Файл: Основные функции в системе менеджмента (Практическое применение основных функций менеджмента на примере предприятия ООО «Опторг»).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента на предприятии
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Современные подходы к мотивации персонала организации
1.3 Функции управления организацией
Глава 2. Практическое применение основных функций менеджмента на примере предприятия ООО «Опторг»
2.1 Характеристика исследуемого предприятия
2.2 Планирование и структура управления организацией
2.3 Координация и регулирование
Высшим органом управления обществом является Общее Собрание учредителей. Общее Собрание учредителей может быть очередным и внеочередным. Каждый участник компании имеет на Общем Собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале компании.
Очередное Общее Собрание учредителей собирается не реже одного раза в год и созывается исполнительным органом компании. На очередном Общем Собрании утверждаются годовые результаты деятельности компании. Указанное собрание проводится через три месяца после окончания финансового года.
Исполнительным органом общества является директор общества, назначаемым Общим Собранием учредителей сроком на три года с правом на новый срок. Директор несет ответственность за результаты деятельности Общества и выполнение возложенных на него задач и функций, обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов, организует подготовку и выполнение решений Общего Собрания учредителей и др.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности организации
Показатели |
2014 |
2015 |
2015 г. к 2014 г., |
2015 г. к 2014 г., |
+/- |
% |
|||
Выручка, тыс.руб.: |
98003 |
107915 |
9912 |
110,11 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
95207 |
100206 |
4999 |
105,25 |
Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс.руб. |
-18781 |
-19568 |
-787 |
104,19 |
Чистая прибыль(+), убыток (-), тыс.руб. |
-158 |
2503 |
2661 |
-1584,18 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
57 |
61 |
4 |
107,02 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (средств), тыс.руб. |
20157 |
22196 |
2039 |
110,12 |
Фондоотдача, руб. |
4,42 |
5,35 |
0,93 |
121,04 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
27208 |
35041 |
7833 |
128,79 |
Продолжение таблицы 1 |
||||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4,31 |
3,47 |
-0,84 |
80,51 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
21015 |
25410 |
4395 |
120,91 |
Среднегодовая плата труда одного работника, тыс. руб. |
368,68 |
416,56 |
47,88 |
112,99 |
Производительность труда одного работника, тыс.руб. |
1719,35 |
1769,1 |
49,75 |
102,89 |
Получено чистой прибыли, тыс.руб.: |
||||
на 1 работника |
-2,77 |
41,03 |
43,8 |
-1481,23 |
на 1 оборот оборотных средств |
-36,64 |
721,86 |
758,5 |
-1970,14 |
Рентабельность (убыточность), %: |
||||
- текущих затрат |
-19,73 |
-19,53 |
0,2 |
|
- продаж |
-19,16 |
-18,13 |
1,03 |
|
- основных фондов |
-0,78 |
11,28 |
12,06 |
|
- оборотных средств |
-0,58 |
7,14 |
7,72 |
|
- совокупных активов (капитала) |
-0,22 |
3,7 |
3,92 |
Как видно из данных таблицы 1, выручка от продажи продукции за анализируемый период выросла на 9912 тыс. руб. или на 10,11 %.
Себестоимость продукции выросла на 5,25 %, затраты на 1 рубль выручки уменьшились на 0,04 коп., темп роста себестоимости ниже, чем темп роста выручки, это объясняется снижением цен на многие материалы и комплектующие, а также экономией ресурсов.
Среднесписочная численность работников увеличилась на 4 человека, в том числе численность производственного персонала – на 1 человека.
Среднегодовая стоимость ОПФ выросла на 2039 тыс. руб. Рост фондоотдачи составил 21,04 % по сравнению с 2014 годом, объем товаров на единицу основных средств увеличился.
2.2 Планирование и структура управления организацией
Миссия предприятия - создать базу лояльных потребителей и занять лидирующие позиции в сфере оптовой торговли в городе через удовлетворение потребностей покупателей в овощах и фруктах высокого качества, обеспечивая фирме максимальный годовой доход.
В качестве стратегической цели предприятия выделено следующее - захват 15% доли оптового рынка фруктов и овощей города за счет развития сети магазинов и оптовой торговли.
Формирование целей предприятия очень важный и ответственный процесс, так как цели - это то, чего хотела бы достичь организация в ближайшем будущем, то есть это направление её деятельности в ближайший период. Для реализации этого процесса необходимо четко знать положение организации на рассматриваемом рынке, конъюнктуру рынка, положение конкурентов и т.д.
Предприятие планирует сохранение и возможное увеличение выручки, поэтому рыночные цели должны быть ориентированы на расширение сбытовой сети, добавление новых ассортиментных групп, а также поддержание хорошей репутации предприятия на рынке. Главной рыночной целью является увеличение доли потребления рынка. Для этого необходимо: постепенно поднимать все экономические показатели.
Долгосрочные цели до 2018 года приведены в таблице 2.
Таблица 2
Долгосрочные цели ООО «Опторг»
Прибыльность |
Добиться роста активов на 20%. |
Маркетинг |
Увеличение доли рынка в течении 3-х лет на 5%.Увеличить объемы продаж на 15% в течении 3-х лет. |
Финансы |
Сохранить уровень финансовой прочности 50%. Увеличение рентабельности на 0,5% ежегодно. |
Социальная ответственность |
Оказать помощь сотрудникам в пределах суммы 0,5% от прибыли общества. Обязательное страхование сотрудников, занятых опасными для жизни и здоровья работами |
Исследование и внедрение новшеств |
Приобрести новое оборудование |
Продукция |
Расширение ассортимента товаров. |
Организация |
Наем кадров с высшим образованием на главные должности, а также переквалификация персонала на высший уровень. |
Стратегический анализ внешней и внутренней среды – важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития организации. Для успешного развития бизнеса важно не только определить цели, но и выбрать, отраженный в наборе взаимосвязанных стратегий, образ действий, который гарантирует наиболее эффективный путь их достижения.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды направлен, в первую очередь, на изучение двух групп факторов: условий в отрасли и положения на рынке, сильных и слабых сторон.
Далее рассмотрим факторы внешней среды более подробно.
Политические факторы.
На деятельность предприятия имеет влияние законодательная база, в частности Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 13.07.2015), Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров …» от 19.01.1998 г. №55 (ред.15.12.2006 г.) и другие.
ООО «Опторг» применяет общий режим налогообложения, налоговое законодательство в нашей стране не отрегулировано должным образом, поэтому для компании существует риск увеличения налоговых платежей или изменения организации финансовой деятельности.
Гражданский кодекс устанавливает основы функционирования закрытых акционерных обществ. Учредительными документами ООО «Опторг» являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав, положения которого регламентируют всю деятельность предприятия.
ООО «Опторг» соблюдает свои обязательства по трудовому договору, соблюдая все нормы, установленные в трудовом кодексе: предоставляет работникам работу, обусловленную трудовой функцией, работникам в полном размере и вовремя выплачивается зарплата, обеспечено обязательное социальное страхование, в зависимости от объемов продаж работники получают премиальные.
Таким образом, деятельность предприятия в настоящее время осуществляется с учетом норм трудового, административного и налогового права. Поэтому стабильность и доступность законодательной системы также играет немалую роль в деятельности организации.
Экономические факторы.
Эти факторы так же отражаются на налогообложении, но в большей степени экономическая ситуация влияет на покупательную способность населения.
Уровень инфляции напрямую влияет на покупательскую способность граждан, а также на стоимость услуг, оказываемых различными организациями. В настоящее время уровень инфляции в стране высок (рисунок 1). В связи с этим происходит постоянное удорожание товаров при сохранении их качества на прежнем уровне.
Рисунок 1 – Динамика уровня инфляции в России за 2014-2018 гг., %
Развитие розничной и оптовой торговли в настоящее время проходит на фоне резкого изменения макроэкономических факторов, которые приводят к падению покупательной способности населения и в то же время - резкому всплеску потребительского спроса в последние месяцы года на товары длительного пользования на фоне ожиданий будущего роста цен.
Выручка продовольственного ритейла выросла на фоне опережающего роста продовольственной инфляции, вызванной продовольственным эмбарго. Рост цен послужил, в свою очередь, причиной изменения потребительского поведения и роста внимания контролирующих органов к отпускным и розничным ценам и механизму ценообразования на продукты.
В целом ООО «Опторг» устойчиво стоит на рынке, и вряд ли экономический кризис сможет значительно пошатнуть его деятельность.
Демографические факторы
Если оценивать, насколько существенно на деятельность ООО «Опторг» влияют демографические изменения в городе, то можно сказать, что это один из важных факторов, позволяющий оценивать приблизительные объёмы продаж товаров. В целом, можно сказать, что численность населения города существенно не изменилось, следовательно, данный фактор не имеет сильного влияния на деятельность ООО «Опторг».
Научно-технический прогресс.
Напрямую на коммерческую деятельность предприятия развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания.
Социальные факторы.
В данном факторе весомую роль играет уровень средней заработной платы по городу. Можно сказать, что заработная плата за исследуемый период выросла, но если сравнивать с темпом роста инфляции за этот же период, то рост заработной платы нельзя назвать значительным. Данный фактор имеет влияние на деятельность ООО «Опторг», так как с ростом заработной платы покупательская способность населения увеличивается и наоборот.
Рассмотрим профиль среды макроокружения организации ООО «Опторг», их факторы, важность для отрасли и так же влияние на организацию.
Таблица 3
Профиль среды макроокружения
Факторы макроокружения |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
Политические |
3 |
2 |
+ |
6 |
Экономические |
2 |
3 |
— |
-6 |
Демографические |
1 |
2 |
- |
-2 |
Научно-технические |
1 |
1 |
+ |
1 |
Социальные |
2 |
2 |
+ |
4 |
Итого |
3 |
Из таблицы 3 видно, что экономические факторы оказывают наиболее существенное влияние на деятельность организации, и это влияние направлено отнюдь не в положительную сторону.
ООО «Опторг» необходимо отслеживать изменения, происходящие как на экономическом, так и на политическом уровне, следить за прогнозами аналитиков, чтобы максимально быстро реагировать на такие изменения и приспосабливаться к ним.
Внешняя среда прямого воздействия - это сама фирма, ее подразделения, организационная структура управления, применяемые технологии обработки информации, должностные инструкции, принимаемые управленческие решения, стиль руководства и т.д. Силами, влияющими на микросреду, являются:
- фирмы и отдельные лица, производящие необходимые для производства товары и услуги, и в первую очередь ее поставщики;
- маркетинговые посредники (торговые посредники, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения);
- пять типов клиентурных рынков: потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок;
- конкуренты, с которыми сталкивается фирма;
- любые контактные аудитории, проявляющие реальный или потенциальный интерес к фирме: финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, гражданские группы действия, широкая публика, внутренние контактные аудитории.
Покупатели. Основными клиентами компании являются индивидуальные предприниматели и организации рынка розничной торговли.