Файл: "Управление финансовыми потоками в гостиничном бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

В настоящее время гостиничная сфера завоевывает почетное место по темпам развития и привлечения инвестиций в индустрию. Данный факт не кажется странным, учитывая, что последние несколько лет гостиничная отрасль считается одной из наиболее привлекательных сфер для бизнеса.

Связано это с тем, что в периоды с 2013 года по настоящее время экономика нашей страны и мира в целом находится в неустойчивом положении. Гостиничный бизнес – это та сфера, которая может мгновенно реагировать на изменения извне. Возможность эффективно работать в кризис и максимизировать выручку во времена экономического роста делает гостиничную недвижимость гибкой и рентабельной. 

Гостиничный бизнес относится к предпринимательским типам работы и реализовывается имея цель получения выгоды. Работа гостиничного бизнеса ориентирована на предоставление высококачественных услуг для посетителей. Потому нужно улучшать гостиничное хозяйство, повышая при всем этом поток посетителей.

В небольшом отеле-пансионе, где финансовыми потоками вполне могут распоряжаться один - два человека, контролировать ход каждой денежной операции достаточно легко. Но как если компания становится на уровень развития выше (скажем, превращается в сетевую), количество проблем также растет пропорционально количеству сотрудников и объемам имущества организации. Лавинообразного роста финансовых трудностей можно избежать лишь в том случае, если на предприятии безукоризненно отработаны и налажены все процессы, связанные с планированием денежных средств, а также разработана структура, при которой определенное лицо ответственно за принятие определенных решений. 

Глава 1. Теоретические основы управления денежными потоками в сфере гостиничного бизнеса

1.1. Денежные потоки предприятия и методы их анализ

1.2. Деятельность финансового менеджмента в гостиничном бизнесе

1.3. Понятие гостиничного бизнеса и гостиничного продукта

Глава 2. Анализ управления денежными потоками в гостинице «Космос»

2.1. Общая характеристика гостиницы «Космос»

2.2. Финансово-экономический анализ деятельности гостиницы «Космос»

2.3. Совершенствование финансовой деятельности гостиницы

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время гостиничная сфера завоевывает почетное место по темпам развития и привлечения инвестиций в индустрию. Данный факт не кажется странным, учитывая, что последние несколько лет гостиничная отрасль считается одной из наиболее привлекательных сфер для бизнеса.

Связано это с тем, что в периоды с 2013 года по настоящее время экономика нашей страны и мира в целом находится в неустойчивом положении. Гостиничный бизнес – это та сфера, которая может мгновенно реагировать на изменения извне. Возможность эффективно работать в кризис и максимизировать выручку во времена экономического роста делает гостиничную недвижимость гибкой и рентабельной. 

Гостиничный бизнес относится к предпринимательским типам работы и реализовывается имея цель получения выгоды. Работа гостиничного бизнеса ориентирована на предоставление высококачественных услуг для посетителей. Потому нужно улучшать гостиничное хозяйство, повышая при всем этом поток посетителей.

В небольшом отеле-пансионе, где финансовыми потоками вполне могут распоряжаться один - два человека, контролировать ход каждой денежной операции достаточно легко. Но как если компания становится на уровень развития выше (скажем, превращается в сетевую), количество проблем также растет пропорционально количеству сотрудников и объемам имущества организации. Лавинообразного роста финансовых трудностей можно избежать лишь в том случае, если на предприятии безукоризненно отработаны и налажены все процессы, связанные с планированием денежных средств, а также разработана структура, при которой определенное лицо ответственно за принятие определенных решений. 

Глава 1. Теоретические основы управления денежными потоками в сфере гостиничного бизнеса

1.1. Денежные потоки предприятия и методы их анализ


Эффективность деятельности предприятий во многом зависит от их способности аккумулировать денежные средства, непрерывности движения денежных средств и их эффективного использования. Для многих белорусских предприятий проблемой является дефицит денежных средств для осуществления ими текущей и инвестиционной деятельности. Одними из причин дефицита денежных средств являются низкая эффективность использования и привлечения денежных ресурсов, ограниченность применяемых при этом финансовых инструментов, технологий и механизмов.

Вопросам сущности, инструментария и проблемам анализа, прогнозирования денежных потоков посвящены работы И.А. Бланка, Ю. Бригхема, Р. Л. Брейли и С. С. Майерса, Г.В Савицкой, В.В Ковалева и других ученых.

По мнению Савицкой Г.В. денежный поток – это «непрерывный процесс движения денежных средств во времени».[1]

И.А. Бланк дает следующее определение денежного потока предприятия: «денежный поток - совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности».[2]

Ю. Бригхем[3] трактует денежный поток как «фактически чистые денежные средства, которые приходят в фирму (или тратятся ею) на протяжении определенного периода». Такие авторы, как Р. Л. Брейли и С. С. Майерс определяют поток денежных средств следующим образом: «Поток денежных средств от производственно-хозяйственной деятельности определяется вычитанием себестоимости проданных товаров, прочих расходов и налогов из выручки от реализации».[4]

Таким образом, критический обзор литературных источников относительно сущности потоков денежных средств дал возможность выдвинуть авторский подход к определению денежных потоков, как совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, возникающих в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятием.

Деление отрицательных денежных потоков на оттоки, которые в будущем позволят получить экономическую выгоду (оттоки, связанные с оплатой приобретаемых товаров и услуг для производства продукции, приобретением инвестиционной собственности), и оттоки, которые не приводят к получению экономической выгоды (оттоки, связанные с уплатой штрафов). Такая классификация может использоваться при прогнозировании и планировании денежных потоков.


Также можно предложить деление потоков на внутренние и внешние. К внутренним потокам относятся потоки денежных средств между структурными подразделениями, потоки, обслуживающие отношения с персоналом и учредителями. К внешним денежным потокам можно отнести денежные потоки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, денежные потоки, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, реализацией продукции потребителю. Возможна и классификация денежных потоков по признаку возможности предвидения на предвидимые и непредвидимые. К предвидимым потокам можно отнести потоки, связанные с приобретением материалов, из которых будет изготовлена продукция, в результате реализации которой будет получена выручка, а также потоки, связанные с уплатой налогов. Непредвидимые потоки денежных средств включают, к примеру, потоки, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Можно также поделить денежных потоков по степени рискованности на денежные потоки, связанные с рискованной деятельностью (например, с реализацией инвестиционных проектов, вложение средств в новые виды деятельности), и денежные потоки, не связанные с рискованной деятельностью.

Классификация денежных потоков по различным признакам используется при анализе денежных потоков. Анализ денежных потоков является важным элементом управления предприятием, так как от объемов и скорости движения денежного оборота, эффективности управления зависят платежеспособность и ликвидность предприятия. Основной целью анализа денежных потоков является выявление уровня достаточности денежных средств, необходимых для нормального функционирования предприятия и определение эффективности и интенсивности их использования в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

В анализе денежных потоков выделяют два метода: прямым и косвенным. При прямом методе анализа оттоки и притоки по видам деятельности отражаются в суммах, реально поступивших в кассу и на счета предприятия. Прямым методом рассчитываются показатели формы № 4 годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств». Денежный поток на конец периода определяется как разница между всеми притоками средств на предприятии по трем видам деятельности и их оттоками. Остаток денежных средств на конец периода определяется как их остаток на начало периода с учетом потока денежных средств за данный период.

Косвенный метод анализа более предпочтителен для аналитических целей, так как позволяет определить отклонение финансового результата от чистого денежного потока. При косвенном методе основой для расчета является нераспределенная прибыль, а также изменения активов и пассивов предприятия.


Оба способа имеют как преимущества, так и недостатки, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Достоинства и недостатки методов анализа денежных потоков

Способ

Достоинства

Недостатки

Прямой метод

позволяет определить основные источники поступлений и выплат, что помогает сконцентрировать внимание на наиболее значимых источниках поступления и выбытия денежных средств; устанавливает зависимость между выручкой и объемом производства, может использоваться при принятии оперативных управленческих решений для обеспечения достаточности денежных средств при осуществлении платежей по текущей деятельности; позволяет использовать данные для прогнозирования денежных потоков.

не устанавливает зависимости меду полученной прибылью (убытком) и величиной чистого денежного потока, не позволяет выявить причины изменения остатка денежных средств.

Косвенный метод

наглядно показывает взаимосвязь чистого финансового потока и чистого финансового результата; позволяет проследить направления использования полученных денежных средств; с помощью данного метода можно выявить проблемы в деятельности предприятия, которые приводят к отвлечению денежных средств из оборота, и определить пути решения этих проблем.

является очень трудоемким и требует для его проведения данных не только из официальной финансовой отчетности, но и внутренних документов (Главной книги), что затрудняет его осуществление для внешних пользователей.

На предприятиях как правило используется прямой метод анализа, используемый при составлении отчета о движении денежных средств. Однако, как видно из таблицы 1.1., в аналитических целях более целесообразно использовать косвенный метод, поэтому можно порекомендовать предприятиям наряду с составлением отчета о движении денежных средств прямым методом в рамках обязательной бухгалтерской отчетности, также составлять отчет о движении денежных средств косвенным методом для управленческих целей.

Таким образом, деятельность предприятия невозможна без движения денежных средств, а эффективность этой деятельности зависит от способности предприятия генерировать и аккумулировать денежные средства, непрерывности их движения и эффективного использования. Эффективное управление денежными потоками способствует достижения главной цели любого предприятия – максимизации прибыли.


1.2. Деятельность финансового менеджмента в гостиничном бизнесе

Для успешного функционирования предприятий гостиничной индустрии необходимо грамотное управление финансами, так как цели и задачи финансового менеджмента неразрывно связаны с производственными и коммерческими целями и задачами гостиничного предприятия. Растущая конкуренция на российском рынке гостиничных услуг, а также рост степени интеграции России в мировое экономическое сообщество требует поиска и внедрения новых методов управления хозяйственной и финансовой деятельностью гостиничных предприятий. Необходимость и целесообразность использования данной комплексной системы управления финансовой деятельностью базируется на опыте работы гостиничных предприятий разных стран.

Роль и значимость финансового менеджмента на предприятии гостиничной индустрии возрастает наряду с усложнением хозяйственных и финансовых связей между различными предприятиями, с возможностью выбора альтернативных проектов функционирования и инвестирования. Принципы и методы финансового менеджмента имеют универсальный характер, но рассматривая данную дисциплину в рамках гостиничной индустрии, следует отметить, что особенности данной отрасли оказывают существенное влияние на формирование системы финансового менеджмента.[5]

На современных предприятиях разрабатываются специальные механизмы и системы управления, позволяющие осознать персоналу всех служб и подразделений свою ответственность в достижении финансового благополучия организации. У всех сотрудников культивируется понимание того, что работа их подразделений непосредственно влияет на финансовый результат деятельности организации. Таким образом, финансовый менеджмент является важной областью знаний для всех руководителей, занятых в данном секторе экономики.

В качестве субъекта финансового менеджмента может выступать совокупность отдельных людей и служб, которые, прорабатывая и реализуя финансовые решения на конкретном предприятии, осуществляют еще и управление финансовой деятельностью, иными словами, субъект финансового менеджмента – это организационная подсистема, занятая управлением финансовой деятельностью.[6]