Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Исследование понятия «основных средств» организации
1.2. Классификация основных средств организации
1.3. Нормативное регулирование учета основных средств организации
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Организация бухгалтерского учета в организации
2.3. Учет поступления основных средств в организации
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Бухгалтерия ООО «Милан» состоит из одного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером. Состав и численность работников бухгалтерии ООО «Милан» определяется штатным расписанием, утвержденным директором.
Бухгалтерский учет в ООО «Милан» проводится с помощью автоматизированной формы бухгалтерского учета, которая основана на методе двойной записи по синтетическим и аналитическим счетам по требованию рабочего Плана счетов бухгалтерского учета.
Учетная политика предприятия создается главным бухгалтером и утверждается директором ООО «Милан», который отвечает за организацию бухучета и соблюдение законов при совершении хозяйственных операций.
При организации бухгалтерского и налогового учета в бухгалтерии ООО «Милан» применяется программу 1С: Бухгалтерия.
Бухгалтерский учет в ООО «Милан» ведется по участкам: основные средства и нематериальные активы, материалы, денежные средства, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет зарплаты. Складской учет товарно-материальных ценностей ведется на складах
2.3. Учет поступления основных средств в организации
Источники информации, используемые при учете основных средств, зависят от принятой организацией учетной политики.
В ООО «Милан» выбрана машинно-ориентированная форма учета. Важно отметить перечень применяемых регистров, их построение, последовательность и способы записей в них. При любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться и оформляются в данной организации унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:
- форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
- форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
- форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств;
- форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;
- форма ОС-15— акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
- форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования.
Синтетический учет движения основных средств ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01, 02.
Основные направления ведения учета основных средств в ООО «Милан» обеспечивают:
- контроль за наличием и сохранностью основных средств;
- правильность отнесения предметов к основным средствам;
- правильность оценки основных средств в учете;
- правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
- правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
- правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре, Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке, следует открыть справочные инвентарные карточки, отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой: "для начисления амортизации", в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта, между соответствующими пользователями.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), и передают затем под расписку в соответствующий отдел ООО «Милан».
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств.
В бухгалтерии ООО «Милан» инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по видам основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Счет 01 "Основные средства" предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Для учета вложений во внееборотные активы предназначен синтетический счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". По дебету его отражаются:
- фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных и других соответствующих активов; при этом в случае подрядного способа производства строительно-монтажных работ корреспондирует счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", при хозяйственном способе кредитуются счета 23 "Вспомогательные производства", 10 "Материалы", 02 "Амортизация основных средств", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 « Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента и других объектов основных средств, не требующих монтажа;
- суммы начисленного износа, относящиеся к объектам вложений во внеоборотные активы, в корреспонденции со счетами 02 "Амортизация основных средств");
- затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, т. е. на финансирование вложений во внеоборотные активы (например, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для этой цели).
По кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" фиксируется:
- стоимость объектов, принятых в эксплуатацию или приобретенных за плату (при имеющейся государственной регистрации в случаях, обязательных по законодательству) - в корреспонденции со счетом 01 "Основные средства";
- стоимость выбывших (проданных, безвозмездно переданных) вложений во внеоборотные активы (незавершенного капитального строительства) - дебетуется счет 91 "Прочие доходы и расходы";
- стоимость выявленных при инвентаризации недостач или испорченных вложений - корреспондирует счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"; по потерям в связи с чрезвычайными обстоятельствами применяется счет 99 "Прибыли и убытки".
В январе 2018г. ООО «Милан» заключило договор с ООО «Строймонтаж» на строительство гаражного помещения для собственного автотранспорта. Согласно договору обеспечение строительства оборудованием возложено на ООО «Милан».
Затраты на строительство составили:
- стоимость работ по составлению сметы на строительство – 3200000 руб., в т.ч. НДС - 48814 руб.;
- стоимость строительных работ по предъявленным счетам подрядчика – 5600000 руб., в т.ч. НДС - 854203 руб.;
- стоимость оборудования, требующего монтажа – 2120000 руб., в том числе НДС - 323390 руб.;
- стоимость транспортных услуг по доставке оборудования – 42000 руб., в т.ч. НДС - 6407 руб.;
- стоимость работ по монтажу оборудования согласно предъявленным счетам ООО «Строймонтаж» - 180000 руб., в т.ч. НДС - 27458 руб.
Работа ООО «Строймонтаж» была оплачена в марте 2018г. помещение принято в эксплуатацию в марте 2018 г.
Корреспонденция счетов за январь – март 2018г. представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Корреспонденция счетов за январь – март 2018г.*
Содержание хозяйственной операции |
Основание/первичные документы |
Отражение в учете |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отражены расходы по составлению сметы строительства в сумме без НДС |
Акт приема-сдачи работ |
08 |
60 |
271186 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отражена сумма НДС по услугам по составлению сметы |
Акт приема-сдачи работ, счет-фактура |
19 |
60 |
48814 |
Отражено поступление оборудования, требующего монтажа в сумме без НДС |
Документы поставщика (товарная накладная) |
07 |
60 |
1796610 |
Отражение сумм НДС на основании счета-фактуры и акта |
счет-фактура |
19 |
60 |
323390 |
Отражены транспортные расходы, связанные с доставкой оборудования, требующего монтажа в сумме без НДС |
Акт приема-сдачи услуг. |
07 |
60 |
33593 |
Отражены суммы НДС по транспортным расходам, связанным с доставкой оборудования, требующего монтажа |
счет-фактура |
19 |
60 |
6407 |
Отражено начало монтажа оборудования подрядной организацией |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. ОС-15) |
08 |
07 |
1830203 |
Отражены работы по монтажу оборудования в сумме без НДС |
Акты приема-сдачи работ (ф. КС-2) |
08 |
60 |
152542 |
Отражена сумма НДС по работам по монтажу оборудования |
счет-фактура |
19 |
60 |
27458 |
Выполнены подрядной организацией строительные работы в сумме без НДС |
Акты приема-сдачи работ (ф. КС-2) |
08 |
60 |
4745797 |
Отражена сумма НДС по строительным работам ООО «Строймонтаж» |
счет-фактура |
19 |
60 |
854203 |
Оплачены счета ООО «Строймонтаж» по строительным работам и по оборудованию |
Платежное поручение |
60 |
51 |
8260000 |
Ввод объекта основных средств в эксплуатацию, государственная регистрация |
Акт о приеме-передаче основных средств (ф. ОС-1) |
01 |
08 |
6999728 |
Принятие НДС к вычету |
Счет-фактура, расчет |
68 |
19 |
1260272 |
* Таблица составлена по данным организации, самостоятельно
Далее рассмотрим практическую ситуацию по приобретение основных средств.
ООО «Милан» в 2018г. был приобретен подъемник, договорная стоимость которого без НДС – 450000 руб. плюс НДС – 90000 руб. Посреднической организации уплачено 12000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). За консультации по приобретению уплачено 6000 руб. (в том числе НДС – 1000 руб.). Командировочные расходы, связанные с приобретением объекта, составили 1000 руб. (проезд, проживание, суточные и др.).
При доводке доведении объекта до рабочего состояния произведены затраты самого предприятия на сумму 20000 руб., включая:
- 11000 руб. – стоимость материалов;
- 9000 руб. – заработная плата собственного строительного участка с отчислениями во внебюджетные социальные фонды.
Оплачены услуги сторонней организации по монтажу объекта на сумму 15000 руб. (в том числе НДС – 2500 руб.). За доставку транспортной организации уплачено 4500 руб. вместе с НДС. Для приобретения основных средств был взят кредит в банке в размере 300000 руб.
Корреспонденция счетов по покупке подъемника за 2018г. представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Корреспонденция счетов по покупке подъемника за 2018г.*
Содержание хозяйственной операции |
Основание/первичные документы |
Отражение в учете |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
Получен кредит в банке |
Выписка из банка |
51 |
90 |
300000 |
Оприходован объект основных средств |
Журнал № 03 |
08 |
60 |
450000 |
Выделен НДС по оприходованному объекту основных средств |
Счет-фактура |
19 |
60 |
90000 |
Оплачен счет поставщика основных средств |
Платежное поручение |
60 |
51 |
540000 |
* Таблица составлена по данным организации, самостоятельно
В отличие от материалов, сырья по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1.