы тему "Судебная гарантия Конституции". В связи с прекращением деятельности Временного Правительства Программа реализована не была.
В советский период отсутствовал как полноценный конституционный контроль вообще (за исключением первых лет), так и судебный конституционный контроль.
Функции судебной власти можно сгруппировать, обобщив полномочия в следующие группы:
1. Отправление правосудия. Это вид государственной деятельности, состоит в рассмотрении и решении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
2. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения средств процессуального принуждения. Судебное решение - единственное основание применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, средств процессуального принуждения; арест; содержания под стражей; обзор или обыск жилища, иного владения; ограничения тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (ст. 22, 23, 25 Конституции РФ).
3. Толкование правовых норм - связано с реализацией полномочия Конституционного Суда РФ давать официальное толкование Конституции и законов РФ (ст. 125 Конституции РФ).
4. Официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение - признание человека умершим или безвестно отсутствующим, установление родственных связей и тому подобное.
5. Ограничение конституционного и другой отраслевой правосубъектности граждан - вынесения судом решения о признании гражданина недееспособным, что приводит к ограничению конституционного права избирать и быть избранным и тому подобное.
Таким образом, функции судебной власти – это основные направления ее деятельности, которые состоят в отправлении правосудия, судебном контроле, толковании норм, официальном удостоверении фактов и т.д.
2.2. Принципы организации и деятельности судов РФ
Принципы судебной власти это общие положения, отражающие ее сущность, наиболее общие политико-правовые требования, выражающие содержание данного явления и выходят от социального носителя государственной власти. Содержание и объем конституционных принципов судебной власти по-разному определялись в истории отечественного конституционализма. Если конституции советского периода содержали наиболее общие (декларативные) положения о судебной системе, то действующая Конституция РФ поднимает до высшего правового уровня проблемы судебной защиты прав граждан, превратив принципы судебной власти на реальные регулятивные инструменты влияния на судебную систему с полной деидеологизацией их содержания. Таким образом, конституционные принципы судебной власти выступают ныне как закрепленные в Конституции и международных правовых актах ведущие правовые положения по организации и функционирования органов судебной власти.
Чаще всего принципы судебной власти вообще и правосудия в частности подразделяют на конституционные, то есть сформулированы в Конституции (принципы законности, состязательности, гласности судопроизводства) и принципы, в Конституции не закреплены, но вытекают из законодательных положений (принципы объективной истины, непрерывности, непосредственности, оперативности процесса и т.д.). Кроме разделения на конституционные и другие принципы по отраслевой принадлежности разделяют на принципы судоустройства или судопроизводства (уголовного, гражданского процессов) в зависимости от того, в нормах которой отрасли права они закреплены и находят свое отражение.
К юридическим принципам регулирования юрисдикции органов судебной власти следует отнести:
1) связанность этих органов правом (следует из правового характера государственной власти в правовом государстве), законом (вторичная легализация)
2) системное юридическое регулирование юрисдикции, обеспечивает единство и иерархический связь регулирующих ее нормативно-правовых актов (системность легальности)
3) соразмерность юридических средств определения юрисдикции и функциональных задач субъектов (бережливость легальности)
4) юридическая защита легально установленной юрисдикции (государственная защищенность).
Судебная юрисдикция имеет объективную (внешнюю) и субъективную (внутреннюю) стороны: с объективной стороны судебная юрисдикция выступает как система властных полномочий субъектов судебной власти.[24] Соответственно, под властными полномочиями субъектов судебной власти необходимо понимать права, а также связанные с правами обязанности этих субъектов, предоставленные им законом, в осуществлении соответствующих решений, действий, поведения в процессе осуществления судебной власти.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст.5)[25].
Принцип независимости состоит в том, что никто не может вмешиваться в деятельность Конституционного Суду РФ. Любое давление, влияние из вне на Конституционный Суд запрещено.
Коллегиальность означает, что деятельность и решения Конституционного Суда являются результатом консенсуса судей, входящих в его состав (19 судей).
Гласность означает, что деятельность Конституционного Суда является открытой. В свою очередь, принцип состязательность и равноправия сторон состоит в том, что стороны равны в предоставлении доводов своей правоты.
Судебные органы решают дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного вмешательства, принуждения, давления, угроз, прямого или косвенного характера, с любой стороны и по каким-либо причинам.
Судебные органы обладают компетенцией по всем вопросам судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело до установленной законом компетенции.
Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения вынесены судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров вынесенных судебными органами.
Принцип независимости судебных органов дает им право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства при соблюдении прав сторон участников процесса.
Подобная конституционно-правовая независимость судебной власти связана, с целым рядом последствий, определяющих как специфику судебной функции, так и особый характер правового статуса судьи. Важнейшими среди них являются следующие: во-первых, поскольку функции судебной власти конституционно отделены от функций исполнительной власти, то никакие должностные лица государственного аппарата (начиная от президента и заканчивая мелким чиновником) не вправе вмешиваться в работу судов применять любые дисциплинарные санкции в отношении судей. При этом под вмешательством в деятельность по осуществлению правосудия следует понимать любое воздействие на судью (просьба, указание, требование, критику судьи в средствах массовой информации до решения дела и т.д.) со стороны любого лица с целью склонить их к совершению или не совершение определенных процессуальных действий или принятия желаемого судебного решения. Также не имеет значения с помощью каких средств (обещание различных выгод, угроза и т.д.), в какой стадии процесса, либо государственным органом и в деятельность суда которой инстанции осуществляется вмешательства; во-вторых, ни законодательные, ни правительственные органы не имеют права контролировать процесс вынесения судебных решений, путем направления в суд определенных указаний, требований или "пожеланий". Тем более, они не вправе брать на себя функции разрешения споров, отнесенных законом к компетенции судебной власти.
Таким образом, во-первых, все свои функции судебная власть осуществляет руководствуясь только требованиями права вне вмешательства или какого-либо влияния со стороны государственных, и в том числе других правоохранительных, органов. Во-вторых, юрисдикция судов распространяется не на какой-то ограниченный круг правоотношений, а на все правовые отношения, которые возникают в государстве и обществе.
Заключение
Судебная власть в РФ сегодня реализуется через осуществление правосудия в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Специфическими признаками судебной власти является ее самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота, универсальность юрисдикции судов, а также независимость судей.
Функции судебной власти: отправление правосудия; судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения средств процессуального принуждения; толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционного и другой отраслевой правосубъектности граждан.
Функция защиты прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению, является ведущей по следующим основаниям: преимущественно именно с ней связано возникновение этой ветви власти, ее расцвет в развитых демократических государствах; другие функции судебной власти (правосудие, судебный контроль, в том числе конституционный) являются производными от этой основной функции, не является самодостаточными и имеют смысл только в разрезе осуществления этой основной функции.
Все свои функции судебная власть осуществляет руководствуясь только требованиями права вне вмешательства или какого-либо влияния со стороны государственных, и в том числе других правоохранительных, органов; юрисдикция судов распространяется не на какой-то ограниченный круг правоотношений, а на все правовые отношения, которые возникают в государстве и обществе.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Список литературы
- Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. 528 с.
- Алехин А.П., Козлов Ю.М. Организационно-правовые аспекты соотношения законодательной и исполнительной властей в России / Разделение властей: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ: Юрайт-Издат, 2004. – С. 346-369.
- Антология мировой правовой мысли: В 5 т. / Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 1999. Т. 4: Россия XI-XIX в.в. 813 с.
- Гравина А. А. Акты Конституционного Суду РФ и законодательство о судебной власти // Государство и право. Юридические науки. - Вып. № 10 (178). - 2011. – С. 47-54.
- Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. http://constitution.garant.ru/act/base/10200087/
- Закон Российской Федерации «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 N 3132-1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ks-rb.ru/normative/zakonsud/
- Закон Российской Федерации «О судебной системе РФ» 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/
- Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1909. 468 с.
- Лайтер А. В. Проблема реализации принципа разделения властей в условиях формирования правовой государственности в современной России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=4219:2015-01-13-10-02-36&catid=169:2012-12-18-05-07-48&Itemid=1
- Петрухин И. Л. Правосудие в системе государственных функций // Правоведение. ‑ 1983. ‑ № 3. ‑ С. 40-42.
- Тихомиров Ю. А. Публичное право. ‑ М.: Изд-во БЕК, 1995. – 496 с.
- Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2748.html
- Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ»21 июля 1994 года N 1-ФКЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/