Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (основные проблемы в судебной реформе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Защита законных прав и интересов России на мировом уровне, а также субъектов и граждан в рамках Родины.
  • Допущение возможности ведения прозрачности в финансовой деятельности всей страны, ее субъектов и граждан страны.
  • Вынесение справедливого и законного решения по экономическим спорам между гражданами, юридическими лицами и субъектами страны.
  • Поддержание авторитета закона в общественности.
  • Наказание виновных лиц и предупреждение совершения иных нарушений в обществе и стране.
  • Проведения судебного разбирательства, как очного, так и заочного осуществляется на основание судебного делопроизводства. В целом оно имеет сходства с иными видами судебных разбирательств. Судья, как представитель Фемиды, требует к себе от участников процесса уважительного обращения и подобающего поведения в самом процессе.

При обращении с исковым заявлением граждане часто путают полномочия Арбитражного и Мирового суда, также имеющего в своей компетенции право заниматься рассмотрением экономических вопросов. Основными отличиями одного от другого является следующее:

  • Арбитражные суды не занимаются разрешение экономических споров возникающие только между физическими лицами. Истцом или ответчиком должно выступать юридическое лицо. В ином случае дело подведомственно Мировому суду.
  • Арбитражный суд не вправе заниматься исковыми делами, в которых, по финансовой оценке, предмет спора оценивается в менее чем 100 000 рублей.

Перед обращением в суд, с исковым заявлением, за защитой своих прав и законных интересов, убедитесь в грамотности составленного обращения и наличии всех документов, имеющих отношение к делу. В противном случае, суд вправе не принять или вернуть Вам иск, ссылаясь на части 2 статьи 127 АПК РФ.

2.3 Конституционный Суд РФ

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).


Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

Фасад здания Конституционного суда 12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.


Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году - день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Рисунок 1 – Компетенция конституционного суда

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится:

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

- конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

- международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

- ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Рисунок 2 – Схема структуры конституционного суда

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем:

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.

3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.


6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его "зам" не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

Решения КС РФ:

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие - не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.

2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.


3. Данные о сторонах спора.

4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.

5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.

6. Требование, которое имело место в обращении.

7. Обстоятельства, установленные судом.

8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.

9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.

10. Решение.

3. Основные проблемы в судебной реформе и задачи для их решения

Судебная реформа в Российской Федерации запланирована Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» (далее – Концепция), направленная на повышение качества осуществления правосудия, а также совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

В целом концепция направлена на информатизацию судебной системы, в том числе Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России; реконструкцию зданий и приобретение новых, оснащение зданий техническими средствами; обеспечение судей жильем и предоставление субсидий на приобретение жилья работниками аппарата судов.

Для того, чтобы рассматривать реформу в рамках ее реализации, следует пояснить состояние судебной системы в целом в настоящее время. На практике усматривается, и это только малая часть проблем нынешнего правосудия, что только небольшая часть уголовных дел заканчиваются оправдательными приговорами, в российских учреждениях уголовно-исполнительной системы (по состоянию на 1 января 2019 г.) содержится 630 155 осужденных, за первое полугодие 2016 года (по данным судебного департамента) в апелляционном порядке обжаловано 5 555 уголовных дел, в кассационном – 5 449 дел, при этом за этот же период поступило на рассмотрение в суды первой инстанции – 515 243 дел, что не указывает на соблюдение процессуального порядка и назначение справедливого наказания, большинство не обжалуют приговоры просто потому, что не доверяют судам (или отдельным судьям) и считают, что обжалование бессмысленно. Поэтому, по мнению автора, в судебной системе следует, прежде всего, проводить реформу не в области информатизации и доступности, а в отношении построения действительно справедливого правосудия.