Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (анализ организационной культуры).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организационной культуры современной организации
1.1 Понятие, функции и виды организационных культур
1.2 Методы формирования организационной культуры в современных организациях
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры ЗАО «Полимедиа»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Полимедиа»
2.2 Организационная культура в ЗАО «Полимедиа»
ГЛАВА 3. Пути совершенствования организационной культуры ЗАО «Полимедиа»
Тип обряда |
Пример (обряд по поводу…) |
Возможные последствия |
Обряд продвижения |
… завершения обучения, повышения квалификации и т.п. (торжественное вручение дипломов) |
Обеспечивает вхождение в новую роль; минимизирует различия в выполняемых ролях |
Обряд ухода |
…увольнения или понижения в должности (объявление на доске) |
Сокращает власть и статус; подтверждает необходимость требуемого поведения |
Обряд усиления |
…выявление лучшего поведения (соревнования) |
Усиливает власть и статус, указывает на ценности правильно поведения |
Обряд единения |
…признания существующего положения удовлетворительным (празднование юбилеев на рабочем месте) |
Поддерживает чувство общности, соединяющее работников вместе |
Принятие предприятием конкретной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она функционирует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка и потребителей и т.п. Известно, что предприятиям отраслей «высокой технологии» свойственно наличие культуры, содержании инновационные» ценности и веру «в изменения». Но такая черта по-разному может проявляться на предприятиях одинаковой отрасли, в зависимости от национальной культуры, в рамках которой действует то или иное предприятие.
Таким образом, целенаправленное формирование организационной культуры дает возможность увеличить уровень управляемости предприятием, усилить единство коллектива, а также использовать как стратегический мотивирующий фактор, который направляет работников на достижение целей организации.
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры
ЗАО «Полимедиа»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Полимедиа»
Исследуемое предприятие – ЗАО «Полимедиа». Компания основана в 1998 году и объединяет 13 представительств в крупнейших городах России и СНГ, а также более 700 партнеров дилерской сети по всей стране. В состав холдинга также входит компания ART Polymedia, специализирующаяся на аудиовизуальном обеспечении деловых, развлекательных, спортивных и корпоративных мероприятий.
ЗАО «Полимедиа» – лидер российского аудиовизуального рынка, системный интегратор и разработчик программных решений.
Основные направления деятельности компании:
- системная интеграция;
- дистрибуция аудиовизуального оборудования;
- разработка программно-аппаратных продуктов;
- прокатные аудиовизуальные решения [17].
В рамках своей интеграционной деятельности компания специализируется на создании следующих типов проектов для госструктур, силовых ведомств, образования, бизнеса, энергетики, транспорта, спорта и здравоохранения:
- ситуационные центры;
- системы дистанционного образования;
- центры мониторинга и управления образованием;
- многофункциональные спортивные комплексы;
- научно-проектные лаборатории и др.
Клиентами ЗАО «Полимедиа» являются:
- государственные организации: Администрация Президента РФ, ЦИК РФ, мэрия и Правительство Москвы, Пенсионный фонд России, администрации и правительства городов и регионов России и стран СНГи др.
- силовые структуры: Министерство обороны РФ; МВД РФ; МЧС РФ, ФСБ РФ др.
- крупные бизнес-структуры: Газпром, Газпром Интернешнл, Газфонд, Уренгойгазпром, Газпром добыча Оренбург, Ямбурггаздобыча, РЖД, Ростелеком, БГК, МРСК, Сбербанк России, АК «Узавтосаноат» и др.
- известные отечественные и зарубежные корпорации: ВГТРК, РБК, СТС, 1С, SAP, IBM, Oracle, L’Oreal, Астра Зенека, Nikomed, Исток, Соник Дуо (Мегафон-Москва), Unilever, The Vision Care Institute® Johnson & Johnson и др.
- объекты спорта высших достижений: ВФСО «Динамо», КСК «Битца», СК «Олимпийский», ФК «Локомотив», Олимпийский парк Сочи-2014 и др.
- образовательное сообщество: Министерство образования и науки РФ, школы, колледжи, вузы Москвы и регионов, министерства образования субъектов РФ, социальные фонды поддержки педагогов.
- объекты культуры: Московский театр мюзикла. Крупнейшие операторы выставочной индустрии и event-агентства: ЦВК «Экспоцентр», Атомэкспо, Dream Pro, IG-PRO, ARS Communications и многие другие [17].
Организационная структура управления рассматриваемой фирмой изображена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура ЗАО «Полимедиа»
На предприятии существует смешанный стиль управления: командно-административный с элементами демократического стиля. Квалификация персонала в целом соответствует текущим и будущим задачам предприятия.
Руководство мотивирует сотрудников финансово, устраивает корпоративные праздники, ценные подарки, конкурсы. В организации четко распределены права и обязанности работников.
2.2 Организационная культура в ЗАО «Полимедиа»
Анализ организационной культуры, согласно методике Е.Могилевкина [18], следует начинать с основополагающих ценностей, на которых она строится.
Для выявления организационных ценностей компании, индивидуальных ценностей сотрудников использовались:
1. Анализ миссии компании.
2. Анализ внутренней документации компании.
При исследовании документов ЗАО «Полимедиа» будет проанализировано следующее:
- стратегические документы, содержащие информацию о целях и задачах компании, стратегии развития, протоколы значимых корпоративных совещаний;
- должностные инструкции, схемы организационной структуры;
- кадровые документы по адаптации и стимулированию персонала;
- рекламные материалы/корпоративные издания, в том числе электронные.
3. Опрос сотрудников.
В ходе исследования выделено несколько групп для анкетирования.
В опросах приняли участие почти 25 процентов сотрудников, 100 человек.
Из них:
- 60 человек работают в Москве и 40 в региональных представительствах:
- 65 процентов – мужчины, 35 процентов – женщины;
- возраст респондентов распределился следующим образом: большая часть участников опроса до 30 лет – 70 процентов, о т 30 до 45 процентов – 20 процентов, 10 процентов – от 45 лет и старше.
Миссия ЗАО «Полимедиа» - “разрабатывать высокотехнологичные продукты, выводя российский IT-рынок на конкурентоспособный уровень с зарубежными аналогами, создавать возможности для образования, государства и бизнеса, реализовывать научный потенциал для создания IT инструментов”. Данная формулировка представлена на корпоративном сайте и портале компании, а также в презентационных материалах.
Основными корпоративными ценностями являются:
- развитие и инновационность;
- поощрение креативности;
- ориентация на высокое качество продуктов;
- ориентация на привлечение, обучение и поддержку профессионалов в IT-индустрии и других вспомогательных направлений деятельности компании.
Что касается единого Корпоративного кодекса, а также свода правил поведения сотрудников – то они в рассматриваемой компании отсутствуют. Отдельные стандарты поведения обозначены в должностных инструкциях, кадровой документации (например, протоколах проведения общих мероприятий).
Рассмотрим результаты данных, полученных в результате заполнения анкет сотрудниками по выявлению организационных ценностей (таблица 3).
Всего было получено 45 анкет, то есть минимальный коэффициент (приближенный к негативной характеристике) по каждому значению составляет 1 балл, а максимальный, то есть приближенный к позитивной характеристике – 7.
Таблица 3 – Организационные ценности ЗАО «Полимедиа»
Организационные ценности |
Коэффициент из центрального офиса |
Набранные баллы респондентами из региональных представительств |
Миссия и ценности |
5,9 |
3,7 |
Лидерство компании на рынке |
5 |
5,5 |
Стиль руководства |
5,2 |
4 |
Инновационность |
6,4 |
6,1 |
Деловая культура компании |
5,8 |
3,2 |
Взаимоотношения сотрудников друг с другом |
5,1 |
6 |
Традиции |
4,7 |
2,5 |
Социальная поддержка |
5,9 |
4,5 |
Мотивация и поощрение |
4,9 |
4,2 |
В целом, можно заключить, что представители центрального офиса в качестве основных организационных ценностей выделяют инновационность, социальную поддержку, следование миссии, а также деловую культуру компании.
Представители региональных представительств так же считают инновационность компании – главной организационной ценностью, что в обоих случаях соответствует миссии компании и вытекающих из нее организационных ценностей, которых придерживается руководство компании.
Однако, на втором месте в представительствах стоит взаимоотношение между сотрудниками, при этом данный показатель в центральном офисе находится только на 7 месте из 10. Так же представители регионов выше определяют значение развитие компании.
В целом наблюдается разобщенность центрального офиса и регионов в определении ключевых организационных ценностей, однако, основные совпадают с общей миссией и видением руководства.
Выявлению индивидуальных ценностей проводилось на основе методики "Якоря карьеры" (Приложение 1). Результаты опроса по выявлению индивидуальных ценностей (якорей карьеры в рамках модели Э. Шейна) в центральном офисе распределились следующим образом (рисунок 3).
Рисунок 3 – «Якоря карьеры» в центральном офисе
Наибольшее количество баллов в центральном офисе набрал якорь «профессиональная компетентность», далее следуют факторы «автономия» и «интеграция стилей жизни».
Результаты опроса по выявлению индивидуальных ценностей в региональных представительствах распределились следующим образом (рисунок 4).
Рисунок 4 – «Якоря карьеры» в региональных представительствах
В случае с региональными представительствами на первый план выходят ценности «стабильность», «автономность», профессионализм и интеграция.
Таким образом, индивидуальные ценности в центре и регионах практически совпадают.
В целом, сотрудники высоко ценят автономию и интеграцию стиля жизни (то есть соблюдение баланса между работой и личной жизнью), которую им предоставляет руководство в целях создания комфортных условий труда для повышения их креативности. Так же сотрудники считают важным уровень профессиональных компетенций для поддержания высокой конкурентоспособности ЗАО «Полимедиа».
Однако, в регионах хуже развит фактор «предпринимательство», что говорит о недостаточной мотивированности к принятию самостоятельных решений, креативности, что важно для соблюдения миссии компании, они больше направлены на «служение», то есть подчинение центру, что с одной стороны, может навязываться руководством, а с другой стороны, служить индикатором для внедрения мероприятий по стимулированию инициативности. Этот факт подтверждает лидирующая позиция фактора «стабильность» - большее стремление к «следованию правилам» во избежание увольнения, нежели проявлению себя.
В целом, обобщая все вышесказанное, можно заключить, что организационные ценности компании, видение топ-менеджмента совпадают с индивидуальными ценностями сотрудников, однако, руководству следует предпринимать большие усилия для преодоления разобщенности центра и регионов в видении ценностей, а также для большей стимуляции инициативности и креативности со стороны персонала представительств.
Далее рассмотрим основные эелементы организационной культуры в компании.
1. Ценностно-нормативная часть.
В качестве основного ценностного ориентира в ЗАО «Полимедиа» выступает миссия организации, транслируемая на корпоративном сайте и портале компании, а также в презентационных материалах. В компании есть ряд нормативно-правовых документов, которые выдаются сотруднику при приеме на работу. Это общий свод правил поведения сотрудников, в который входят положения о конфиденциальности, штатное расписание, порядок получения заработной платы и другие официальные документы, однако в них не затронуты вопросы, относящиеся к организационной культуре.