Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов (Понятие финансов и их значение).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие финансов и их значение
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
2.1. Содержание государственных и муниципальных финансов
2.2. Организация государственных финансов
2.3.Особенности организации муниципальных финансов
Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом не только его успешного использования в ходе управления финансами на макро- и микроуровне, но прежде всего грамотного построения финансовых отношений внутри финансовой системы государства.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
2.1. Содержание государственных и муниципальных финансов
Финансовая система – это совокупность различных финансовых институтов. Государственные и муниципальные финансы в этой системе занимают главенствующую роль. Их роль велика не только в финансовой системе Российской Федерации, но и любой другой страны.
Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Необходимость государственных и муниципальных финансов обусловлена удовлетворением потребностей общества. Эти потребности удовлетворяются в ходе выполнения возложенных на органы государственности власти и местного самоуправления полномочий.
Например, государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполнения полномочий по следующим пунктам:
- Национальная безопасность;
- Обороноспособность;
- Государственное и муниципальное управление;
- Образование;
- Медицина;
- Социальная защита граждан.
Также государственные и муниципальные финансы призваны распределять и перераспределять финансовые ресурсы между различными сферами и отраслями видов деятельности, между территориальными образованиями, между различными социальными группами.
Планирование государственных и муниципальных финансов проводится очень тщательно, потому что в дальнейшем необходимо, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления в полном объеме сумели исполнять все возложенные на них полномочия.
Выделим основные задачи организации государственных и муниципальных финансов:
- Оптимизация пропорций разграничения финансовых ресурсов между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями.
- Наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления финансовыми правами, позволяющими оказывать активное влияние на социально-экономическое развитие.
- Стимулирование органов государственной власти и органов местного самоуправления к проведению инвестиционных, институциональных, социальных преобразований.
- Повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за эффективность и результативность управления государственными и муниципальными финансами.
Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции[6]:
• Мобилизационную (посредством функционирования государственных денежных фондов формируется национальный доход страны);
• Распределительную (финансовые отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, государственных средств);
• Регулирующую (через государственные фонды осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
• Контрольную (через фонды осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
Существуют принципы организации государственных и муниципальных финансов:
- Принцип единства. Предполагает единый порядок формирования финансов, единую правовую базу, единый порядок ведения бухгалтерского учёта и финансирования бюджетов всех уровней, а также наложение бюджетных санкций в соответствии с законодательством.
- Принцип разграничения доходов и расходов федеральных, региональных и муниципальных.
- Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней. Предполагает, что каждый бюджет принимается на каждом уровне самостоятельно без чьего-либо вмешательства.
- Принцип наличия собственных источников доходов и направлений расходов внебюджетных средств.
- Принцип равенства бюджетных прав субъектов и муниципальных образований.
Организация и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в форме:
- Бюджет – совокупность всех доходов и расходов государства, необходимый для аккумулирования средств, а также их использования для удовлетворения различных потребностей и запросов общественности.
- Внебюджетные фонды[7] – форма накопления и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления для решений функциональных задач (целевое распределение средств).
- Государственный кредит.
Источники государственных финансов:
- Валовый внутренний продукт[8];
- Поступления от внешнеэкономической деятельности;
- Часть национального богатства[9] (доходы от продажи земли, нематериальных активов);
Источники муниципальных финансов:
Валовой региональный продукт[10];
Часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.
Также следует разграничить общегосударственные, региональные и местные финансы.
Общегосударственные финансы – совокупность федерального бюджета, внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и социальных страховой фонд), а также государственный кредит.
Общегосударственные финансы, с экономической точки зрения, это денежные отношения по поводу распределения и распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Региональные финансы – это совокупность бюджетов всех субъектов Российской федерации:
- бюджеты республик;
- бюджеты автономных областей;
- бюджеты федеральных округов;
- бюджеты областей;
- бюджеты городов федерального значения.
Местные финансы – форма образования фондов денежных средств, формируемых и использованных для решения вопросов местного значения.
К местным фондам относятся:
- окружные,
- городские,
- районные бюджеты,
- бюджеты поселков и сельских населенных пунктов;
- районные бюджеты в городах;
- муниципальные и государственные ценные бумаги;
- муниципальные кредиты;
- финансовая помощь.
Таким образом, необходимо обратить внимание на многообразие классификаций и форм государственных и муниципальных финансов.
2.2. Организация государственных финансов
Определяющим фактором организации государственных финансов в стране является форма территориального государственного устройства.
В странах с унитарным характером государственного устройства положен принцип централизации государственной власти, которое не предполагает разделение власти по уровням, как, например, в странах федеративного устройства. В связи с этим, можно отметить, что в странах с унитарной формой устройства государства все финансовые ресурсы находятся в одних руках, а в странах с федеративным устройством – распределяются по уровням. Россия как раз относиться к стране с федеративным устройством.
Федеральные органы государственной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляющие финансовую деятельность:
- Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы;
- Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы;
- Правительство РФ в финансовой сфере обеспечивает проведение единой финансовой, денежной, кредитной политики; осуществляет разработку, представление проекта федерального бюджета и его исполнение.
Для осуществления функций в области финансов создаются специальные органы государственного управления – это:
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов Российской Федерации[11] – является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в представленных направлениях и сферах деятельности:
- Бюджет;
- Налоговые отношения;
- Бухгалтерский учет и отчетность;
- Кредитная операция;
- Микрофинансовая деятельность;
- Государственный долг;
- Резервный фонд;
- Страховая деятельность;
- Банковская деятельность;
- Фонд национального благосостояния;
- Международные финансовые отношения и международное сотрудничество.
Главные задачи, стоящие перед Министерством финансов:
- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; ведение счетов исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;
- сбор, обработка, анализ информации и краткосрочное прогнозирование потребности в государственных финансовых ресурсах;
- ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
Федеральное казначейство Российской Федерации[12] представляет собой единую централизованную систему органов федерального казначейства. Главные задачи казначейства:
Обеспечение исполнения Федерального бюджета.
- Кассовое обслуживание.
- Учет поступлений.
- Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности.
- Ведение и обслуживание государственных информационных систем.
- Обеспечение деятельности Федерального казначейства.
- Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.
Центральный банк[13] – это контрольный федеральный орган государственной власти, осуществляющий регулирование кредитной системы государства. Роль Центрального банка очень велика, потому что он способен использовать все инструменты кредитно-денежной политики без ограничений. Кроме того, он может самостоятельно выбирать вектор кредитно-денежной политики и назначать руководителя (которым сейчас является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина). Это и есть главные отличия Центрального банка от других финансовых институтов страны.
Центральный банк осуществляет следующие функции:
• разработка и проведение единой кредитно-денежной политики в России;
• осуществление эмиссии наличных денег;
• утверждение рубля и знака рубля в качестве национальной валюты и символа;
• установление правил проведения банковских операций;
• осуществление надзора за национальной платежной системой;
• осуществление надзора за деятельностью всех финансовых организаций страны.
Органы власти субъектов Российской Федерации, занимающиеся вопросами финансов, при осуществлении финансовой деятельности наделяются полномочиями, которые присущи Министерству финансов.
Исполнительные и законодательные органы исполнительной власти субъект федерации:
- Утверждают, исполняют и контролируют исполнение бюджетов субъекта;
- Устанавливают областные налоги, сборы и иные обязательные платежи.
- Устанавливают льготы и преимущества отдельным группам лиц.
- Реализация социально-экономических, экологических и демографических программ.
Самым главным механизмов на государственном уровне, обеспечивающим функционирования страны и её субъектов является федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.
Бюджет состоит из налоговых и неналоговых доходов.
Таблица 2.2. Состав налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
Налоговые доходы федерального бюджета |
Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ |
Доходы от налогов и сборов, регулируемых федеральным законодательством и зачисляемых полностью: |
|
от налога на добавленную стоимость, от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и др. |
от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, сбора за пользование объектами животного мира и др. |
- |
Доходы от налогов, регулируемых федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации и зачисляемых полностью: от транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес |
Доходы от налогов и сборов, регулируемых федеральным законодательством и зачисляемых частично: |
|
от налога на прибыль организаций, акцизов на спиртосодержащую продукцию и др. |
от акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и др. |
Доходы от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства Российской Федерации по налогам и сборам, подлежащим зачислению в соответствующий бюджет |