Файл: Методика защиты информации в системах электронного документооборота(Основные понятия и определения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня на смену обычного документооборота на предприятиях стал внедряться электронный документооборот. Основой электронного документооборота так же является документ, только в электронной форме. Это привело к тому, что появились системы электронного документооборота.

Популярность данных систем объясняется тем, что их применение намного упрощает процесс работы с обычными документами, а именно:

• Сокращение времени доступа к информации;

• Уменьшение дублирования документов и информации;

• Повышение сохранности документов и информации;

• Упрощает доступа к данным;

• Оптимизация хранения документов;

• Происходит улучшение качества обслуживания клиентов;

• Повышение дисциплины и качества работы;

• То есть имеет место автоматизация в делопроизводстве.

Эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления. Документооборот исключительно важен для правильной организации финансового и управленческого учёта

Системы электронного документооборота формируют новое поколение систем автоматизации предприятий.

Но кроме преимуществ есть и недостатки, которые состоят в том, что необходимо организовать защиты данных, с которыми работают системы электронного документооборота.

Данная тема является наиболее актуальной в современном бизнесе, а защита информации – это залог успеха и конкурентоспособности организации, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

Цель исследования – определить методы защиты информации в СЭД.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  • Дать определение понятия электронный документооборот;
  • Выявить преимущества электронного документооборота на предприятие;
  • Определить понятия «системы электронного документооборота»;
  • Описать структуру СЭД;
  • Описать угрозы для систем электронного документооборота;
  • Описать основные методы защиты информации в СЭД;
  • Привести пример построение защищенной модели электронного документооборота организации.

Объектом исследования является методы защиты информации Предметом исследования являются системы электронного документооборота.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Основные понятия и определения

    1. Определение понятия электронный документооборот

Понятие документооборот тесто связано с термином документ. Документ – это базовое понятие, под которым понимается материальный объект, который содержит информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве[1].

Документооборот – это процесс движения документов с момента их создания (заполнения) или получения до завершения исполнения или отправки[2].

Различают – обычный – бумажный документооборот и электронный документооборот.

Электронный документооборот — это движение электронных документов на предприятии и деятельность по организации этого движения.

Следует отметить и другое определение которое, по мнению автора, просто раскрывает суть понятия «электронный документ». А именно под данным понятием понимается некий набор информации (текст, изображение, звукозапись), сохраненный на компьютере (файлы Word, Excel и т.п.). Этот набор информации сопровождается карточкой с атрибутами, подобно тому, как книги в библиотеке сопровождаются картотекой. По атрибутам (название, автор, дата создания и т.д.).документ можно быстро найти[3].

При этом, как правило, подразумевается полный цикл автоматизации движения документа (от получения или порождения до отправки или перевода в архив) и существенное (вплоть до нуля) сокращение объема использования бумажных документов. При этом электронный и безбумажный документооборот — не одно и то же, так как и электронный документооборот может оперировать (зачастую так и происходит) в том числе образами (отсканированными оригиналами) бумажных документов. Нельзя путать понятия «делопроизводство» и «документооборот».

Потому, что понятие делопроизводство – представляет собой отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами (ГОСТ Р 51141-98).

С определение понятия электронный документооборот более менее понятно. Далее рассмотрим как это «работает».

Так как документооборот предполагает «обмен» документами между двумя и более организациями, то следовательно процедура электронного документооборота следующая. Предположим, что обмен документами имеет место между 2 фирмами – фирма-продавец и фирма-покупатель.


• Фирма-продавец создает в своей учетной системе документ. С помощью криптографического программного обеспечения, созданный документ подписывается электронной подписью. Заполненный документ оператор отправляет фирме-покупателю. Прием документа осуществляется с помощью специального ПО.

• Фирма-покупатель после получения документа вводит его в свою учетную программу, проверяет на соответствие сделки в данном случае о купли-продажи. Затем проверяется если все оформлено без ошибок. Если их нет то фирма-продавец ставит свою электронную роспись – то есть сделка состоялась. В случае обнаружения ошибок или неточностей, фирма отправляет соответствующее сообщение с указанием причины отказа.

• Если фирма-покупатель ввел цифровую подпись и отправил документ фирме-продавцу, то он в свою очередь так же проверяет все на наличие ошибок. Если их нет ставит свою электронную подпись и через оператора отправляет обратно продавцу. Если вовремя проверки обнаружены неточности или ошибки, покупатель отправляет продавцу уведомление об отказе с указанием причин.

После завершения сделки все электронные документы отражаются в бухгалтерском учете. Следует отметить, что электронный документ по своей силе равносилен обычному бумажному документу. Так как электронный документ подписан электронной подписью, имеют равную правовую силу, как и подписанные руководителем бумажные документы.

Документооборот между организациями производится через оператора, что позволяет сократить время на учет и обработку

Причем, нет закона который запрещал бы электронный документооборот между фирмами.

Документооборот между организациями производится через оператора, что позволяет сократить время на учет и обработку[4].

То, есть, с технической точки зрения, процесс организации электронного документооборота следующий - на сервере (как фирмы-продавца, так и фирмы-покупателя) создается база данных, в которой хранятся созданные документы. Доступ к базе данных можно осуществлять через браузер (как правило, поддержку браузера определяется создателем программного интерфейса). Доступ к базе документов можно осуществлять как по локальной (внутренней) сети, так и через Интернет. Папки документов распределены в соответствии с иерархической структурой организации. Создавать, редактировать, а также удалять документы имеет право только владелец документов.

    1. Преимущества электронного документооборота на предприятию


До сих пор многие предприятия осуществляют документооборот в бумажной форме, а это создаем много недостатков. Среди которых можно отметить следующие:

  • Затруднение поиска нужной информации;
  • Сложно делать отчеты (статистические, сводные и другие);
  • Сложно, а точнее будет сказано проблемно корректировать документы;
  • Доставка документов фирмам с которыми сотрудничает затруднено, а так же дорого и в плане денег и в плане времени. Необходим держать в штате фирмы одного курьера для доставки документов.
  • Проблематично работать с большим объемом информации, который ежедневно растет, но не уменрьшается;
  • Становится проблематично оперативное принимать решение.

Все выше описанные недостатки привели к тому, что на многих предприятия, как российских, так и молдавских имеет место внедрение систем электронного документооборота. Эти системы, кроме того, что решают выше описанные недостатки они и предоставляют массу различных возможностей.

И так, преимущества, которые фирме дают использование электронного документооборота:

  • Сокращение времени доступа к информации – электронный документооборот позволяет избавиться об большого объема бумаг. Причем, все электронные документы могут быть отправлены по электронной почте.
  • Уменьшение дублирования документов и информации – в системе электронного документооборота один документ может быть доступен всем авторизованным пользователям системы, причем, следует отметить, что пользователю системы не обязательно находиться в пределах предприятия, доступ он может получить и с другого места – главное – это доступ к программе.
  • Упрощение доступа к данным – системы электронного документооборота позволяют получить доступ к необходимым данным за счет средств поиска и экспорта данных непосредственно избизнес систем.
  • Оптимизация хранения документов и данных – единственное хранилище данных приводит к тому, что нет необходимости хранить много копий документов. С помощью средства доступа и индексации документов, пользователи могут мгновенно получать доступ к необходимым документам и информации, которая есть в хранилище.
  • Автоматизация бизнес процессов – системы электронного документооборота предполагают выполнение заданного процесса обработки документов. На основе действий с документами могут автоматически обновляться бизнес-приложения, создаваться новые документы, устанавливаться связь с внутренними и внешними пользователями.
  • Происходит 3лучшение качества обслуживания клиентов – за счет быстрого доступа к необходимой информации, клиенты могут быстро получать ответы на свои запросы.
  • Повышение дисциплины и качества работы – системы электронного документооборота задают жесткие правила и порядок работы сотрудников. Система не позволит сотрудникам нарушить эти правила. Все документы хранятся в системе, имеют необходимую идентификацию и порядок движения. Сотрудники не смогут изменить состояние документа не выполнив заданных действий.
  • Повторное использование информации – за счет электронной обработки и хранения информации появляется возможность многократного использования данных, внесенных в систему. Например, при заполнении типовых форм или составлении отчетов.
  • Повышение качества данных – в электронных системах документооборота множество форм и документов заполняются автоматически, что снижает риск возникновения ошибок. Кроме того, это позволяет сократить количество повторных проверок документов и их корректировок.
  • Повышение сохранности документов и информации – за счет средств разграничения доступа можно строго контролировать доступ сотрудников к информации и документам. Наличие единой базы позволяет осуществлять архивирование и восстановление информации в короткий период времени.

Выводы

На основании проведенного изучения понятия «электронный документооборот», можно сказать, что сегодня это является необходимость, то есть предприятиям, как большим так и маленьким необходимо осуществить переход от бумажной формы к электронному, потому что этому «переходу» никто не препятствует. А самое главное то, что внедрение систем электронного документооборота позволяют снизить издержки до 70%.

Но следует отметить, и небольшое «но», еще не воспринимают электронные документа, так как воспринимают обычный бумажный документ заверенный подписью и штампом.

Глава 2. Сущность и структура СЭД

2.1 Системы электронного документооборота

Далее раскроем суть понятия «системы электронного документооборота» и опишем как происходит данный процесс на предприятиях.

Изучив литературу по данному вопросу, можно сказать, что есть различные определения данного понятия. Вот некоторые из них:

Система электронного документооборота (СЭД) или система автоматизации документооборота, как предлагают авторы сайта ru.wikipedia.org — это автоматизированная многопользовательская система, которая сопровождает процесс управления работой иерархической организации для того, что бы обеспечить выполнения этой организацией своих функций. И определение на этом не заканчивается, авторы с сайта ru.wikipedia.org, полагают, что процесс управления основывается на человеко-читаемые документы, которые содержат инструкции для сотрудников предприятия, которые необходимы к исполнению[5].

Исходя из определения (представленного выше), что электронный документ – это набор информации в электронном формате, можно определить и понятие электронный документооборот следующим образом. Электронный документооборот (ЭДО) – это способ организации работы с документами, причем работа выполняется с документами в электронном формате и все документы хранится централизованно.

Из данного определения понятия электронный документооборот, можно дать и определение понятия «система электронного документооборота» – представляет собой компьютерная программа (программное обеспечение, система), которая организовывает работу с электронными документами и процесс взаимодействие между работниками (передачу документов, выдачу заданий, отправку уведомлений и т.п.).