Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпосылки и проблематика реформирования естественных монополий
1.1.Предпосылки реформирования естественных монополий
1.2.Реформирование энергетики за рубежом
1.3. Интернационализация процессов реформирования регулирования российской энергетики
Глава 2. Перспективы дальнейшего реформирования естественных монополий в России
2.1. Совершенствование правового механизма в области энергетики
Введение
Актуальность темы исследования. Структура рынка во многом определяет справедливость перераспределения ресурсов в обществе. Соблюдение баланса интересов субъектов рыночных отношений в ряде случаев невозможно без вмешательства государства, которое стремится привести условия функционирования рынка к сопоставимым с конкурентными. Особенно важную роль оно выполняет в тех случаях, когда рынок допускает появление монополии, а также под влиянием объективных причин возникает естественная монополия. Наиболее распространенными направлениями регулирования таких систем является изменение структуры рынка и модели поведения субъектов, создание благоприятных условий на потенциально конкурентных рынках, обеспечение недискриминационного доступа потребителей к товару или услуге монополиста, а также регулирование цен и тарифов. Тем не менее, вмешательство государства на основе имеющихся инструментов и методов в ряде случаев приводит к возникновению провалов регулирования.
Государство использует современные методы и инструменты антимонопольного и тарифного регулирования, которые базируются на традиционных взглядах экономистов-теоретиков. Несмотря на успешный зарубежный опыт, отсутствует возможность использования антимонопольных и тарифных методов и инструментов без предварительного детального анализа последствий их применения.
Естественная монополия возникла исторически и закрепилась благодаря специфике российского экономического уклада. Изменение структуры таких рынков мультипликаивно влияет на экономику. Исследование современных экономико-теоретических взглядов позволяет сделать вывод о том, что естественные монополии в форме вертикально интегрированных компаний сдерживают развитие страны. При этом требуется изменение структуры рынка путем выделения потенциально конкурентных направлений деятельности. Очень важно на этапе становления структуры таких рынков устранить провалы регулирования. В результате, требуется выработка эффективных методов и инструментов устранения провалов регулирования, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования естественных монополий, чем и обусловлена актуальность исследования.
Предметом исследования являются тенденции, провалы реформирования, методы и инструменты антимонопольного и тарифного регулирования.
Объект исследования - государственное регулирование рынков естественных монополий в разных странах.
Целью исследования является изучение опыта реформирования естественных монополий.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
-теоретическая характеристика рынков естественных монополий и провалов их реформирования;
-изучить опыт реформирования естественных монополий в разных странах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Предпосылки и проблематика реформирования естественных монополий
1.1.Предпосылки реформирования естественных монополий
К общеэкономическим предпосылкам относится принятый курс правительства на ускоренное построение рыночных отношений. В современных условиях конкурентные отношения проникают и в инфраструктурные отрасли, происходит разделение естественных монополий по функциональному признаку и т.д.
Отраслевые причины экономической модификации структуры естественных монополистов мы видим в следующих особенностях их функционирования: технологическое отставание российских инфраструктурных компаний от аналогов в мире; неудовлетворительный механизм формирования тарифов по затратному методу; отсутствие стимулов к эффективному использованию основных фондов; высокая аварийность трубопроводов, линий электропередач и путей сообщения; инвестиционный голод; слабый контроль взимания платежей; отсутствие информационной и финансовой прозрачности; закрытость путей доступа в отрасль для энтрантов (новых участников рынка); устаревание и износ основных фондов.[1]
Анализ реформирования естественных монополий проведён на примере отечественной электроэнергетики, газовой и железнодорожной отраслей. Естественным монополистом в электроэнергетике был холдинг ОАО РАО «ЕЭС России», который в 2007 г. контролировал 69,5% общей генерации в стране и владел всеми линиями электропередач, создавал 8,8% ВВП. Основным принципом реформирования было разделение компании по функциональному признаку на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности с развитием конкуренции на оптовом и розничном рынках. В результате реструктуризации была ликвидирована монополия на генерацию и сбыт электроэнергии, из состава холдинга выделились 7 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК).
Генерирующие активы отдельных ОГК рассеяны по стране для снижения монополизации отрасли и функционируют на оптовом рынке электроэнергии, потребителями которого являются импортёры, экспортёры электроэнергии, а также сбытовые и промышленные компании. ТГК объединяют электростанции отдельно взятых регионов, снабжая электроэнергией потребителей на розничных рынках этих регионов. ОГК состоят в основном из станций, генерирующих электроэнергию, а ТГК в основном это ТЭЦ, которые генерируют электрическую и тепловую энергию. Доля собственности в генерирующих компаниях снижается с целью развития конкуренции и допуска в отрасль частных инвесторов. Например, 78,3% акций ОГК-4 принадлежат крупной немецкой энергетической компании «E.On», 60,66% акций ОГК-3 принадлежат ОАО «ГМК Норильскому никелю», а 92,9% акций ТГК-10 принадлежат финской энергетической компании «Fortum».[2]
При этом под контролем государства остались инфраструктурные активы распределения электроэнергии, а также часть производственных активов электроэнергетики, включая 10 атомных электростанций, доля государственной собственности в которых не ниже 75%.
Основными задачами реформы было привлечение частных инвестиций и повышение эффективности основной деятельности.
Газовая отрасль представляет собой вертикально-интегрированную монополию, в основе которой находится компания ОАО «Газпром», с долей принадлежащей государству 50%+1 акция. Компания обладает крупнейшими в мире запасами природного газа, которые составляли в 2009 г. 33,6 трлн. м³ газа, а на её долю мировой добычи газа приходилось 14,5%. Монополист добывает 80,3% газа в стране и владеет магистральными трубопроводами. Доля «Газпрома» в формировании ВВП составляла в 2008 г. 10%, что подчёркивает принципиальное значение газового монополиста для развития народного хозяйства.
В последние годы реализуется программа повышения эффективности основной деятельности компании, направленной на: сохранение её целостности и нерасчленённости; совершенствование корпоративной структуры (выделение непрофильных активов и их продажа); повышение финансовой и информационной прозрачности. «Газпром» остаётся крупнейшим вертикально-интегрированным монополистом по показателям доходности, рыночной капитализации и формировании ВВП. К профильной деятельности компании относятся на ряду с газовыми, также нефтяные и электроэнергетические активы, а в 2007 г. доход от продажи непрофильных компаний составил более 1 млрд. долл.
ОАО «РЖД» является вертикально-интегрированной корпорацией, принадлежащей на 100% государству. Железные дороги России выполняют в общем объёме грузооборота страны 43%, а пассажирооборота- 41%[3]. Доля «РЖД» в формировании ВВП по нашим расчётам составляет 2,6%. Российские железные дороги находятся в тройке крупнейших железнодорожных артерий мира по протяжённости, уступая только США.[4]
Была выбрана модель реформирования, основанная на построении вертикальной интеграции с конкуренцией, при которой инфраструктура и частично операторские функции находятся под государственным контролем, а конкуренция развивается между независимыми операторами в различных сегментах грузоперевозок. Заключительный, третий, этап (2006-2010 гг.) включает в себя развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок.
В результате реформы произошло разделение активов компании по функциональному признаку, и выделились 18 компаний в секторе пассажирских пригородных перевозок, в секторе грузовых перевозок выделилось 5 компаний, 9 ремонтных заводов, 3 вагоноремонтных завода, компании сферы телекоммуникаций, внедрения новых технологий, банковского профиля подконтрольных государству[5]. В настоящее время конкуренция развивается в секторе грузовых перевозок, так как был открыт доступ к инфраструктуре новым участника рынка, но в среднесрочной перспективе планируется создать условия для конкуренции в секторе пассажирских перевозок.
В основе данной модели лежит подход к реформированию железнодорожного транспорта, реализуемый в Германии в 1990-е гг. На первом этапе немецкой реформы была создана «Deutsche Bundesbahn AG», из которой на втором этапе выделились компания, управляющая инфраструктурой, «DB Netze», и, компания технического обслуживания «DB Station & Service». А также выделились государственные компании региональных пассажирских перевозок «DB Regio» и грузовых перевозок «DB Cargo», с которыми конкурируют 310 частных перевозчиков, как пассажирского, так и грузового железнодорожного транспорта, в том числе и международные.
1.2.Реформирование энергетики за рубежом
Основным толчком к реформированию электроэнергетики за рубежом явилось внедрение конкуренции в области производства электроэнергии. Электроэнергетическая отрасль перестала быть неделимой естественной монополией. Кроме того, отпала необходимость в экономии от масштаба, которая достаточно длительное время представляла собой основной рычаг в естественно-монопольной структуре отрасли.
Благодаря новым технологиям, электростанции среднего размера могут конкурировать с более крупными станциями. Это позволило менее крупным инвесторам, чем существующие вертикального интегрированного комплексами (ВИК), строить электростанции, которые могут не зависеть от них. Реформирование в разных странах имело следующие цели:
- создание максимально доступной для потребителей ценовой политики с повышением эффективности работы отрасли (Великобритания, Аргентина, Австралия);
- вовлечение иностранных инвестиций, чтобы повысить эффективность работы отрасли (Бразилия, Аргентина);
- внедрение конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика (Бразилия);
- выравнивание ценовых категорий на электроэнергию в различных регионах страны (Норвегия, США).[6]
Реформа электроэнергетики явилась одним из важнейших элементов структурных преобразований экономики Российской Федерации, представляющей собой общемировую тенденцию. До 80-90 гг. XX века в большинстве стран мира электроэнергетика с вертикально-интегрированной структурой рассматривалась как естественная монополия.[7] Государство в полной мере осуществляло контроль над тарифами на услуги вертикально-интегрированных компаний, которые составляли основу электроэнергетического комплекса. Эта система функционирования отрасли оказалась крайне неэффективной в условиях удорожания углеводородного топлива, а также при обеспечении опережающего спроса на электроэнергию.[8]
В связи с этим возникла необходимость радикального преобразования всей электроэнергетической отрасли. В результате произошло структурное реформирование энергетической отрасли рядом зарубежных стран.
Одной из главных целей является повышение эффективности функционирования энергосистем, благодаря разделению монополий с выделением из них конкурирующих компаний (Скандинавские страны, Чили и др.), и начало взаимодействия со странами, которые являются независимыми производителями электроэнергии (например, США), а также либерализации рынков электроэнергии.
Что касается целей государственного регулирования, одной из основополагающих является развитие антимонопольного законодательства, обеспечение недискриминационного доступа конкурирующих участников к инфраструктуре рынков электроэнергии.
Таким образом, данные изменения в электроэнергетике стали мировой тенденцией как в большинстве развитых, так и в ряде развивающихся стран.