Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета являются хозяйственная, производственная, финансовая деятельность организации [6 c. 54].

Различают три вида хозяйственного процесса:

  • снабжение или обеспечение предприятий всем необходимым;
  • производство продукции, выполнение работ и оказание услуг;
  • реализация или продажа производственной продукции.

Результатом этих процессов является финансовый результат организации, который можно найти как доходы минус расходы организации. Финансовый результат может быть положительный – прибыль, так и отрицательный – убыток [3 c. 55].

В зависимости от того какую роль хозяйственные средства играют в процессе производства и обращения, их делят на группы [2]:

  1. факты хозяйственной жизни;
  2. активы;
  3. обязательства;
  4. источники финансирования деятельности экономического субъекта;
  5. доходы;
  6. расходы;
  7. иные объекты, если это установлено федеральными стандартами.

Факт хозяйственной жизни – сделка, событие, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекту, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств [5 c. 37]

Из различных фактов хозяйственной жизни складывается хозяйственная деятельность всех предприятий. Факты хозяйственной жизни обязательно учитываются в полном объеме и со всеми правилами бухгалтерского учета.

Активы – это ресурсы предприятия, контроль над которыми хозяйствующий субъект получил в результате свершившихся фактов хозяйственной жизни и которые должны принести ему экономические выгоды в будущем при использовании имеющегося потенциала отдельно или в сочетании с другими активами, что способствует прямо или косвенно притоку будущих чистых денежных потоков[9 c. 109]. По составу и функциональной роли (характеру использования) активы делятся на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал) (см.Приложение 4).

Внеоборотные активы – это активы, которые используются на предприятии более 12 месяцев и Внеоборотные активы в свою очередь делятся на:

  1. Основные средства – средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности долгое время, изнашиваются со временем, организация не планирует их дальнейшую перепродажу[3 c. 55]. К ним можно отнести: оборудование и машины, здания и сооружения, транспортные средства, оргтехника.
  2. Нематериальные активы объекты длительного пользования, они не являются материальными, но при этом имеют стоимостную оценку. Они должны быть юридически правильно оформлены, это значит, что на владение ими оформляются лицензированные договора, патенты, свидетельство. Они включают: результат интеллектуальной деятельности в областях науки, компьютерные программы или сайты в Интернете, базы данных, модели, промышленные образцы, товарные знаки, деловая репутация.
  3. Вложения во внеоборотные активы – это активы, передаваемые за плату во временное пользование с целью извлечения дохода по договору лизинга или проката [6 c. 67]. К ним относится: затраты на строительно-монтажные работы, приобретения оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты.
  4. доходные вложения в материальные ценности – это активы, отражающие инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации, займы, предоставленные другим организациям и вклады в уставные капиталы других организаций. Финансовые вложение на срок более 1 года называются долгосрочными, а на срок до 1 года – краткосрочными.

Оборотные активы – это средства, используемые в одном цикле производства, которые всю свою стоимость одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции [4 c. 23]. Их отличие от внеоборотных активов в том, что они могут быть обращены в деньги или полностью использованы. К ним относят: материально-производственные запасы, готовая продукция, товары, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, денежные средства, дебиторская задолженность, зарплата.

Оборотные активы состоят из:

  1. Денежные средства - это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках[9 c.109].
  2. Материальные оборотные средства или запасы в состав которых входит:
  • сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части, инвентарь, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и тара;
  • готовая продукция и товары – это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой, технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора;
  • затраты в незавершенном производстве – это те продукты труда, которые не прошли всех стадий технологической обработки;
  • товары отгруженные – это товары, которые отгружены со склада предприятия, на которые право собственности перейдет только в момент оплаты.
  1. Краткосрочные финансовые вложения – это активы, отражающие вложения в ценные бумаги и займы, выданные другим организациям со сроком погашения менее 12 месяцев, за исключением денежных эквивалентов [8 c. 98].
  2. Средства в расчетах или дебиторская задолженность – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. Должников называют дебиторами

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса [3 c. 71].

Обязательства – являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность банка, займы и обязательства по распределению.

Источники финансирования деятельности экономического субъекта подразделяют на: собственные и заемные (см.приложение 5).

Источниками собственного капитала организации являются: уставной, добавочный, и резервный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование.

Уставной капитал – это первоначальный капитал, который формируется в соответствии с учредительными документами за счет вкладов учредителей в момент регистрации организации [6 c.77].


Добавочный капитал – это капитал, который создается в результате прироста стоимости внеоботных активов и эмиссионного дохода.

Резервный капитал – этот капитал создается за счет отчислений от прибыли он предназначен для покрытия возможных убытков.

Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, не распределенная между акционерами [6 c. 77].

Целевое финансирование – это суммы полученные предприятиями на строго определенные цели.

Заемный капитал – это средства, привлекаемые для финансирования организации на возвратной основе. К ним относится:

  • займы и кредиты (полученные от кредитных учреждений)
  • кредиторская задолженность (обязательства, возникающие перед поставщиками, персоналом, государственными фондами).

Доходы организации – это увеличение прибыли организации за счет поступление денежных средств и погашение кредиторской задолженности, приводящее к увеличению капитала [4 c. 20].

Расходы организации уменьшение прибыли организации за счет выбытия денежных средств и повышение кредиторской задолженности что приводит к уменьшению капитала.

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, счета и двойную запись, баланс и отчетность (см.приложение 6).

Документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или о праве на ее совершение [8 c. 110].

Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества организации данным учета [5 c.38].

Оценка — способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение.

Калькуляция — метод исчисления себестоимости объектов бухгалтерского учета [5 c. 38].

Система счетов обеспечивает экономическую группировку объектов бухгалтерского учета и получение необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью организации. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. С помощью баланса осуществляется контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете путем сопоставления активов предприятия с источниками их образования.


2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 Характеристика задач бухгалтерского учета

Основными задачами бухгалтерского учета являются [9 c 61]:

  1. формирование полной достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, так и внешним – инвесторам, кредиторам;
  2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации;
  3. своевременное предупреждение о появлении неблагоприятных событий в финансово-хозяйственной деятельности организации;
  4. участие в конкуренции на рынке для получения прибыли.

Первая задача бухгалтерского учета ориентируется на заинтересованные стороны. Информация должна быть полной и проверенной, и предоставлять все данные о деятельности хозяйствующего субъекта, его имуществе, обязательствах, результатах деятельности.

Вторая задача – этот вид информации предусмотрен для того что бы доказывать необходимость хозяйственных операций, правильного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Третья задача предназначена для повышения эффективности управления хозяйственной деятельностью организации.

Эти задачи показывают нам, что бухгалтерский учет является не только регистратором хозяйственной деятельности организации и хранителем информации о ней; а так же еще и предоставляет достоверную и понятную управляющим различных уровней учетно-экономическую информацию.

Ответственным лицо за бухгалтерский учет в организации является руководитель [3 c. 12].

У руководителя есть полномочия для выбора вариантов бухгалтерского учета в организации. Это может быть:

  • бухгалтерская служба как структурное подразделение руководит, которым главный бухгалтер;
  • ввести в штатное расписание должность бухгалтера;
  • передать на договорных основах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Чаще всего выбирают вариант принятия на работу бухгалтера или несколько бухгалтеров и создают структурное подразделение, которое называется бухгалтерия [8 c. 66]. Отсюда следует что бухгалтерия – это структурное подразделение организации, которое ведет бухгалтерский учет. Сотрудников этого подразделения обычно называю бухгалтерами, а их руководителя главным бухгалтером.


Ключевая задача этого подразделения контроль перемещения имущества и его сохранность. Имущество предприятия можно разделить на три группы: деньги, материальные ценности и нематериальные активы [6 c 50]. Деньги могут быть представлены в виде денежных знаков и монет, ли в безналичной форме – в виде записей на банковских счетах. Материальные ценности – это имущество, которое имеет материальную форму и которое можно купить или продать. Материальные ценности еще принято называть товарно-материальные ценности. К ним обычно относят столы, стулья, автомобили, здания, станки, компьютеры, и др. Нематериальные активы – это имущество которое не имеет материальной формы. К ним обычно относят патент на изобретение, литературное произведение.

2.2 Пользователи бухгалтерской информации

Заинтересованными пользователями информации официально признаются юридические и физические лица [9 c. 68]. Они имеют потребность в информации об организации потому как обладают достаточными познаниями и навыками для понимания и оценки полученной информации. Состав пользователей бухгалтерской информацией можно разделить на две большие группы (см. Приложение 7):

  1. внешние пользователи;
  2. внутренние пользователи.

Внутренними пользователями являются: учредители и собственники предприятий; руководители; менеджеры и управленцы различных подразделений [5 c.16]. Фактически внутренним пользователем может быть любой работник организации, имеющий доступ к соответствующим документам, ведь каждый работник заинтересован в сохранении своего рабочего места и увеличении и выплате своей заработной плате так же заинтересован в увеличении дохода предприятия, так как это тоже может отразиться на его заработной плате. Несут ответственность за принятые решения

Внешние пользователи они работают вне предприятия. Их можно разбить на следующие группы [8 c. 49]:

  • с прямым финансовым интересом;
  • с косвенным финансовым интересом;
  • без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом являются настоящие и потенциальные инвесторы, собственники организации, кредитующие банки (на основе отчетной информации предлагают варианты займов). Эта подгруппа анализирует информацию с целью определения финансового положения фирмы, результата ее работы и ликвидности баланса.