Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики (Подразделение системы права на частное, публичное, материальное и процессуальное).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.
Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности, а в семейном праве правовой институт алиментных обязательств подразделяется на следующие субинституты: алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи.
Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права); учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права). [4]
Играя важную роль в правовом регулировании общественных отношений, система права:
- устанавливает устойчивые связи внутри права;
- способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;
- позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;
- обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия норм права, правовых институтов, субинститутов, подотраслей и отраслей права;
- создает преемственность правового прогресса.[5]
Основания деления права на отрасли
2.1. Предмет правового регулирования
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обусловливает различие норм права и группирование их по отраслям. Каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного права — отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и т. д.
Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли права, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль. Если учитывать несущественные, например технические, признаки общественных отношений, то на этой основе можно создать неопределенное число отраслей.[6]
К отношениям, составляющим предмет правового регулирования относятся те отношения, которые отвечают следующим признакам:
а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;
б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;
в) существует объективная потребность в их урегулировании.[7]
Общественные отношения составляют основу моделирования предмета правового регулирования и модифицируются затем в конкретные правовые отношения. Зависимость предмета правового регулирования и правоотношения как категорий права выражается в соотношении общего (предмет правового регулирования) и отдельного (конкретное правоотношение), поэтому допустимо отождествить содержание правоотношения с содержанием предмета правового регулирования. Правоотношение следует рассматривать как реализованную на практике модель общественного отношения, запрограммированную в предмете правового регулирования.
Не существует общественных отношений, которые являются по своему содержанию и сути только правовыми. Если говорится о правовом отношении, то под ним следует понимать общественное отношение, на которое оказывается правовое воздействие с целью его укоренения и развития, либо с целью его исчезновения, то есть должно иметь место указание именно на функциональную, а не на содержательную характеристику.
В содержании предмета правового регулирования выделяются юридическая, волевая и фактическая стороны. Под юридической стороной содержания понимается совокупность взаимосвязанных субъективных прав и юридических обязанностей субъектов отношения. В волевой составляющей содержания предмета правового регулирования выражается как воля субъектов, поведение которых регламентируется, так и воля субъектов правоустановления. Фактическую сторону содержания предмета правового регулирования составляют разные виды общественных отношений: первый вид - отношения людей по обмену ценностями, второй - отношения, обусловленные властным управлением обществом, третий - отношения по охране первых двух видов отношений.
Анализируя изменение соотношения воль при правовом закреплении общественных отношений, нужно отметить, что в советское время превалировала воля государства, а сегодня учитывается воля других собственников, которые достигают своих целей в том числе с использованием института лоббирования. Процент присутствия воли в современный период по сравнению с советским правом следует считать сократившимся, так как воля несобственников в настоящее время может оказаться вообще не представлена при правовом закреплении общественных отношений. Эта модель в современный период может быть применена к любому закону. Причем в законах социальной направленности воля несобственников может быть представлена в большем объеме, нежели в коммерческих или в лоббируемых законах.
Современный период развития Российского государства характеризуется качественным изменением его функций. Это проецируется в факторах внутригосударственного и межгосударственного порядка. К первой категории факторов следует отнести обстоятельства, связанные с преобразованием нашего государства в ходе конституционной реформы, характеризующие переход от одного исторического типа государства к другому: от социалистического к капиталистическому. В сфере экономики это могут быть изменения системы налогообложения, льготного кредитования и инвестирования, распределения квот на сырье и его импорт; в публичной сфере можно назвать изменения системы государственной и муниципальной власти, принципов правового положения личности.
К межгосударственным факторам следует отнести те, которые связаны с возникновением глобальных проблем современности: проблемы освоения космоса, охраны природы и окружающей среды, проблемы борьбы с эпидемиями и опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий производственных аварий, катастроф, проблемы борьбы с международной преступностью, терроризмом, демографические проблемы и ряд других.[8]
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты - индивидуальные и коллективные;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.[9]
В предмете правового регулирования следует обособить его функциональную характеристику, которая в свою очередь зависит от функций общественных отношений, модели которых составляют предмет правового регулирования. Его функциональное назначение обусловлено также функциями, выполнять которые призвано государство. С учетом сказанного функциональная характеристика предмета правового регулирования состоит в следующем:
- предмет правового регулирования может служить критерием систематизации правового массива и для отграничения одного правового образования от другого, одной группы норм от другой;
- функции предмета правового регулирования могут быть определены, исходя из разнообразия его дефиниций. В зависимости от того, какую функциональную роль выполняют нормы права, закрепляющие общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, функции последнего заключаются в моделировании регулятивной или охранительной деятельности;
- функции предмета правового регулирования зависят от задач и целей конкретной отрасли права, которые в свою очередь различаются в зависимости от ее вида или типа (материальное и процессуальное, частное и публичное);
- функции предмета правового регулирования предопределяются факторами обусловленности предмета правового регулирования, в числе которых интеграция, глобализация, имплементация, диверсификация и т.д. Предмет правового регулирования, в свою очередь, сам порождает возникновение и развитие этих процессов, поэтому они взаимообусловлены.[10]
2.2 Метод правового регулирования.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.[11]
В целом метод правового регулирования – юридические средства и способы обеспечения и выполнения предписаний правовых норм. Этот метод характеризуется следующими основными качествами:
1) порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей;
2) степенью их определенности и «автономности» действий субъектов;
3) правовыми средствами и способами обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.
Названные особенности четко проявляются при сравнительном анализе отраслей права и законодательства.[12]
Метод правового регулирования не устанавливается произвольно законодателем или правоприменительными органами, а обуславливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.[13]
Различие методов правового регулирования обусловливается:
а) особенностями возникновения субъективных прав и юридических обязанностей: из закона, деяния, договора;
б) юридическим положением субъектов в правоотношениях – по субординации, как автономные стороны;
в) неодинаковым порядком реализации субъективных прав и юридических обязанностей – соблюдение, исполнение, применение норм права;
г) разными способами защиты прав и обязанностей субъектов (соглашение, административный, судебный способы) с использованием различных санкций.[14]
Категория метода правового регулирования применяется для характеристики регулирующего воздействия на общественные отношения различных правовых образований. В зависимости от вида последних следует различать:
- общий (общеправовой) метод регулирования, характеризующий регулирующее воздействие права в целом;
- отраслевой (общеотраслевой) метод, раскрывающий специфику регулирования отдельной отраслью права соответствующего рода общественных отношений;
- метод регулирования определенного вида или комплекса отношений правовым институтом;
- метод регулирования, присущий отдельной юридической норме.
Общий (общеправовой) метод регулирования отличает упорядочение общественных отношений с помощью права от других (неправовых) способов воздействия государства и уполномоченных им организаций на волю и сознание участников общественных отношений. Таким методом является установление в изданных или санкционированных общеобязательных предписаниях для индивидуально не персонифицированных субъектов взаимных прав и обязанностей с последующей охраной их от нарушений возможностью государственного принуждения.