Файл: "Управление поведением в конфликтных ситуациях".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Типы и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), так как его последствия могут принести ощутимый убыток.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

- теоретические исследования конфликтов и их типов;

- изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

- изучение способов и методов разрешения конфликтов;

- анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации - невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.).

1. Теоретические основы управления конфликтами

1.1 Определение и характеристика конфликта

Приступая к исследуемой теме курсовой работы - управление поведением в конфликтных ситуациях, первостепенным моментом является определение сущности конфликта.


"Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт приносит не только вред. Он способен прояснить отношения и способствовать прогрессу."

"Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других."

"Конфликт представляет собой стихийно возникающее противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей."

Анализ экономической литературы, показывает, что все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения. ………..

Понятие "конфликт" является синонимом следующих понятий: ………..

  • спор, соперничество — дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели; ………..
  • единоборство……….. — ………..вооруженный конфликт; ………..
  • борьба ………..— ………..столкновение индивидуальных соперников; ………..
  • скандал……….. —……….. публичное столкновение или шумная ссора.

В условиях. совместной. жизни, работы или совместного бизнеса интересы всех. участников. не могут. быть. . все. время согласованными. Основными. точками .рассогласования. являются: интересы, цели, права, отсутствие .баланса. между. правами. и. ответственностью. ………..

Для конфликтов. часто. характерна. неопределенность .исхода, что обусловлено несовпадением. интересов. участников, их психологическими различиями, .случайными. обстоятельствами. Но. тем не менее. в ряде. случаев. последствия .конфликтов. прогнозируемы.

Обычно. человек. вступает. в конфликт. лишь. в значимой для себя ситуации, когда не .видит .возможности. ее. изменить. (иногда из солидарности). Но в большинстве. случаев. он. старается. не. осложнять. отношений. и. сохранять. сдержанность. ………..

Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное. ………..


Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также. между. отдельными. людьми., группами. лиц. или. подразделениями. (социальные). Социальные. конфликты. могут. возникать. между.:

  • персоналом.. (например., менеджерами.. и. рабочими.)
  • группами.. лиц.. (например., между. рабочими. и администрацией, менеджерами различных отделов); ………..
  • структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — фискальными органами, банком, общественными организациями, органами власти); ………..
  • разнородными. участниками. (например., забастовка. водителей. - конфликт. работающих. с. руководством. автовокзала. и. Правительством. РФ.).

1.2 Конфликт как процесс

Конфликт. ………..можно ………..рассматри.вать как. проц.есс, ……….. состоящий. из. нескольких. этапов.. ………..

На начальном. этапе. склад.ывается. конфли.ктная. ситуация, в которой. находятся. про.тивоборств.ующие. стороны, и сами эти стороны имеют определённые. интересы, .потребности, .цели. Посягательство. одной. стороны. на. одну. из. потреб.ностей. другой. стороны. создает. социально.-психоло.гическую. основу. конфликта. ………..

Противоречие., пока. еще. не. перешедшее. в. конфликт, - конфликтная. ситуация. Это. такое. совме.щение. человеческих .потребностей и. ин.тересов., кото.рое. объективно. соз.дает. почву. для реального противоборства между различными социальными субъектами.

Конфликтная. ситуация. может. складыватьс.я об.ъективно, по.мимо воли и желания противобо.рствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации - возникновение предмета конфликта. ………..

"Предмет конфликта - это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения, которого стороны вступают в борьбу." ………..

Конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано или произойти в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон. ………..


Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта.

Третьей стадией развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит открытое противоборство, часто связан.ное с соз.данием для оп.понента помех и причинением прямого или косвенного вреда. Конфликтные действия могут прин.имать следу.ющие формы:

  • бойк.от (отказ или уклонение от дейст.вий в интересах соперников);
  • сабота.ж (сознательное нанесение ущерба другим);
  • трав.ля (компро.метация соперни.ков путем замалчивания, отрицания, умален.ия их роли и достоинств);
  • словес.ная агр.ессия (обви.нения, оскорбления, неб.лаговидные оценки с це.лью дискредитации противников);
  • массовые стихи.йные или орга.низованные выступ.ления (забасто.вки, митинги) и т.д. ………..

Четве.ртая фаза -……….. окончан.ие конфликта. Резу.льтатом конфликта могут быть: ………..

  1. перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т.п.); ………..
  2. распад или обновление коллектива; ………..
  3. кадровые перестановки; ………..
  4. поиск "козла отпущения" (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных). ………..

1.3 Типы конфликтов

Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными.

Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организ.ационных н.ачал и реал.ьного по.ведения членов организации. Например, раб.отник по каким-либо причинам не выполня.ет требов.аний, пре.дъявляемых к нему со ст.ороны организа.ции (некачественно вы.полняет свои обязан.ности, нарушает трудовую дисциплину и т.п.).

Организацион.ный конф.ликт может возникнуть и в результате не качественности долж.ностных инструкций (требования к работнику противо.речивы, не конкре.тны), непр.одуманного распреде.ления до.лжностных обязанностей. ………..

Производс.твенные конф.ликты, как пр.авило, возни.кают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликта могут быть устаре.вшее оборудование, плохое помещение для работы, ……….. необосно.ванные н.ормы выработки, недостаточн.ая информирован.ность менеджера по тому или иному вопросу и некв.алифицированные упр.авленческие решения, низкая квалификация работников и т.д. ………..


Межличностные конфликты в основном происходит из-за несовпадения ценностей, норм поведения, установок, личной неприязни друг к другу и т.п. Эти конфликты могут происходить как при наличии, так и при отсутствии объективных организационных или внутрипроизводственных причин, а также быть следствием организационного или производственного конфликта. В этом случае разногласия на деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь.

Этот вид конфликта также может проявляться как столкновение личностей, когда л.юди с разли.чными черт.ами характ.ера, взглядами и ценностями не в сост.оянии ладить дру.г с другом. Такие лю.ди совм.естно работают плохо, затр.ачивают много времени на р.азвитие этого конфликта и побе.ду над противн.иком.

Организаци.онный и производс.твенный конфл.икты нося.т чаще конс.труктивный характер……….. и прекращаются, как только решается проблема, выз.вавшая столкновение сторон.. Межличн.остный конфликт, как правило, принимает……….. более жесткую форму протекания и носит более затяжной характер.

В теории менеджмента существуют также следующие типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. ………..

"Внутриличностный конфликт — своеобразная разновидность конфликта, которая как бы не ………..соответствует данному……….. выше определению конфликта. Но если работник получает противоречивые или взаимоисключающие……….. задачи, то у……….. него возникает внутренний конфликт.

Бывают……….. и другие формы внутриличностного конфликта. Например, он может возникнуть в ситуации, когда цель или же способы ее достижения вступают в противоречие с ценностями или определенными нравственными принципами личности. В этом случае достижение цели, удовлетворение значимой потребности сопровождается негативными переживаниями, угрызениями совести. Вообще при внутриличностном конфликте человеку присущи псих.ическое напр.яжение, эмоц.иональная неудовлетв.оренность, раз.двоение личнос.ти (борьба мотивов) и т.п. Пере.живаемое тягостное эмоцио.нальное состоян.ие, ра.здражительность формируют почву для эмоци.онально взрыва, поводом к которо.му может по.служить любой пуст.як. Внутриличностный конфл.икт нередко явля.ется пре.двестником межличностного конфликта.

Межличност.ный конф.ликт — самый распрос.траненный. П.ричины его разнооб.разны и могут иметь производственную или организац.ионную осно.ву, или быть чисто пси.хологическими. На производстве это борьба руковод.ителей за о.граниченные ресурсы, рабочую силу, рабо.чее время, одобр.ение проекта и т.д.