Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Акции делятся на: 1) низкокачественные; 2) высококачествен­ные; 3) среднего качества; 4) свободно обращающиеся; 5) огра­ниченно обращающиеся. К ограниченно обращающимся можно отнести ванкулированные акции, которые можно отчуждать только с согласия эмитента,

Различают циклические акции, акции роста и акции спада. Циклические акции — это акции, курс которых растет при подъеме эко­номики и снижается при ее спаде. Акции роста — это акции, курс которых имеет общую тенденцию к повышению. Акции спада — это акции, курс которых имеет тенденцию к снижению.

Право на выпуск акций имеют только акционерные общества. Акции выпускаются без установленного срока обращения. Акции могут эмитироваться (выпускаться) как в наличной, так и в безна­личной форме. При наличной эмиссии акционеру выдаются на руки бланки акций, которые имеют несколько степеней защиты. При безналичной эмиссии акции существуют как бы условно: в памяти ЭВМ и журналах учета акционеров, периодически обновляемых с помощью ЭВМ. При безналичной эмиссии на руки акционеру вы­дается так называемый сертификат акций — документ, удостоверя­ющий право владения определенным числом акций.

Одной из характеристик акции, хотя и не самой важной, явля­ется ее номинал — условная величина, выражаемая обычно в де­нежной форме и определяющая долю имущества акционерного общества, которая приходится на одну акцию. На основе номинала рассчитывается сумма дивидендов, выплачиваемая акционеру. Ос­новной характеристикой акции является ее курсовая стоимость (курс акции) — величина, показывающая, во сколько раз текущая цена акции (цена, по которой ее можно приобрести в настоящее время на рынке) выше номинала.

Важным свойством акции, отличающим ее от других ценных бумаг, является то, что акция дает ее владельцу право на управле­ние предприятием, которое реализуется на общем собрании акци­онеров. Влияние акционера прямо пропорционально размеру средств, вложенных им в уставный капитал акционерного обще­ства. Между тем в России возник новый вид акций — акции трудо­вых коллективов и акции предприятий. Эти акции не дают их дер­жателям права на участие в управлении предприятием, они выпус­каются для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов и не меняют правовое положение и форму собственности организа­ции-эмитента. Акции трудового коллектива распространяются только среди работников предприятия и не подлежат свободному обра­щению. Акции предприятий распространяются среди юридических лиц — других предприятий и организаций.


Облигации

В переводе с латинского "облигация" буквально означает "обя­зательство". Имеется в виду обязательство возмещения взятой в долг суммы, т.е. долговое обязательство. Организация, выпустившая об­лигацию (эмитент), выступает в роли заемщика денег, а покупа­тель облигации (инвестор, или облигационер) в роли кредитора.

Облигация — ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владель­цем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в обусловленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено пра­вилами выпуска). Облигация — это ценная бумага, которая: 1) вы­ражает заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом; 2) самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеет собственный курс; 3) обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими ин­вестиционными качествами.

Облигация имеет базовые характеристики — номинал, курс, пункт, купон (купонный процент), дата погашения, дисконт и др. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Дисконт - (как и премия) — это разница между продажной ценой и номиналом облигации; в случае с премией эта разница положительна, а в слу­чае с дисконтом — отрицательна. Другое название дисконта — скидка. Купон (купонный процент) — это фиксированный процент, кото­рый устанавливается в момент эмиссии облигации. Исходя из этого процента облигационер получает регулярные платежи по облига­ции. Купон оформляется обычно как отрывная часть облигации. Чем выше размер купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина купона зависит от имиджа, надежно­сти эмитента. На него влияет также и срок обращения облигации. Чем длительнее срок, тем больше купон, так как рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации.

Облигация относится к основным ценным бумагам, активно используется на фондовом рынке и представляет собой срочную долговую бумагу, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Она выпускается, как правило, на срок от одного года и более. При покупке облигации покупатель кредитует продавца. Эмитент обязуется выкупить облигацию в установленный срок. Облигация является денежным документом, подтверждающим обязательства заемщика возместить покупателю номинальную сто­имость данной ценной бумаги в определенный срок с выплатой фиксированного или плавающего дохода (обычно в зависимости от размера ставки рефинансирования Центрального банка РФ).


Основные отличия облигации от акции:

* облигация приносит доход только в течение указанного на ней срока;

* в отличие от ничем не гарантированного дивиденда по про­стой акции, облигация обычно приносит ее владельцу доход в виде заранее установленного процента от ее нарицательной стоимости (номинала);

* облигация акционерного общества не дает права выступать ее владельцу в качестве акционера данного общества, т.е. не дает права голоса на общем собрании акционеров.

Доход по облигациям обычно ниже, чем по акциям, но он бо­лее надежен, так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических колебаний в экономике.

Облигации выпускаются с целью привлечения дополнительных средств для проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета. Облигации имеют право выпускать только юридические лица (предприятия и их объе­динения, акционерные общества, кооперативы, банки, государ­ство или муниципально-административные органы).

В настоящее время в России можно встретить несколько типов этих ценных бумаг: облигации внутренних (государственных) и местных (муниципальных) займов, а также облигации предприя­тий и акционерных обществ (корпоративные облигации). Облигации бывают следующих типов:

* именные — владельцы этих облигаций регистрируются в осо­бой книге, поэтому такие облигации обычно бескупонные;

* на предъявителя — имеют специальный купон, являющийся свидетельством права держателя облигации на получение процен­тов по наступлении соответствующего срока;

* обычные (неконвертируемые) — часто предусматривают воз­можность досрочного погашения посредством выкупа;

* конвертируемые — выпускаются под заемный капитал с пра­вом конверсии (через определенный срок по заранее установлен­ной цене) в обыкновенные или привилегированные акции;

* обеспеченные — выпускаются под залог и обеспечиваются недвижимостью эмитента или доверительной собственностью дру­гих компаний. Требования владельцев таких облигаций как креди­торов подлежат первоочередному удовлетворению;

* необеспеченные — не обеспечиваются недвижимостью, по­этому владельцам таких облигаций не предоставляются преимуще­ства по сравнению с другими кредиторами. Ввиду этого они обла­дают действительной ценностью только в том случае, если эмитен имеет прочное финансовое положение и высокий "облигационный" рейтинг;


* с полным купоном — продаются по номиналу и характеризу­ются доходом по купону, равным текущей рыночной ставке;

* с нулевым купоном — доход по ним выплачивается при по­гашении путем начисления процентов к номиналу без ежегодных выплат.

Облигации могут свободно обращаться или иметь ограничен­ный круг обращения. Облигации государственных и муниципаль­ных займов выпускаются на предъявителя. Корпоративные облига­ции выпускаются как именные, так и на предъявителя. Если по облигации предполагается периодическая выплата доходов, то она обычно производится по купонам. Купонный доход может выпла­чиваться ежеквартально, один раз в полгода или ежегодно. Чем чаще выплачивается купонный доход, тем большую выгоду получает инвестор. Поэтому облигации с поквартальной выплатой при рав­ном годовом проценте всегда котируются выше, чем облигации, выплаты по которым проводятся только один раз в год.

Классификация корпоративных облигаций приведена в таблице 2.

Таблица 2

Классификационный

признак

Облигации и их краткая характеристика

Срок действия

Краткосрочные - выпускаются на срок до 3 месяцев.

Среднесрочные - выпускаются на срок от 3 месяцев до одного года.

Долгосрочные - выпускаются на срок более 1 года.

Выпускаемые на срок до 10 лет и более.

Срок погашения

Срочные - погашаются эмитентом в установленный срок, не допускается досрочное погашение (отзыв).

Досрочные - могут быть погашены в любой срок, что специально оговаривается в проспекте эмиссии займа.

Вид закрепления

собственности

Именные - предполагают, что имена владельцев заносятся в специальный реестр и записываются на бланке облигации, если он имеется.

На предъявителя - не регистрируются и имена владельцев не фиксируются.

Форма обращения

Конвертируемые - могут обмениваться на другие ценные бумаги (акции, облигации) в соответствии с условиями выпуска.

Неконвертируемые - обычные, не обмениваются на другие ценные бумаги.

Обеспеченность

активами акций

Обеспеченные - обеспечиваются активами имуществом, ценными бумагами). Предполагается залог недвижимости, оборудования, технических средств, векселей.

Необеспеченные - не обеспечиваются активами.

Методы получения дохода

С плавающим доходом - предназначены для учета изменений доходности в зависимости от колебания ставки банковского процента, индексов цен, инфляции, валютного курса.

Доходность облигации привязана к выбранному показателю (например, к ставке рефинансирования Центрального банка РФ).

С жестким (фиксированным) доходом – имеют стабильный уровень доходности, зафиксированный в проспекте эмиссии на момент выпуска.

Принципы получения

Беспроцентные - доход образуется за счет разницы между покупной и номинальной стоимостью, т.е. проценты включены в номинальную стоимость, по которой производится погашение.

Процентные: 1) купонные - доход составляет периодически выплачиваемый процент; 2) выигрышные - доход образуется за счет выигрыша; выигрышный фонд формируется путем аккумуляции процентов данного выпуска (серии, транша).

Регулирование срока

погашения

С расширением (сужением) срока – можно обменять на облигации с более поздним или ранним сроком погашения с повышением (понижением) ставки процента.

Сериальные - погашаются постепенно с одновременным уменьшением процентных выплат.


Встречающиеся в литературе различные разновидности облига­ций могут быть также классифицированы с помощью вышеприведенной таблицы. Например, индексируемые облигации. Их купоны и номиналы привязываются к некоторому показателю в целях страхования инвестора от обесценения его финансовых ресурсов. Таким показателем может быть индекс потребительских цен или цена ка­кого-то товара, стоимость которого меняется в соответствии с тем­пами роста инфляции, т.е., по существу, индексируемые облига­ции — это облигации с плавающим (колеблющимся) доходом. Облигации с нулевым купоном (зеро) — это облигации, по которым не выплачиваются проценты (беспроцентные).

Консоли — облигации, по которым регулярно производится вып­лата процентов, а срок выкупа конкретно не определен. По эконо­мической сущности это долгосрочные отзывные облигации. Очень часто упоминаются облигации с дисконтом. Это беспроцентные об­лигации, так как они продаются со скидкой (дисконтом), а облигационер получает прибыль при погашении этих облигаций по бо­лее высокой цене. Отметим, что проценты по облигациям, как и сумма погашения, могут выплачиваться ценными бумагами, день­гами или иным имуществом, если это предусмотрено условиями выпуска займа.

3. Государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги — это бумаги, которые выпуска­ются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государствен­ных ценных бумаг:

• наличные и безналичные;

• документарные и бездокументарные;

• гарантированные и доходные;

• рыночные и нерыночные;

• именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функ­ции, как:: 1) налоговое освобождение; 2) обслуживание государ­ственного долга; 3) финансирование непредвиденных государствен­ных расходов.

В 1992 г. с целью привлечения денежных ресурсов и покрытия растущего дефицита федерального бюджета были выпу­щены следующие государственные ценные бумаги:

* государственные долгосрочные обязательства;

* государственные краткосрочные бескупонные облигации;

* облигации государственного сберегательного займа;

* государственные казначейские векселя и казначейские обязательства;

* облигации государственного внутреннего валютного займа и другие.