Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Ведение договоров по страхованию автотранспортных средств (Характеристика таблиц с результативной информацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Значимость автомобильного страхования не вызывает сомнений. Автострахование помогает обезопасить водителю транспортного средства свою жизнь и сохранить свой автомобиль от неприятностей, которые возникают на дорогах.

Существует несколько видов автомобильного страхования. Договор автомобильного страхования «ОСАГО» является обязательным. Этот договор заключают со страховой компанией все владельцы автомобилей. Также существует расширенное страхование автомобилей – «КАСКО».

Договор автомобильного страхования «КАСКО» отличается от «ОСАГО» большей стоимостью и имеет ряд преимуществ:

  • Страхование автомобиля от угона;
  • Страхование от повреждений;
  • Возмещение ущерба случае ДТП.

В некоторых случаях договор «КАСКО» является обязательным. Например, когда автомобиль приобретается в кредит.

Несмотря на перечисленные факторы, рынок автострахования еще не является совершенным ввиду своей молодости. К недостаткам рынка страхования относятся:

  • часто меняющиеся тарифы на услуги страхования;
  • законодательство в сфере страхования.

В процессе оформления договора страхования осуществляется большой сбор данных о водителе и транспортном средстве. Эти данные учитываются в договоре страхования и хранятся в страховой компании.

Поскольку использование традиционных способов извлечения необходимой информации из потока данных не является достаточно оперативным, определяющим фактором в управлении организацией становится скорость обработки данных и получение нужных сведений.

Актуальность работы заключается в применении информационных технологий для повышения эффективности ведения договоров по страхованию автотранспортных средств.

Объектом исследования является бизнес-процесс ведения договоров по страхованию автотранспортных средств.

Предметом исследования является автоматизация процесса ведения договоров по страхованию автотранспортных средств.

Целью работы является проектирование реализации операций бизнес-процесса ведения договоров по страхованию автотранспортных средств.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Выбрать комплекс задач автоматизации.
  2. Охарактеризовать существующие бизнес-процессы.
  3. Описать документооборот, возникающий при решении задачи.
  4. Обосновать проектные решения по информационному обеспечению.
  5. Дать обоснование проектным решениям по программному обеспечению.
  6. Создать и описать информационную модель.
  7. Дать характеристику нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
  8. Охарактеризовать результативную информацию.
  9. Разработать общие положения.
  10. Дать характеристику базе данных.
  11. Разработать структурную схему пакета.
  12. Описать программные модули.
  13. Разработать контрольный пример реализации.
  14. Аналитическая часть
  15. Выбор комплекса задач автоматизации

В качестве предметной области был выбран процесс ведения договоров автострахования, поскольку результаты этого процесса будут использованы в дальнейшем при продлении договоров и работе с инцидентами.

Входными информационными потоками процесса являются:

  1. Данные водителя – паспортные данные и данные из водительских прав.
  2. Данные транспортного средства – данные из паспорта транспортного средства (ПТС).

Выходным информационным потоком процесса является договор автострахования.

В границы рассматриваемой задачи входят процесс проверки транспортного средства, оценки рисков и заключения договора.

Рассматриваемый процесс связан с процессом принятия решений по страховым случаям, поскольку является источником данных о водителе, транспортном средстве и условиях договора.

Важность рассматриваемой задачи в целом для организации заключается в необходимости наличия информации об условиях договора при рассмотрении страховых случаев.

В процессе ведения договоров задействованы следующие специалисты:

  1. Специалист по страхованию, который осуществляет сбор и формирование документооборота процесс.
  2. Специалист по андеррайтингу, который осуществляет принятие решений по договору страхования и оценку рисков по каждому договору.

Основными понятиями и определениями предметной области являются [5]:

  1. Андеррайтинг – процесс оценки страховых рисков.
  2. Договор автострахования – документ, в котором перечислены условия страхования транспортного средства.
  3. Страховая сумма – сумма денежных средств, определенная договором страхования, в пределах которой страховая организация несет ответственность по договору страхования.
  4. Страховая премия – плата за страхование, которую страхователь обязан заплатить страховой организации в порядке и в сроки, установленные договором страхования.
  5. Страховая выплата – это сумма денежных средств, установленная договором страхования, выплачиваемая страховой организацией при наступлении страхового случая в виде единовременной выплаты в размере, указанном в договоре страхования.

Входными документами будут являться:

  1. Паспорт страхователя.
  2. Водительское удостоверение.
  3. Паспорт транспортного средства.

Выходным документом будет являться договор страхования.

  1. Характеристика существующих бизнес – процессов

Рассмотрим бизнес-процесс ведения договоров автострахования. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса ведения договоров автострахования. Управление бизнес-процессом осуществляется согласно законодательству РФ и внутренним регламентам бизнес-процесса. Механизмами бизнес-процесса являются специалист по страхованию и специалист по андеррайтингу. Входными потоками процесса являются ПТС, паспорт и водительское удостоверение страхователя. Выходными потоком является договор автострахования.


Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Рисунок 2. Декомпозиция бизнес-процесса

На рисунке 2 представлена декомпозиция бизнес-процесса. Сначала специалистом по страхованию осуществляется проверка транспортного средства. Результаты проверки передаются специалисту по андеррайтингу, который на основании полученных данных осуществляет оценку рисков. По результату оценки рисков принимается решение о возможности заключения договора страхования и сумме страхования. Если принято положительное решение о заключении договора в результате оценки рисков, специалист по страхованию заключает договор с клиентом.

  1. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

Рассмотрим документооборот задачи. В процессе решения задачи формируются следующие документы:

  1. Протокол проверки транспортного средства.
  2. Протокол оценки рисков.
  3. Договор автострахования.

Создадим схему документооборота задачи, основанную на перечисленных документах. Схема документооборота представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема документооборота процесса

Для того, чтобы оценить трудозатраты на оформление документооборота, необходимо выявить количественные показатели формирования документооборота. Характеристика документооборота представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика формирования документооборота

Характеристика

Протокол проверки

Протокол оценки рисков

Договор автострахования

Количество документов в год, шт.

200 000

200 000

200 000

Количество символов в документе, шт.

5 000

5 000

50 000

Частота возникновения в год

1

1

1

Трудозатраты на обработку в год, чел-час

80 000

80 000

30 000

В ходе анализа документооборота бизнес-процесса ведения договоров автострахования были выявлены следующие недостатки:

  1. Высокие временные затраты на формирование документооборота.
  2. Низкий уровень оперативности данных о транспортных средствах.
  3. Несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации.

Исходя из описанных недостатков, осуществим расчет планируемого эффекта, который будет достигаться при устранении выявленных недостатков. Характеристика документооборота при автоматизации процесса представлена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика формирования документооборота после автоматизации

Характеристика

Протокол проверки

Протокол оценки рисков

Договор автострахования

Количество документов в год, шт.

200 000

200 000

200 000

Количество символов в документе, шт.

5 000

5 000

50 000

Частота возникновения в год

1

1

1

Трудозатраты на обработку в год, чел-час

40 000

40 000

10 000

Трудозатраты на формирование документооборота до автоматизации составляют 190 000 человеко-часов. Трудозатраты на формирование документооборота после автоматизации составят 90 000 человеко-часов. Т.о. планируемое снижение трудозатрат составит 53%.

  1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Рассмотрим состав и содержание входных документов. Входными документами задачи являются:

  1. Паспорт страхователя.
  2. Водительское удостоверение страхователя.
  3. Паспорт транспортного средства.

Все перечисленные документы имеют унифицированные формы, поэтому не потребуется оригинальное проектирование.

Выходным документом является договор автострахования, который имеет унифицированную форму, поэтому оригинальное проектирование также не потребуется. Документ должен иметь возможность печати и сохранения в форматах: .doc, .docx, .xlsx, .xls для обеспечения удобства дальнейшей обработки.

В проектируемой системе будет использован один международный классификатор – денежная единица.

Информационная база должна быть организована в виде интегрированной базы данных с распределенной организацией для обеспечения совместной работы нескольких специалистов. Для организации базы данных будет использоваться реляционный подход, который минимизирует избыточность данных и обеспечивает простоту манипулирования ими.

  1. Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Информационные системы позволяют пользователям осуществлять сбор и обработку данных. Для хранения данных используются базы данных. Различают следующие виды баз данных:

  1. Иерархические.
  2. Сетевые.
  3. Реляционные.

В настоящее время широко применяются реляционные базы данных в связи со следующими факторами:

  • Они обладают простотой, поскольку в реляционной модели данных существует всего одна информационная конструкция, формализующая табличное представление данных.
  • Наличие теоретически обоснованных методов нормализации отношений позволяет получать базу данных с заданными характеристиками.
  • Независимость данных заключается в том, что при необходимости внесения изменений в структуру реляционной базы данных, требуется внесение минимальных изменений.

На основании перечисленных достоинств, для реализации информационной системы была выбрана реляционная база данных. Для управления реляционной базой данных используется реляционная СУБД. На рынке широко представлены как коммерческие, так и бесплатные СУБД, к которым относятся:

  • Microsoft SQL Server;
  • IBM DB2;
  • Oracle database.

СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность. СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows. СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД. Ввиду перечисленных свойств реляционных СУБД был сделан выбор в пользу СУБД Oracle [1].

Для разработки информационной системы будет использован объектно-ориентированный подход, поскольку он позволяет осуществлять конструирование из компонентов, обладающих простыми инструментами, что дает возможность абстрагироваться от деталей реализации. Использование локализации программного кода и данных улучшает наглядность и удобство сопровождения программного обеспечения.

В качестве языка программирования был выбран язык программирования С++, который обладает следующими преимуществами:

  • большей безопасностью по сравнению с другими языками;
  • возможностью писать обобщенный код с помощью шаблонов;
  • возможностью использования объектно-ориентированного подхода;
  • управления ресурсами с помощью RAII;
  • упрощение программного кода за счет перегрузки функций и операторов;
  • более простой обработки ошибок за счет исключений [10].