Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права (Понятие, признаки юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.

Подписание Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»[1] способствовало активизации процесса обновления и развития гражданского законодательства. Оправдывая ожидания законодателя, 1 часть Гражданского кодекса Российской Федерации, принятая еще в 1994 году, действительно заняла центральное место в регулировании рыночной экономики и становлении гражданского оборота, что находит свое подтверждение в течение уже многих лет.

В то же время в условиях беспрерывного развития общественных отношений, в том числе в масштабах мировой экономики, совершенствования европейского гражданского права, активного участия физических и юридических лиц в имущественном обороте, влияния различных внутренних и внешних факторов все чаще становится очевидной необходимость модернизации законодательства.

Практика применения нормативных правовых актов показала, что ряд общих положений Гражданского Кодекса Российской Федерации требует внесения определенных дополнений и конкретизации. Более того, нормы Гражданского кодекса РФ в настоящее время реализуются и используются в полном объеме далеко не всеми юристами-практиками. Все это приводит к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Российское корпоративное право проходит этап становления. Необходимость его дальнейшего совершенствования обусловливается наличием проблем правоприменения в нашей стране.

Вот уже почти три года действует новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации, установившая новую типологию акционерных обществ. Кроме того, немногим менее двух лет действует Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым уточнен порядок признания акционерного общества в качестве публичного или непубличного.

Казалось бы, что времени, прошедшего с момента вступления в силу новой редакции ГК РФ и Закона № 210-ФЗ, должно было бы быть достаточно для того, чтобы акционерные общества окончательно определились со своим статусом. Однако, как показывает практика, вопросы по поводу наличия или отсутствия у акционерного общества публичного статуса как были, так и остаются, даже несмотря на то, что они много раз обсуждались специалистами в области корпоративного права.


Целью настоящей курсовой работы является исследование юридических лиц как субъектов предпринимательского права.

В настоящей курсовой работе необходимо решить следующие частные задачи:

  1. дать понятие и раскрыть признаки юридического лица;
  2. охарактеризовать создание, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц;
  3. проанализировать особенности коммерческих юридических лиц;
  4. проанализировать особенности некоммерческих юридических лиц.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования юридических лиц как субъектов предпринимательского права.

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие правовое положение юридических лиц.

Методологическая база и методы исследования. При проведении настоящего исследования применялись как общие, так и специальные методы: диалектико-материалистическая теория познания, сравнительно-правовой метод.

Теоретической основой исследования служат фундаментальные положения теории государства и права, конституционного права, гражданского права и других отраслей действующего законодательства.

Нормативную базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, современное законодательство Российской Федерации, федеральные законы.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной практики.

Глава 1. Гражданско-правовая характеристика юридических лиц

1.1. Понятие и признаки юридического лица

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ[2] юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, действующее гражданское законодательство, основываясь на выработанных доктриной подходах, устанавливает следующие обязательные признаки, которым должно соответствовать любое юридическое лицо. Итак, юридическое лицо должно:


- во-первых, являться организацией. Т.е. любое юридическое лицо должно быть определенным образом организовано. В гражданско-правовом обороте данный признак выражается в том, что любое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствующей организационно-правовой форме. Перечень организационно-правовых форм указан в ГК РФ и иных специальных законах: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, фонд, хозяйственное партнерство и т.д.;

- во-вторых, иметь обособленное имущество. Этот признак относится к экономическому содержанию возможности осуществлять деятельность. К обособленному имуществу относится недвижимое имущество, принадлежащее юридическому лицу на праве собственности или на иных вещных правах, денежные средства, находящиеся на расчетном счете, ценные бумаги и т.д.;

- в-третьих, отвечать всем своим обособленным имуществом по своим обязательствам - указанный признак раскрывает ответственность и риски, которые берет на себя каждая организация при своем создании для участия в гражданско-правовом обороте;

- в-четвертых, иметь возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности;

- в-пятых, иметь возможность быть истцом и ответчиком в суде;

- в-шестых, в обязательном порядке иметь свой учредительный документ - Устав (за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций);

- в-седьмых, приобретать свои гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами;

- в-восьмых, иметь свое местонахождение - юридический адрес, который отражается в Едином государственном реестре юридических лиц и доступен неограниченному кругу лиц[3].

Законодательство РФ не содержит легально закрепленного понятия «организационно-правовая форма юридических лиц». Если исходить из самого термина, то речь идет о предусмотренной в законодательстве форме организации того или иного юридического лица. В литературе можно встретить следующие определения организационно-правовой формы юридических лиц. Так, по мнению С. Э. Жилинского, «организационно-правовая форма концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов»[4]. О. М. Олейник считает, что организационно-правовая форма – «это совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами»[5].


Таким образом, организационно-правовая форма юридического лица – это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы[6].

Согласно ст. 50 ГК РФ, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Если у юридического лица основной целью является извлечение прибыли, тогда для реализации этой цели законодатель предлагает ряд специально разработанных организационно-правовых форм. Для ведения общественно полезной деятельности как основной законодательством (ст. 50 ГК РФ) предусмотрены другие организационно-правовые формы юридического лица.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Пункт 2 ст. 50 ГК РФ дополнен новой организационно-правовой формой коммерческих организаций - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами[7].

Понятие коммерческих корпоративных организаций берет свое начало в принципе разделения юридических лиц на корпоративные и некорпоративные (унитарные), заложенном в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации[8] и получившем развитие и нормативное закрепление в ст. 65.1 ГК РФ.

Под публичным обществом понимается акционерное общество, ценные бумаги которого (акции либо ценные бумаги, конвертируемые в акции, например, облигации, опционы эмитента) размещаются публично путем открытой подписки или на организованных торгах либо публично обращаются на организованных торгах или обращаются путем предложения неопределенному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Правовой режим публичных обществ, в том числе в части структуры корпоративного управления, содержит большое количество императивных норм, требований раскрытия информации, а также положений, защищающих интересы миноритарных акционеров.

Непубличными обществами признаются все общества с ограниченной ответственностью, а также акционерные общества, не отвечающие признакам публичных обществ. Правовой режим непубличных обществ предполагает большую свободу участников в структурировании корпоративного управления с помощью устава и корпоративного договора. Так, например, п. 3 ст. 66.3 ГК РФ допускает по единогласному решению участников (учредителей) непубличного общества включение в устав положений, изменяющих предусмотренную законом диспозитивную структуру корпоративного управления (подп. 1 - 6, 8), а также иных положений. Эти положения, если они не подлежат обязательному включению в устав, могут быть также урегулированы путем заключения всеми участниками корпоративного договора.


Федеральным законом от 23 мая 2015 г. № 133-ФЗ[9] отделены от общественных организаций и вынесены в отдельный пункт теперь общественные движения. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ[10] адвокатские палаты отделены от ассоциаций (союзов) отдельным пунктом.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23 июня 2015 г. № 25 разъяснил, что «в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 21)»[11].

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ введен п. 5 ст. 50 ГК РФ, которым определено, что некоммерческая организация, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 66.2). В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[12] размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 тыс. руб.

1.2. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Выделяют явочно-нормативный, распорядительный и разрешительный порядок возникновения юридических лиц. Суть явочно-нормативного порядка состоит в том, что лица, желающие создать юридическое лицо, оформляют учредительные и другие необходимые документы и представляют их компетентному органу для регистрации. При этом не требуется разрешения какого-либо органа или должностного лица. Регистратор проверяет наличие соответствующих документов и правильность их оформления. Учредители используют юридическую возможность образования юридического лица и действуют в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов. В таком порядке создается большинство юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.

Распорядительный порядок состоит в том, что юридические лица могут быть образованы по распоряжению учредителя. В таком порядке создаются, как правило, юридические лица, не являющиеся собственниками имущества. К ним относятся муниципальные и государственные унитарные предприятия и учреждения. Государство, муниципальные образования издают распоряжение (иной распорядительный документ) об образовании юридического лица и наделяют его имуществом.