Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ПРОЕКТА
1.1 Современные представления о проектном менеджменте
1.2 Команда проекта : виды, жизненный цикл, методы управления
1.3. Методы управления межличностными конфликтами в проектной среде
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТАХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Общая характеристика ООО «Мото-Логист»
2.3. Анализ межличностных конфликтов во внутренней среде проекта
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
3.2. Методы предотвращения межличностных конфликтов
3.3. Экономическая и психологическая эффективность реализации предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня для реализации успешных проектов различной направленности необходимо формирование команд или групп проектов.
Также при формировании и действии команды проекта необходимо исключить конфликты внутри групп.
За свою историю человечество накопило большой опыт, как в завязывании, так и в разрешении конфликтов различного типа. Изучение и обобщение этого привело к тому, что возникла особая отрасль знаний о конфликтах – конфликтология.
В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми, особенно в такой конфликтной сфере, как работа с должниками.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов, таких как: Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Базаров Т.Ю., Виханский О.С., Наумов А.И., Володин С.В., Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Двойников С.И., Денисов И.Н., Лапик С.В., Донцова Е.В., Егоршин А.П., Емельянов С.М., Кашинцева Е.В., Козлов В.В., Козлова А.А., Копякова Т.И., Котелков А.Л., Глушко Е.А., Кошелев А. Н., Иванникова Н.Н., Нагаев В.М., Наумов В.И., Оболонский Ю.В., Окунев Д.В., Майкова С.Э., Олейник А.Н., Пантелеева О.И., Беляева Н.М., Поляков И.В., Калинина С.А., Зеленская Т.М., Регнет Э., Руденко Ф.Г., Селин И.В., Соколов Ю.В., Кудрявцева Д.П., Староверова К.О., Таскаев Г.С., Фоменко А.В., Хэлдман К., Чумиков А.Н., Шейнов В.П., Шильникова И.В., Юдина Т.В.
Объект исследования: Методы управления по разрешению и предупреждению межличностных конфликтов.
Предмет исследования: Межличностные конфликты.
Гипотеза исследования: можно предположить, что специально разработанная система управления межличностными конфликтами, а именно создание положение об организационной культуре предприятия, позволит улучшить социально-психологический климат в команде проекта по открытию магазина автотоваров.
Цель исследования: Выработка методов управления по разрешению и предотвращению межличностных конфликтов в проектной среде на примере реализации проекта по открытию магазина автотоваров.
Задачи: проанализировать научно-методическую литературу по сущности проектного менеджмента, команде проекта; дать характеристику межличностным конфликтам и методам их управления; обобщить информацию о базе исследования и представить её к краткой форме; дать полное описание проекта; проанализировать межличностные конфликты в процессе реализации проекта по открытию магазина автотоваров; представить систему управления межличностными конфликтами в представленной проектной среде; разработать направления работы по предотвращению межличностных конфликтов; показать эффективность реализации предложенных мероприятий. База исследования: ООО «Мото-Логист». Методологическая основа исследования: Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Базаров Т.Ю., Виханский О.С., Наумов А.И., Володин С.В.
Структура данной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ПРОЕКТА
1.1 Современные представления о проектном менеджменте
Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Согласно ISO 21500, проект – это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы [1]. С целью исследования жизненного цикла проекта следует оценить такой параметр проекта, как период или время реализации проекта. Такой параметр включает в себя также параметры: дата зарождения проекта; начало реализации проекта; срок исполнения проекта; дата завершения проекта.
Также менеджеры проекта разбивают проект на фазы для облегчения работ по проекту. Совокупность таких фаз представляет собой жизненный цикл проекта. Таким образом, жизненный цикл проекта – это период времени от зарождения идеи проекта до его завершения, разделяемый на фазы или этапы. Существуют различные способы определения жизненного цикл проекта, его структуры фаз проекта. Часть организаций разрабатывает собственные принципы, по которым для всех проектов существует один жизненный цикл. Другие предприятия действуют так, что дают команде проекта возможность: управлять проектом; выбирать жизненный цикл проекта. Часто общеотраслевые принципы обуславливают использование определенного жизненного цикла, наиболее подходящего для данной отрасли. На выбор жизненного цикла проекта влияние оказывают многие факторы. Основными такими факторами являются (приложение 2): тип проекта; финансовые возможности; выбранная стратегия реализации; технологические особенности реализации.
Приведем рейтинг факторов в зависимости от уровня их влияния на проект [12]: тип проекта – самое большое влияние; финансовые возможности – следующий фактор; технологические особенности реализации проекта – третья позиция; выбранная стратегия реализация проекта.
Приведем общие для всех жизненных циклов проектов характеристики: фазы последовательны и ограничены передачей технической информации или сдачей технического элемента; уровень затрат и численность возрастают в процессе реализации проекта и снижаются на завершающем этапе проекта. Данные изменения приведены в приложении 3 способность команды проекта оказывать влияние на результаты проекта максимальны в начале проекта и уменьшаются в процессе реализации проекта (приложение 4).
При этом все жизненные циклы проекта отличаются друг от друга, хотя и содержат в себе схожие фазы и названия. Жизненные циклы могу содержать 4 - 5 и более фаз.
Для того, чтобы выделить фазы жизненного цикла проекта необходимо выделить контрольные точки (вехи). В процессе прохождения вех: просматривается ожидаемая и дополнительная информация; оцениваются возможные направления развития проекта.
Жизненный цикл проекта также выступает обобщающим показателем процесса разработки и реализации проекта. Фазы жизненного цикла проекта могут быть подразделены на более мелкие элементы. Эта возможность обеспечивает составление более подробной структуры проекта.
Фазы разбиваются на подпроекты по следующим параметрам: размера проекта; сложности проекта; уровня риска проекта; ограничений на порядок финансирования. Приведем стандартный набор фаз для жизненного цикла инвестиционного проекта (приложение 5): начальная фаза – разработка миссии (концепции проекта); фаза разработки – планирование проекта; фаза реализации – поэтапный процесс исполнения проекта; фаза завершения – процесс выхода из проекта.
Существует специфика организации жизненных циклов для различных проектов. Так, организационно-экономические проекты могут иметь следующий жизненный цикл (приложение 6): фаза обоснования направлений организационно-экономических изменений (концептуальная фаза); фаза планирования проекта; фаза реализации проекта; фаза завершения проекта; фаза постпроектного сопровождения организации и развития проекта.
Подпроекты проектов могут иметь собственные жизненные циклы. Так, архитектурный проект может содержать следующие фазы: фаза определения (проектные работы); фаза реализации (надзор за строительными работами). В данном случае проектирование здания будет представлять собой самостоятельный проект архитектурной фирмы, состоящий из следующих фаз: разработки концепции; определение; реализация; завершение. Архитектурная фирма может рассматривать проектирование здания и надзор за строительными работами в качестве самостоятельных проектов. В зависимости от жизненного цикла проекта выделяют следующие фазы: виды технических работ, проводимых в рамках фазы; проведение проверки и подтверждения результата каждого действия; участники каждой конкретной фазы; типы контроля в каждой фазе.
Подведем итоги. Проект представляет собой замысел или идею, облаченную в измеримую форму документов, отчетов и т.д. Жизненный цикл проекта является: важным объектом системы управления проектом; методом системы управления. Выделяют этапы жизненного цикла проекта: начальная фаза, фаза разработки, фаза реализации; фаза завершения.
1.2 Команда проекта : виды, жизненный цикл, методы управления
Команда проекта представляет собой группу людей, занимающихся реализацией проекта. В состав группы входят руководители и специалисты. Команда проекта - это временная группа специалистов, создаваемая на период выполнения проекта. Основная задача этой группы - обеспечение достижения целей проекта. Приведем основные типы команд проекта в зависимости от организации их рабочих мест [5, c. 59]: 1. Привлечение руководителей или специалистов к работе над проектом по совместительству с основной работой. Члены проектной команды имеют свои рабочие места. Взаимодействие осуществляется посредством средств связи. Периодически проводятся совещании; 2. «Предприятие в предприятии» (классическая модель). Члены проектной команды находятся в одном помещении, поэтому взаимодействие проходит постоянно; 3. Смешанные формы. В одном помещении находятся ключевые члены проектной команды, остальные члены находятся на своих рабочих местах.
Приведем основные правила работы команды проекта, среди которых можно выделить два основных закона: 1. Все решения направлены на достижение целей проекта. 2. Управлять можно только оставшейся частью проекта. Существуют условия эффективности работы команды проекта. Приведем их перечень [28]: иерархия в компании; коммуникации; задачи, выходящие за рамки одного отдела; профессионализм и готовность к командной работе; отношение к нестандартным решениям и подходам; проблемы организации, не требующие командного подхода.
Приведем распространенную структуру команды проекта и распределение ролей между участниками группы (приложение 7).
Таким образом, команда проекта представляет собой группу лиц, ответственных за реализацию проекта. В данной группе выделяют руководителей и специалистов проекта. Выделяют следующие виды команд проектов: привлечение руководителей или специалистов к работе над проектом по совместительству с основной работой; «Предприятие в предприятии»; Смешанные формы. Также существуют правила команды проекта: все решения направлены на достижение целей проекта; управлять можно только оставшейся частью проекта.
Условиями эффективности работы команды проекта являются: иерархия в компании; коммуникации; задачи, выходящие за рамки одного отдела; профессионализм и готовность к командной работе; отношение к нестандартным решениям и подходам; проблемы организации, не требующие командного подхода.
1.3. Методы управления межличностными конфликтами в проектной среде
Конфликт (от лат. conflictus) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки социальных правил и норм [1, c. 512]. Для организации эффективной работы с конфликтами важно знать, что существуют определенные подходы к их разрешению.
В зависимости от специфики каждой конфликтной ситуации следует придерживаться определенной стратегии.
Сегодня принято выделять два основных подхода к разрешению конфликтов: 1. Обход конфликта; 2. Непосредственное разрешение конфликта., c. 108]. Каждый из этих подходов подразумевает свои пути разрешения конфликтных ситуаций. Ознакомимся с ними.
Первый подход – обход конфликта – включает в себя: уход от конфликта (заключается в побуждении участников конфронтации к реализации поставленных перед ними конкретных задач или же участникам конфликта дается возможность осознать, что их упорство является бесперспективным посредством принятия устрашающих мер); изоляцию (одного из оппонентов /или сразу обоих/ следует изолировать, например, посредством перевода в другой отдел или ему предоставляется отпуск); лишение возможностей (участников конфликтной ситуации следует лишить средств власти, необходимых ему для достижения собственных интересов в противодействии); вытеснение (при выборе данного пути разрешения конфликта авторитетным представителям или самим участникам конфликта следует принять позицию игнорирования, отрицания либо замалчивания проблемы, что иногда приводит к тому, что ситуация, провоцирующая конфликт, проходит сама собой); изменение направления (следует изменить направленность конфликта, посредством переведения его, например, на решение общих задач); сосуществование (следует дать понять участникам конфликта, что у них могут быть общие цели, таким образом принуждая их к необходимости отказаться от конфликтного противостояния).
Второй подход к выходу из конфликтных ситуаций – разрешение конфликтов – подразумевает: силовое разрешение конфликта (применяется в случае, когда целью является победа интересов одной из сторон конфликта путем подавления интересов другой конфликтной стороны посредством следующих методов: понижение в должности, подрыв репутации, увольнение, осуществление препятствий в дальнейшем карьерном росте и повышении материальных благ и т.д.); посредническое разрешение конфликта (осуществляется путем привлечения третьей стороны в лице человека, пользующегося доверием как у одной, так и у другой стороны, который либо способствует проведению переговоров между сторонами, либо действует путем убеждения, либо, используя свой авторитет у сторон, примиряет их); разрешение конфликта посредством проведения переговоров (реализуется посредством разработки определенных правил и взаимных уступок с целью достижения компромиссных решений, удовлетворяющих все стороны, принимающие участие в конфликтной ситуации); разрешение конфликта по приговору (достигается путем привлечения, например, всего коллектива или незаинтересованного лица, которые принимают определенные решения путем голосования или жребия по разрешению конфликтной ситуации); совместное разрешение конфликта путем решения общей проблемы (подразумевает наличие у конфликтующих сторон желания прийти к разрешению конфликтной ситуации, в результате чего они на основе равноправия и взаимного уважения стремятся разработать общее решение) .