Файл: Применение метода беседы в изучении личности (особенности беседы с детьми).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Воспитание человека начинается в период дошкольного детства. Для изучения личности каждая наука имеет свой инструмент исследования. Л. С. Выготский говорил: «…проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка».

Нравственные ценности и гражданские качества становятся внутренним достоянием личности при определенных условиях. Чтобы понять, каковы механизмы развития качеств личности, нужно знать суть объективных психологических процессов.

Для характеристики деятельности человека необходимо и достаточно точно охарактеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Методы изучения развития личности постоянно развиваются и видоизменяются. Педагогика и психология, как всякие науки, пользуются целой системой различных методов.

Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы, хотя, конечно, многое из того, что можно сказать по этому поводу, стало уже прописными истинами.Вопросы приемов ведения беседы рассматривались многими учеными-психологами, такими как: Абрамова Г.С., Айви А.Е., Алешина Ю.Е., Джордж Р., Забродин Ю.М., Кочюнас Р., Лысенко Е.М., Сытник С.А. и многие другие

Данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, но онкак ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.

Цель исследования: выявить особенности беседы как основного метода психологического консультирования.

Задачи:

1.Изучить теоретические основы беседы как метода психологического консультирования

2. Выявить основные стили и виды беседы.

3. Определить приемы и технику ведения беседы с разными возрастными категориями


Глава I.Теоретические основы беседы как метода психологического консультирования

1.1 Использование метода беседа в психологическом консультировании

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии, как конкретный методический прием. [11]Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии, психологии труда. [4] В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы. [8] В ходе беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток. Беседу можно применять как консультирование в нескольких целях:

  • Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.
  • Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику.
  • Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.

Первое применение беседы - обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.


Второе применение беседы - вступление в другую технику. Существует общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать, что с этим делать. Как только консультант получает достаточно информации, он переключаемся на более мощную технику.

Третье использование беседы - как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одной только беседы.

Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.

Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее.

Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата. [12]

Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого.

И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.

Главное, чего не нужно делать в беседе - это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.

Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей консультанта. Консультант может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.


  • Если оказывается, что обсуждаемый вопрос не подходит для одной только беседы, консультант переключается на подходящую технику
  • фиксированным идеям соответствуют шаги расфиксирования;
  • травматическим происшествиям соответствует процедура повторного переживания
  • разделенности на противоположности соответствует объединение противоположностей и так далее.

Но это только если основная тема беседы оказалась не такой, как ожидалось. Любая всплывающая информация о других заряженных областях просто замечается для использования в дальнейшем. [10]

Если беседа ни к чему не приводит, то можно переключиться на что-то более сильное или более точное. Или можно использовать ключи разгрузки или разблокирования, чтобы более систематично охватить данную область.

Беседа - это основной процессинг. Это одна из самых важных техник, которыми нужно овладеть. Но для консультанта, привыкшего к механическим процедурам, беседа может оказаться сложной. В ней нет механических процедур.

Но с пониманием определения процессинга, с упражнениями и практикой он становится очень простым.

1.2 Стили и виды бесед используемых в психологическом консультировании

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи.

  • Терапевтическая беседа
  • Экспериментальная беседа
  • Автобиографическая беседа
  • Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
  • Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
  • Телефонная беседа
  • Интервью относят, как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Терапевтическаябеседа Метод получения информации посредством устного опросаклиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологическoй, психиатрической медицинской помощи. Также терапевтический метод при оказании  психологическойпомощиотносится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почтинеисчерпаемы. 

В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента(факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты)Существенная предпосылка успешности беседы клинической  установление позитивных личных отношениймежду участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости приспособляемости преобладающим интересам клиента, находчивости. 


Иногда беседа может дать непосредственныйпсихотерапевтический эффект.При этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но иопределяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данныхдиагноза. [6]

Экспериментальная беседапроводится для проверки экспериментальных гипотез. 

Автобиографическая беседа позволяет выявить жизненный путь человека и применяется в рамках биографического метода.[ 3]  

Сбор субъективного анамнеза и сбор объективного анамнеза

Совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Здесь с самого начала выделяют «объективный» и «субъективный», т. е. получение сведений от окружающего больного людей и от самого больного. В настоящее время понятие вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Сбор и анализ анамнестических данных является одним из важнейших в арсенале психологических методов изучения личности. Это подтверждается известным высказыванием В.Н. Мясищева о том, что полностью и всесторонне личность может быть изучена «только на основе всей истории жизни личности, поэтому история личности является основным методом и материалом для ее изучения». Весьма близким к анамнестическому методу является биографический метод, который довольно часто, как отмечает М.А. Котик, используется для психологического анализа несчастных случаев и ошибок операторов. В психологии используются различные формы сбора анамнестических данных:

1) объективный осуществляется в форме бесед с другими людьми, хорошо знающими обследуемого специалиста;

2) субъективный т. е. беседа с самим обследуемым;

3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, результатов деятельности и др.[14]

Телефонная беседа и интервью – способы получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами).

Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов. [2]