Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Объект оценки - бизнес).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Основные принципы оценки бизнеса.
1.3. Оценка бизнеса: подходы и методы.
2. Оценка предприятия (бизнеса) на примере ОАО "Хабаровскэнергосбыт"
2.2. Основные предположения и ограничивающие условия
2.4. Рыночная стоимость объекта оценки.
2.5. Социально-экономическое положение региона объекта оценки.
2.6. Характеристика рынка предприятия.
2.7. Общая характеристика фирмы
2.8. Анализ финансового состояния объекта оценки
2.9.Имущественный (затратный) подход
2.10. Рыночный (сравнительный) подход
2.11. Оценка бизнеса с точки зрения доходов (метод дисконтированных денежных потоков (ДДП).
Таким образом, после внесения корректировок величина чистых активов предприятия на дату оценки составила 251,20 тыс. рублей.
При оценке действующего предприятия этот метод не применяется в большинстве оценочных компаний, хотя он дает прямое представление о потенциале производственных мощностей и меньше других методов подвержен субъективному мнению.
2.10. Рыночный (сравнительный) подход
Применяется метод сделок или метод сравнения продаж. При выборе объектов сравнения оценщики руководствуются следующими критериями отбора:
· объекты из одной отрасли;
· объекты имеют сопоставимые размеры;
· перспективы роста компаний;
· сходство структуры капитала компаний, ликвидности активов, кредитоспособности;
По этим критериям выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано, рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию - аналогу. Это соотношение называется мультипликатором.
Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.
Рассчитать стоимость предприятия на основе сравнительного подхода можно с использованием мультипликатора Цена / Прибыль.
М=Р/Е ,
где М – мультипликатор; Р - цена предприятия; Е - прибыль предприятия.
Имеются следующие данные по компаниям - аналогам.
Таблица 2.9
Сведения о предприятиях - аналогах
Предприятие-аналог |
Цена, тыс. р. |
Прибыль, тыс. р. |
Мультипликатор |
Дальэнерго |
220 |
80 |
2,75 |
Мосэнерго |
240 |
60 |
4 |
Байкальские э.сист |
160 |
20 |
8 |
Диапазон мультипликатора равен 8,0 – 2,75, среднее значение мультипликатора – 4,92. Центр диапазона равен (8,0 – 2,75) / 2 + 2,75= 5,375
Стоимость оцениваемого объекта = 108 · 5,375= 580,50 тыс. р.
Стоимость объекта = прибыль предприятия ∙ мультипликатор.
Метод сделок
Процесс отбора сопоставимых компаний:
1. Было рассмотрено 3 аналогичных компании.
2. Была подвергнута анализу имеющая информация и основные критерии отбора (отраслевое сходство, размер, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента), сделан выбор трех основных предприятий наиболее схожих и аналогичных оцениваемому. На основе полученной информации , при поэтапном внесении корректировок в исходную информацию находим стоимость оцениваемого предприятия.
Таблица 2.10
Расчет стоимости объекта оценки
№ п/п |
Показатель |
Объект оценки |
Компания 1 |
Компания 2 |
Компания 3 |
1 |
Цена продажи, тыс. р. |
--- |
220 |
240 |
160 |
2 |
Денежные средства, тыс. р. |
524 |
520 |
560 |
500 |
Корректировка, % |
62 |
-25,72 |
19,2 |
||
Скорректированная цена |
217,696 |
224,568 |
167,68 |
||
3 |
Дебиторская задолженность, тыс. р. |
936 |
800 |
600 |
720 |
Корректировка, % |
62 |
224 |
120 |
||
Скорректированная цена тыс. р. |
256,056 |
350,328 |
217,984 |
||
4 |
Текущие активы, тыс. р. |
1904 |
1800 |
1760 |
1620 |
Корректировка, % |
23,2 |
32,8 |
70 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
270,908 |
379,052 |
256,132 |
||
5 |
Всего обязательств, тыс. р. |
1820 |
1744 |
4132 |
1560 |
Корректировка, % |
-17,44 |
223,8 |
-66,68 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
259,096 |
591,132 |
239,048 |
||
6 |
Собственный капитал, тыс. р. |
104 |
80 |
120 |
80 |
Корректировка, % |
240 |
-53,32 |
120 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
336,824 |
571,448 |
310,764 |
||
7 |
Оборотный капитал, тыс. р. |
1904 |
1800 |
1760 |
1620 |
Корректировка, % |
23,12 |
32,72 |
70,12 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
356,292 |
618,192 |
365,24 |
||
8 |
Нематериальные активы, тыс. р. |
20 |
24 |
24 |
20 |
Корректировка, % |
-66,68 |
-66,68 |
0 |
||
Скорректированная цена, тыс.р. |
332,528 |
576,956 |
365,24 |
||
9 |
Веса |
2,4 |
0,4 |
0,8 |
|
10 |
Стоимость объекта оценки, тыс. р. |
734,06 |
0 |
0 |
0 |
Заключение о стоимости бизнеса по сравнительному подходу
Метод ценовых мультипликаторов 870,75 тыс. р. 0,6
Метод сделок 734,06 тыс. р. 0,4
Стоимость предприятия по сравнительному подходу = 870,75 · 0,6 + 734,06 · 0,4 = 816,08 тыс. р.
2.11. Оценка бизнеса с точки зрения доходов (метод дисконтированных денежных потоков (ДДП).
Метод ДДП исходит из того, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате стороны приходят к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
Основные этапы метода дисконтированных денежных потоков
1. Выбор модели денежного потока : ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала.
2. Длительность прогнозируемого периода.
3. Объёмный анализ и прогноз валовой выручки от реализации,
расходов и инвестиций
4. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
5. Определение ставки дисконта.
6. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
7. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
Определение длительности прогнозного периода
Стоимость предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Учитывая ситуацию в экономике страны, оптимальным прогнозным периодом можно считать 3-5 лет.
Определение ставки дисконта
С технической точки зрения ставка дисконта - это процентная ставка для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвестором ставка дохода на вложенный капитал в соизмеримые по уровню риска объекты инвестирования. Существуют различные методики определения ставки дисконта.
Метод кумулятивного построения. Происходит в следующие два этапа:
1. Определение соответствующей ставки дохода.
2. Оценка величины премии за риск инвестирования в данную компанию.
Таблица 2.11
Экспертная оценка величины премии за риск, связанный с инвестированием в конкретную компанию
Вид риска |
Значение, % (0-5) |
Руководящий состав: качество управления |
5 |
Размер компании |
5 |
Финансовая структура (источники финансирования компании) |
5 |
Товарно-территориальная диверсификация |
5 |
Диверсифицированность клиентуры |
5 |
Уровень и прогнозируемость прибылей |
5 |
Прочие риски |
5 |
Итого величина ставки дисконта |
35 |
В зависимости от размера компании, ее положения на рынке, величина риска может варьироваться от 0-5.
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период
В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период используют тот или иной способ расчета ставки дисконта:
· метод расчета по ликвидационной стоимости, если в послепрогнозный период ожидается банкротство предприятия с продажей имеющихся активов;
· метод расчета по стоимости чистых активов аналогичен расчетам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию. Используется для стабильного бизнеса;
· метод предполагаемой продажи, состоящий в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа данных по продажам сопоставимых компаний;
• метод Гордона. По этому методу годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации.
Составим бизнес-план предприятия. Темп роста выручки от реализации затрат на производство составляет 3 % в год.
Таблица 2.12
Расчет денежного потока
№ п/п |
Наименование статьи |
Отчетный период |
Прогнозный период |
Постпрогнозный период |
||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
1 |
Выручка от реализации, тыс. р. |
8748 |
8748 |
9010,44 |
9280,755 |
9559,179 |
2 |
Затраты на производство, тыс. р. |
7659 |
8757 |
9019,44 |
9289,755 |
9568,179 |
3 |
Валовая прибыль (п.1 – п.2), тыс. р. |
1089 |
8766 |
9028,44 |
9298,755 |
9577,179 |
4 |
Налогооблагаемая при быль, тыс. р. |
162 |
8775 |
9037,44 |
9307,755 |
9586,179 |
5 |
Налог на прибыль (24 % |
38,88 |
8784 |
9046,44 |
9316,755 |
9595,179 |
6 |
Чистая прибыль (п.4 - п. |
8748 |
8793 |
9055,44 |
9325,755 |
9604,179 |
7 |
Денежный поток, тыс. р. |
7659 |
8802 |
9064,44 |
9334,755 |
9613,179 |
По формуле Гордона рассчитаем стоимость предприятия в постпрогнозный год (V пост ).
V пост =Пд · (1+д)/(i-д),
где Пд - денежный поток в постпрогнозный период; д -долгосрочные темпы роста денежного потока; i - ставка дисконта.
V пост = 138,58 *(1 + 0,03) / (0,35 - 0,03) = 429,26 рублей.
Таблица 2.13
Расчет текущей стоимости денежного потока
Год |
Денежный поток, тыс. р. |
Коэффициент дисконтирования |
Текущая стоимость денежного потока |
2013 |
116,8 |
7,83 |
101,62 |
2014 |
120,3 |
6,822 |
91,188 |
2015 |
123,91 |
5,922 |
81,531 |
2016 |
127,63 |
5,148 |
Сумма текущих стоимостей денежного потока = 101,62+ 91,19+81,53 = 274,34. Выручка от продажи фирмы в конце последнего года = 127,63 / (0,35 - 0,03) = 398,84 тыс. р.
Текущая стоимость выручки от реализации = 398,84 · 0,572 = 228,14 тыс.р.
Рыночная стоимость фирмы = 127,63+ 228,14 = 355,77 тыс. р.
2.12. Сравнение и анализ полученных результатов
Таблица 2.14
Согласование результатов оценки
Показатель |
Веса |
||
Доходный подход |
Затратный подход |
Сравнительный подход |
|
Достоверность информации |
0,1 |
0,6 |
0,3 |
Учет факторов, влияющих на развитие предприятия |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
Цена предприятия |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
Показатель, отражающий ситуацию на рынке |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
Итого |
1,4 |
1,2 |
1,4 |
Веса |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
Как видно из таблицы , самую достоверную информацию по оценке бизнеса даёт доходный подход, но при этом доходный подход даёт более полное представление о показателях развития предприятия, организации. По общим показателям более предпочтительны оказались доходный и сравнительный подход.
Заключение.
Подводя итог проведённой работы по применению различных подходов по оценке бизнеса, сформулируем резюме.
В рамках доходного подхода невозможно логически обоснованно предсказать будущее развитие ситуации. Оценщик должен правильно сформулировать несколько сценариев, например, оптимистический и пессимистический с вычислением для них соответствующей стоимости, выбор сценария предоставляется заказчику отчета.