Файл: Управление формированием затрат на предприятии (Управление формированием затрат на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В краткосрочном периоде для принятия решения наиболее важным является учет того, что в расчете на единицу продукции постоянные затраты по мере наращивания выпуска продукции падают, так как абсолютная величина этих затрат является неизменной, но распределяются они на большее количество единиц продукции.

Зависимость переменных затрат в краткосрочном периоде может быть двоякой. Так, увеличение объема производства, например, в 2 раза может вызвать увеличение совокупных переменных затрат также в 2 раза, т.е. здесь имеет место линейная зависимость. На первом этапе это происходит действительно так. Такую зависимость обеспечивает эффект масштаба производства. Но затем затраты на единицу продукции начинают расти: над эффектом масштаба берет верх действие закона убывающей отдачи, связанной с возможностями использования факторов производства[9].

Характер зависимости совокупных затрат от объема производства, а следовательно, возможностей использования факторов производства позволяет сделать вывод, что до определенного объема производства переменные затраты падают, достигают минимума. Это объясняется тем, что возможности факторов производства пока еще не достигли максимума, а следовательно, их максимальный ресурс еще до конца не исчерпан. Затем переменные затраты начинают расти. Это происходит с момента, когда использование ресурсов будет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объем производства на меньшую величину.

Следовательно, в управлении затратами надо стремиться к тому объему производства, при котором средние валовые затраты становятся минимальными, т.е. так называемым оптимальным затратам. Отсюда можно констатировать, что экономическая значимость закона массового производства состоит в том, что при его практическом применении предприятие добивается экономии затрат.

Важным фактором в учете изменения переменных затрат служит масштаб предприятия. По сравнению с предприятиями с существенно меньшей мощностью крупные предприятия имеют большие возможности внедрить более широкую специализацию оборудования, применить комплексную автоматизацию и механизацию производственных процессов, получить скидки при приобретении крупных партий сырья, материалов, полуфабрикатов. Все это, по сути, превращает постоянные затраты в переменные. Без учета мощности не может оставаться цена, ибо от ее величины следует или нет производить и реализовывать тот объем производства, которому соответствуют минимальные затраты на единицу продукции.


Однако, как определяет экономическая теория, при принятии решения о производстве желательно исходить из критических уровней выпуска[10]:

  1. покрывающего затраты;
  2. позволяющего получить максимальную прибыль; 3) ведущего к убытку.

Как показывает практика и изучение теоретических основ управления промышленными предприятиями, анализ безубыточности, ее чувствительности к изменениям в современных условиях является неотъемлемой частью процесса принятия решения как раз об объемах продаж, ценах, при которых доходы покрывают издержки, определить интервалы выживаемости при различных уровнях выпуска продукции, зону релевантности, т.е. зону, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат.

Дело в том, что, как отмечалось ранее, приближение предприятия к проектным или максимально возможным мощностям является сигналом о том, что вскоре доходы могут снижаться и предприятие может оказаться вне зоны релевантности.

Таким образом, возможны, в соответствии с уровнями выпуска продукции, три варианта положения предприятия. В первом предприятие за счет реализации может покрыть лишь свои средние затраты. Второй вариант характеризует состояние предприятия, когда оно получает выручку, полностью покрывающую затраты и дающую максимальную прибыль. В третьем варианте предприятие находится в состоянии, когда выручка не только не покрывает затраты, но и является убыточной.

Вопрос о производственных мощностях иногда меняет стратегию управления по обеспечению устойчивости предприятия в краткосрочном периоде на стратегию долговременного периода. Это обусловлено процессом развития, так как то, что является максимальным результатом на данный период, может оказаться недостаточным или даже отрицательным в перспективе. Безусловно, в рамках краткосрочных периодов существенные изменения в производственном аппарате предприятия не могут быть произведены.

В долговременном периоде это возможно и по объемам мощностей, и по ее структуре. Возможен и обратный вариант - уменьшение производственных мощностей. Поскольку в долговременном периоде изменяются производственные мощности и другие факторы производства, например, численность работающих, то все затраты начинают быть, по сути, переменными. Изменение факторов производства ведет к изменению совокупных затрат. Вначале они ведут себя как и в краткосрочном периоде - будут уменьшаться за счет эффекта масштаба, достигнут минимума, затем начнется процесс их увеличения. В соответствии с законом убывающей отдачи увеличение объема производства начнет приносить убытки. Но через определенные промежутки времени конкретное оборудование заменится на более совершенное, совершенствуются другие факторы производства и затраты производства начнут вновь падать. Таким образом, в долгосрочном периоде затраты по мере развития предприятия вначале падают, а затем растут, затем снова падают и т.д. Таким образом, можно выделить отдельные циклы затрат.


Исходя из подобного характера поведения затрат, можно считать, что в долгосрочном периоде они как бы разбиваются по ряду краткосрочных периодов, характеризуются в каждом отдельном периоде своим состоянием факторов производства. Это означает, что управление затратами носит комплексный характер, включая в сферу своего влияния различные факторы производства[11].

Эффективным же можно считать управление и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах, если оно обеспечивает стабильную устойчивость зоны релевантности предприятия, т.е. положительный эффект масштаба производства.

Рассматривая воздействующие на положительный эффект масштаба производства факторы в аспекте влияния на затраты, их уменьшение, необходимо иметь в виду следующее обстоятельство. Дело в том, что сама деятельность предприятия по обеспечению уменьшения затрат в своем большинстве требует затрат труда, капитала, финансов. Поэтому меры по уменьшению затрат эффективны, когда рост положительного эффекта превышает затраты по обеспечению их экономии.

Возможен и вариант, когда уменьшение затрат на производство не изменяет положительный эффект масштаба, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе и за счет этого увеличить объем продаж и получить соответствующую прибыль.

Характеризуя эффект масштаба производства можно выделить достаточно широкий набор факторов, влияющих на его положительный эффект (см. таблицу).

При формировании классификационных затрат следует учитывать их динамику в процессе ведения хозяйственной деятельности предприятия. При этом необходимо помнить, что предприятие при изготовлении продукции осуществляет текущие затраты, в рамках реализации инвестиционной деятельности - инвестиционные. Рассмотрим эти отличия.

При осуществлении инвестиционного проекта создания новой продукции начальным этапом являются прикладные исследования и опытно-конструкторские работы. Данные работы требуют крупных инвестиций. Независимо от источника их покрытия - фонд развития или расходы будущих периодов - эти затраты, назовем их начальные, имеют важный характер и весомую величину. Кроме того, на данной стадии инженеры-конструкторы и инженеры-технологи определяют материалы, необходимые для производства нового изделия, выбирают технологический маршрут и соответствующее оборудование. Тем самым они формируют проектную производственную себестоимость изделия, т.е. будущую величину текущих затрат.


1.3 Методы управления затратами предприятия и способы их сокращения

Финансовые методы — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств[12].

Использование метода экономического анализа проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Каждому виду анализа соответствует своя методика.

Методика финансового анализа предполагает применение различных приемов, способов и средств обработки имеющейся информации.

Выбор методики анализа на этапе подготовки, является одним из факторов влияющих на адекватность получаемых результатов. На основе поставленных целей, задач, исходной информации, объектов анализа способов анализа, выбирается та система показателей, которая наиболее полно могла бы отразить результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия. В Приложении 1 приведена сравнительная характеристика методик анализа текущих затрат предприятия следующих авторов: Трубочкина М.И. (5), Лукасевич И.Я. (3), Шохин Е.И.(1), Поляк Г.Б (2).

Для дальнейшего анализа текущих затрат предприятия и выявления путей их снижения воспользуемся методикой, предложенной Поляком Г.Б. выбор данной методики обусловлен следующими причинами:

1) Объемом имеющейся информации, необходимой для анализа. Методика предполагает работу со стандартными формами бухгалтерской отчетности, в то время как для определения некоторых показателей, используемых в других методиках необходимо применение либо нормативной документации, либо информации о ценах и объеме выпускаемой продукции в натуральном выражении. Так, методика анализа текущих затрат предприятия автора Трубочкиной М.И предполагает наличие информации о цене материалов, объеме продукции в натуральном выражении, нормативы расходования материалов по каждому виду выпускаемой продукции а также плановые величины затрат по каждому из элементов. Необходимо отметить, что данные показатели доступны только внутренним пользователям организации и проводимый на основе них анализ предназначен для принятия управленческих решений, то есть для внешних пользователей данная информация составляет коммерческую тайну. Что касается нормативов использования затрат на производство и реализацию продукции, то чаще всего на предприятиях они не разрабатываются, так как их разработка является трудоемкой, требует больших финансовых затрат и специфична для каждого предприятия.


2) Направлением анализа. Выбранная нами методика наиболее соответствует целям и задачам анализа, в то время как методика, на пример, предложенная автором Лукасевичем И.А направлена больше на изучение изменения прибыли, а затраты в разрезе анализа являются лишь фактором, влияющим на ее величину.

3) Система показателей используемых при анализе. Методика Поляка Г.Б содержит наиболее оптимальную и адекватную систему показателей для анализа текущих затрат и соответствует как направлению анализа, так и объему необходимой информации, в то время как, на пример, методика Шохина Е.И. использует показатели оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов, применяемые чаще для оценки степени совокупного риска, нежели для оценки текущих затрат.

Таким образом можно сделать вывод, что выбранная нами методика Поляка Г.Б наилучшим образом соответствует целям, задачам, направлению анализа и использует наиболее оптимальную систему показателей.

2. Оценка и анализ текущих затрат ООО «Бизнеспром»

2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Бизнеспром»

Компания "БИЗНЕСПРОМ" зарегистрирована 2 июля 2008 года, регистратор — Межрайонная ИФНС России №2 по МОСКОВСКОЙ области. Полное наименование — ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕСПРОМ". Компания находится по адресу: 141069, МОСКОВСКАЯ область, г. КОРОЛЕВ, микрорайон ПЕРВОМАЙСКИЙ, ул. СОВЕТСКАЯ, д. 36. Основным видом деятельности является: "Оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием". Юридическое лицо также зарегистрировано в таких категориях ОКВЭД как: "Оптовая торговля станками для обработки прочих материалов", "Оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения", "Оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования". Должность руководителя компании — генеральный директор. Организационно-правовая форма (ОПФ) — общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности — частная собственность.