Файл: Информатика Часть 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Информатика

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 2417

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31

виде PI( ). Адреса ячеек (В7, С7) вставляем в формулу щелчком 
мыши  по  соответствующим  ячейкам.  После  нажатия  ENTER  в 
ячейке D7 вы  увидите число, полученное в результате вычисле-
ния по формуле, а саму формулу  будет  видно в строке формул, 
когда ячейка будет выделена (рис. 3, в). 

5.  Провести  вычисления  для  остальных  наборов  исходных 

данных.  Скопируем  формулу  из  ячейки  D7  в  ячейки  D8  и  D9. 
Для этого выделим ячейку D7, курсор мыши наводим на маркер 
автозаполнения  (курсор  должен  принять  вид  черного  перекре-
стия (рис. 3, в)) и при нажатой левой клавиши мыши тянем мар-
кер  автозаполнения  до  ячейки  D9,  отпускаем  левую  клавишу 
мыши. (рис. 3, г). 

6.  Изменить  формат  представления  результата.  Для  этого 

выделим  диапазон  ячеек  D7:D9.  Выполним  из  меню  Формат 
команду  Ячейки.  В  окне  Формат  ячеек  изменим  количество 
знаков  в  дробной  части  (вкладка  Число,  категория  Числовой
Дробная часть – 2 (рис. 7). 

 

Рис.4. Окно «Формат ячеек» 


background image

 

32

7. Оформить таблицу. Выделим диапазон ячеек В6:D9 и с 

помощью  окна  Формат  ячеек  выполним  обрамление  ячеек 
(вкладка Обрамление). 

Пример выполнения задания 5. Пусть даны 2 числа а и b

Удвоить  каждое  из  них,  если  их  полусумма  больше  10,  в  про-
тивном случае уменьшить их в два раза. 

 

На рис. 5 приведен фрагмент окна Calc с рабочим листом, на 

котором выполнено задание 5.  

Обратите  внимание,  что  в  расчетной  таблице  приведены  ис-

ходные  значения  величин  и  их  значения,  полученные  после  обра-
ботки  по  заданному  в  условии  алгоритму.  Если  Вы  посмотрите  в 
строке формул содержимое выделенной ячейки, Вы увидите, что в 
ней  приведена  формула,  по  которой  ведется  обработка  исходных 
данных. А в выделенной ячейке мы видим значение, полученное 
в результате вычисления. 

 

Рис. 5. Пример выполнения задания 5 

Возможный порядок выполнения задания 
1. Ввести текст задания. В ячейку А1 введем текст. 
2. Ввести заголовки. В ячейки В3 и С3 введём текст, соответ-

ственно «а» и «b». В ячейки А4 и А5 введём текст, соответствен-
но «Исходные значения» и «Новые значения». 

3. Ввести исходные данные. В ячейки В4 и С4 введём про-

извольные числа – мы ввели 10 и 20 (рис. 5). 

4.  Ввести  формулы,  по  которым  ведется  обработка  исход-

ных данных.  В  ячейке  В5  ведется  обработка  числа  а.  Выделяем 


background image

 

33

ячейку  В5,  запускаем  Мастер  функций  (Вставка/Функция), 
выбираем функцию ЕСЛИ (в более ранних версиях Calc следует 
использовать функцию IF). В поле Тест записываем логическое 
выражение 

(с 

абсолютными 

ссылками 

на 

ячейки) 

($В$4+$С$4)/2>10,  в  поле  значение_тогда  записываем  В4*2,  в 
поле значение_иначе записываем В4/2 (рис. 6). 

 

Рис. 6. Диалоговое окно для ввода аргументов функции ЕСЛИ 

В  ячейке  С5  ведется  обработка  числа  b.  Формула  анало-

гичная, только удваивать или уменьшать нужно число из ячейки 
С4. Скопируем формулу из ячейки В5 в ячейку С5. При этом аб-
солютные адреса в формуле  не изменятся, в относительных ад-
ресах изменятся заголовки столбцов. 


background image

 

34

5. Оформить таблицу. Выполним обрамление ячеек В3:С5. 
6. Проверить работу формул. Изменим значения а и b на 2 

и 5 – результат изменится автоматически (рис. 7). 

 

Рис. 7. Пример решения задания 5  

при новых исходных данных 

Рассмотрим выполнение задания 6. В задании 6 необхо-

димо  табулировать  заданную  функцию  y=y(x)  на  заданном  ин-
тервале [ab] c шагом h и построить ее график. 

 

Пусть

 

 

3

2

)

2

(

2

x

x

y

,  x  [–1;1], 

h=0,2. 

На рис. 8 приведен фрагмент окна Calc с рабочим листом, 

на котором выполнено задание 6. Если Вы посмотрите в строке 
формул содержимое выделенной ячейки, Вы увидите, что в ней 
приведена формула, по которой вычисляются значения функции 
y=y(x). А в выделенной ячейке мы видим значение, полученное 
как результат вычисления по введенной в ячейку формуле. 

Возможный порядок выполнения задания  
Прежде всего, запишем текст задания. Далее: 

1. Введем в ячейки A5 и B5 заголовки и Y соответственно 

(рис. 8). 

2. Для заполнения диапазона значений X используем авто-

заполнение ячеек. В ячейку  A6 занесем первое значение X, рав-
ное  –1.  В  ячейку  А7  занесем  второе  значение    X,  равное 
 –0,8  (в  нашем  примере  шаг  равен  0,2).  Выделяем  обе  ячейки 


background image

 

35

(диапазон  А6:А7),  устанавливаем  курсор  на  маркер  автозапол-
нения и, удерживая левую клавишу мыши нажатой перемещаем 
курсор  вниз  до  ячейки  А16  (на  всплывающей подсказке  справа 
от курсора появится число 1). Отпускаем левую клавишу мыши. 

 

Рис. 8. Пример выполнения задания 6 

3. В ячейку В6 вводим расчетную формулу: 

=КОРЕНЬ(2-A6^2)/(2–A6)^3. 

В  более  ранних  версиях  Calc  для  функции  извлечения  корня 
квадратного следует использовать имя SQRT. 

4. Скопируем формулу в ячейки В7:В16. 
5.  Для  построения  графика  функции  выделяем  диапазон 

ячеек  А5:В16  (данные  вместе  с  заголовками  столбцов),  выпол-
няем 

команды 

Вставка/Диаграмма 

(или 

Встав-

ка/Объект/Диаграмма). 

6. В окне Мастер диаграмм выберем тип диаграммы XY-

разброс и вид Линии и точки. Нажмем три раза Далее (перей-
дем  к  четвертому  последнему  шагу  мастера  –  Элементы  диа-
граммы
). 

7. Введем необходимые надписи (рис. 9). Нажмем Готово