Файл: Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников (Сущность и виды коллективной творческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Коллективная творческая деятельность и теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Сущность и виды коллективной творческой деятельности

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах

2.1 Структура коллективных творческих дел

2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности

2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности

Глава 3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Описание практического опыта работы по организации коллективного творческого дела младших школьников

Заключение

Библиографические ссылки

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент в обществе происходят серьезные изменения. Для того чтобы человек мог адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои творческие возможности, развивать в себе творческость. Как справедливо отмечает Е.Л. Яковлева, «именно творческость открывает безграничные возможности для личностного роста. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире есть проявление своей неповторимости и уникальности, то есть творческости» [17].

Неправильно организованный процесс обучения приводит к угасанию творческих способностей детей, к нежеланию мыслить творчески, воображать, фантазировать. Таким образом, ни о каком дальнейшем творческом развитии личности не может идти и речи. Именно поэтому перед нами встает необходимость разрешения проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте, так как они формируют умение произвольно и продуктивно использовать полученные знания, помогают научиться не готовым понятиям, а способам решения сложных задач, формируют установку на потенциальные знания, на научение «учиться», а не пользоваться готовыми схемами. В сложном и быстро меняющемся современном мире такие способности чрезвычайно важны, они помогают не только адаптироваться в самых разнообразных ситуациях, но и самореализоваться в них. Этому способствует организация коллективной творческой деятельности младших школьников. Её особенности организации и проведения мы и будем рассматривать в нашей курсовой работе, а также нами будет проведено коллективное творческое дело «Путешествие по материкам» на базе школы №508 по ЮАО г. Москвы.

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Проблема формирования и развития творческой коллективной деятельности решается с помощью ряда основных и вспомогательных подходов. Основные подходы - деятельностный подход (В. В. Давыдов [5], Л. С. Выготский [3], П. Я. Гальперин [4] и др.), личностный подход (В. В. Краевский[8], Л. В. Занков [6] и др.), системный подход (А. Д. Холл [11], Р. Е. Фейджин [10] и др.).

Цель курсовой работы - изучение коллективной творческой деятельности как средство формирования и развития личностных качеств младших школьников.

В соответствии с этой целью нами были выдвинуты задачи:


1. Определить сущность и основные виды коллективно-творческой деятельности;

2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности;

3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности.

Объект исследования — коллективная творческая деятельность.

Предмет исследования – влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств младших школьников.

Методы исследования.

- теоретический анализ педагогической, методической литературы по рассматриваемой теме;

- реферирование, цитирование.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Коллективная творческая деятельность и теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Сущность и виды коллективной творческой деятельности

Коллективная творческая деятельность – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время – это их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, о друзьях, об окружающих людях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников [18].

Коллективная творческая деятельность - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

Коллективная творческая деятельность по И.П. Иванову - это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Суть каждого дела - забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях [7].


Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

Поэтому оно творится сообща - не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.

Рассмотрим виды творческой деятельности.

В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:

· Общественно – политические: Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя - получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно - политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитпоход, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, полит. викторина, диалог, пресс-конференция и т.д.

· Трудовые: детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, благоустройство лагеря, встречи с людьми труда, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по "секрету" и т.д.

· Познавательные: даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.

· Экологические: природа - лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.


· Спортивные: двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.

· Художественные: дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, спектакли, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок "Жили-были", выставка картин, выпуск рукописных сборников, картинная галерея, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.

· Досуговые: многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. Например: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день "рекордов Гиннеса " и т.д.

· Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием: все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность. Например: вечер этикета, откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день рождения коллектива, день рождения лагеря, день этикета, диспут, "камертон доброго настроения", комплексная игра, "огонек знакомств" и т.д.


· Коллективные творческие дела в работе с активом: все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в "самочувствии актива". Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать коллективные творческие дела - тренинги. Вот примеры некоторых творческих дел - тренингов:

"Геометрическая фигура". Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти "кто-то" и есть лидеры.

"Номера". Ребята делятся на группы, например, на три команды. Всем ребятам на спины прикалываются номера, от цифры 1 до цифры 10. По команде вожатого группы перемешиваются. По второй команде надо прибежать к "своим" и выстроиться спиной к вожатому от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, т.е. наоборот. Дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.

Могут быть и такие варианты: надо построиться по росту; надо построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно. [19]

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников

В современном мире в социально-педагогической теории и практике огромное внимание уделяется применению активных форм воспитания и обучения, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника.