Файл: Процессы принятия решений в организации (ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Приоритет цели при разработке и реализации управленческих решений
1.2 Технологии разработки управленческих решений
1.3 Процессорные технологии как инструментальные средства для реализации целевых технологий
2.2 Разработка целевых программ на основе «дерева целей»
В докладе формулируются стратегические цели Департамента. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач (основных направлений деятельности).
На основе данного доклада, используя метод построения дерева целей, можно построить иерархическую лестницу целей (см. приложение 4).
Миссией Департамента социального развития Нижнего - Новгорода является обеспечение социальной безопасности жителей Югры.
Стратегическая цель Департамента на долгосрочный период – повышение уровня и качества социальных гарантий населению Нижнего - Новгорода.
Выбор указанной цели обусловлен особой значимостью реализации государственных гарантий в сфере социальной защиты населения для проведения активной политики по развитию человеческого капитала, достижения социальной стабильности и устранения возникающих социальных деформаций, для повышения уровня и качества жизни населения автономного округа.
Таким образом, деятельность Департамента по достижению поставленной стратегической цели направлена на реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан в сфере труда (гарантированный минимальный уровень оплаты труда и т.п.) и социальной защиты населения (обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, отдельных категорий граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пособий, выплат и т.п.).
Повышение уровня и качества социальных гарантий населению автономного округа со стороны Департамента обеспечивается, главным образом, за счет:
- формирования определенного уровня ресурсной обеспеченности (нормативной правовой, бюджетной, материально-технической, кадровой, информационной) для повышения доступности и качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания;
- поддержания материального благополучия граждан и обеспечения гарантий социальной поддержки социально уязвимых категорий населения и семей с детьми;
- создания условий для улучшения демографической ситуации в автономном округе;
- организации деятельности по профилактике социального сиротства, предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку кровной семьи;
- обеспечения приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствования потенциала отрасли (материально-технического, кадрового, технологического).
Достижение поставленной стратегической цели предполагает решение трех тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности Департамента.
Тактические задачи Департамента включают:
- Содействие развитию человеческого потенциала, способности к самообеспечению и занятости (в том числе самореализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).
- Поддержание уровня доходов социально уязвимых слоев населения посредством осуществления социальных выплат и пособий, мер социальной поддержки.
- Реализация мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий социальных вызовов.
Для решения тактических задач разрабатывается ряд определенных мероприятий.
2.2 Разработка целевых программ на основе «дерева целей»
Для эффективного решения поставленных Департаментом задач разрабатываются и реализуются бюджетные целевые программы – долгосрочные целевые программы автономного округа или ведомственные целевые программы.
Целевые программы отличает уникальность, нестандартность самой разработки. Это проявляется по многим параметрам:
- по значимости решаемой проблемы;
- по ее масштабам и глубине анализа;
- по срокам реализации намечаемых мер;
- по используемым ресурсам;
- по субъектам и процедуре разработки.
Рассматриваемые программы относятся к так называемым профессиональным решениям, требующим для своей подготовки научного анализа собранной информации, управленческого опыта и компетентности.
Каждая целевая программа обязательно должна включать в себя так называемый целевой раздел. В нем фиксируются цель и подцели будущей деятельности, приводятся исходные данные о предполагаемых и желаемых результатах, об ограничениях экономического, социально-политического, технического, ресурсного и иного характера, указывается предполагаемая последовательность достижения целей.
Для достижения стратегической цели и тактических задач Департамент социального развития Нижнего - Новгорода в 2016 году координировал и осуществлял реализацию 7 целевых программ, в том числе 3 ведомственных целевых программ.
Особенностями целевых программ, реализуемых Департаментом, являются:
- межведомственный характер;
- наличие собственных расходных обязательств в межведомственных программах (подпрограммы);
- значительный объем расходных обязательств обусловлен наличием широкого спектра закрепленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа гарантий отдельным категориям граждан, являющихся полномочиями Департамента социального развития.
Ведомственные целевые программы направлены на решение целей и задач социально-экономического развития, соответствующих полномочиям и функциям, возложенным на Депсоцразвития Нижнего - Новгорода.
2.3 Система показателей по достижению целей программ
Эффективность целевой программы определяется как в целом по программе, так и по отдельным этапам ее выполнения, конкретными показателями. По каждой из поставленных целей и задач должны быть представлены четко обозначенные качественные и количественные результаты. Эффективность мероприятий оценивается по степени их влияния на улучшение качества жизни населения, улучшение показателей социальной сферы и экономики региона.
Рассмотрим показатели достижения целевых программ, реализуемых Департаментом социального развития Нижнего - Новгорода. Информацией послужили утвержденные нормативные правовые акты по каждой из программ (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Основные показатели реализации целевых программ Департамента социального развития Нижнего - Новгорода
Название целевой программы |
Показатели |
«Развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения в Нижнем - Новгороде» на 2015-2017 годы (ВЦП) |
Показатели результативности:
Ожидаемые конечные результаты программы и показатели социально-экономической эффективности:
|
«Развитие системы социального обслуживания и реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий» на 2016-2018 годы (ВЦП) |
Показатели результативности:
количество приобретенного медицинского, диагностического, реабилитационного оборудования составит 63 ед. |
«Сопровождение и развитие автоматизированной информационной системы органов труда и социальной защиты населения Нижнего - Новгорода» на 2016-2018 годы (ВЦП) |
Показатели результативности:
|
«Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Нижнего - Новгорода» на 2014-2018 годы (ЦП) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели:
Ожидаемые конечные результаты программы:
|
«Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Нижнем - Новгороде» на 2016-2019 годы (ЦП) |
Ожидаемые конечные результаты программы:
а) создание для инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата интернет-класса на базе учреждения Нижнего - Новгорода «Государственная библиотека Нижнего - Новгорода»; б) организация информационного сопровождения для инвалидов с нарушением слуха на базе государственного учреждения Нижнего - Новгорода «Окружная телерадиокомпания «Нижнего - Новгорода»; в) приобретение трех специальных транспортных средств для учреждений соц. обслуживания населения области для организации транспортного обслуживания инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата;
|
«Дети Нижнего - Новгорода» на 2006 - 2016 годы (ЦП) |
Ожидаемые конечные результаты программы:
а) снижение показателей материнской смертности до 20 промилле на 100000 детей родившихся живыми; б) снижение младенческой и детской смертности на 10%; в) снижение заболеваемости беременных женщин – на 5%.
|
«Демографическое развитие Нижнего - Новгорода» на 2014-2016 годы (ЦП) |
Ожидаемые конечные результаты программы:
|
Таким образом, в Департаменте социального развития Нижнего - Новгорода процессу целеполагания уделяется особое внимание. Он имеет четко сформулированную миссию, стратегическую цель и тактические задачи. Для постепенного достижения стратегической цели и решения тактических задач Департамент разрабатывает, координирует и осуществляет реализацию различных целевых программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены, что подтверждается нижеследующими выводами и положениями.
Раскрыты теоретические основы процесса целеполагания как одного из самых основных этапов при разработке и принятии управленческого решения. Рассмотрены целевые и процессорные технологии разработки и реализации управленческих решений. Исследован процесс целеполагания в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации на примере Департамента социального развития Нижнего - Новгорода с использованием метода «дерева целей».
Под целеполаганием понимается сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование.
Цели представляют собой выражение желаемых состояний, которые должны возникнуть как результат принятия решений.
Цели бывают различных видов, например, официальные, оперативные и операционные, стратегические и тактические, траекторные и точечные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и другие. Особое значение в системе целеполагания занимают стратегические цели организации, так как являются высшими и определяющими для всех остальных.
Деревья целей широко используются при программно-целевом планировании структурами федерального и регионального уровня, концернами, фирмами при разработке крупномасштабных проектов и программ и другими организациями.
Направленность процесса разработки и реализации управленческих решений на достижение запланированной цели достигается при помощи управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений. В их состав входят целевые и процессорные технологии. Целевые технологии включают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии. Каждая целевая технология наиболее эффективна при использовании вместе с ней набора процессорных управленческих технологий. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.
Основное требование к государственному и муниципальному управлению – их эффективность в достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.
Исследование процесса целеполагания в деятельности Департамента социального развития Нижнего - Новгорода позволило сделать вывод, что данному этапу в разработке и принятии управленческих решений Департамента уделяется должное внимание.
В докладе формулируются стратегические цели Депсоцразвития. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач (основных направлений деятельности) Департамента.
Для достижения стратегической цели и решения тактических задач Департамент социального развития Нижнего - Новгорода разрабатывает, координирует и реализует различные целевые программы.
Таким образом, выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе разработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие / Атаманчук, Григорий Васильевич. - М.: Академический Проект: Культура, 2015. - 544c.
2. Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник / Балдин, Константин Васильевич, Воробьев, Сергей Николаевич, Уткин, Владимир Борисович. - 3-е изд. - М.: ИТК "Дашков и К", 2017. - 496c.
3. Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Басовский, Леонид Ефимович. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 216c.
4. Баттрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений / Баттрик, Роберт; Пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 416c.
5. Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений / Вавилов, С. В. // Социологические исследования. - 2015. - N5. - С. 93-102.
6. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. -практ. курс / Вахрушина, Мария Арамовна. - 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2015. - 432c.
7. Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: Учеб. пособие / Вертакова, Ю. В., Козьева, И. А., Кузьбожев, Э. Н. - М.: КНОРУС, 2016. - 352c.