Файл: Процессы принятия решений в организации (ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В докладе формулируются стратегические цели Департамента. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач (основных направлений деятельности).

На основе данного доклада, используя метод построения дерева целей, можно построить иерархическую лестницу целей (см. приложение 4).

Миссией Департамента социального развития Нижнего - Новгорода является обеспечение социальной безопасности жителей Югры.

Стратегическая цель Департамента на долгосрочный период – повышение уровня и качества социальных гарантий населению Нижнего - Новгорода.

Выбор указанной цели обусловлен особой значимостью реализации государственных гарантий в сфере социальной защиты населения для проведения активной политики по развитию человеческого капитала, достижения социальной стабильности и устранения возникающих социальных деформаций, для повышения уровня и качества жизни населения автономного округа.

Таким образом, деятельность Департамента по достижению поставленной стратегической цели направлена на реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан в сфере труда (гарантированный минимальный уровень оплаты труда и т.п.) и социальной защиты населения (обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, отдельных категорий граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пособий, выплат и т.п.).

Повышение уровня и качества социальных гарантий населению автономного округа со стороны Департамента обеспечивается, главным образом, за счет:

  • формирования определенного уровня ресурсной обеспеченности (нормативной правовой, бюджетной, материально-технической, кадровой, информационной) для повышения доступности и качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания;
  • поддержания материального благополучия граждан и обеспечения гарантий социальной поддержки социально уязвимых категорий населения и семей с детьми;
  • создания условий для улучшения демографической ситуации в автономном округе;
  • организации деятельности по профилактике социального сиротства, предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку кровной семьи;
  • обеспечения приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • совершенствования потенциала отрасли (материально-технического, кадрового, технологического).

Достижение поставленной стратегической цели предполагает решение трех тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности Департамента.

Тактические задачи Департамента включают:

  1. Содействие развитию человеческого потенциала, способности к самообеспечению и занятости (в том числе самореализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).
  2. Поддержание уровня доходов социально уязвимых слоев населения посредством осуществления социальных выплат и пособий, мер социальной поддержки.
  3. Реализация мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий социальных вызовов.

Для решения тактических задач разрабатывается ряд определенных мероприятий.

2.2 Разработка целевых программ на основе «дерева целей»

Для эффективного решения поставленных Департаментом задач разрабатываются и реализуются бюджетные целевые программы – долгосрочные целевые программы автономного округа или ведомственные целевые программы.

Целевые программы отличает уникальность, нестандартность самой разработки. Это проявляется по многим параметрам:

  • по значимости решаемой проблемы;
  • по ее масштабам и глубине анализа;
  • по срокам реализации намечаемых мер;
  • по используемым ресурсам;
  • по субъектам и процедуре разработки.

Рассматриваемые программы относятся к так называемым профессиональным решениям, требующим для своей подготовки научного анализа собранной информации, управленческого опыта и компетентности.

Каждая целевая программа обязательно должна включать в себя так называемый целевой раздел. В нем фиксируются цель и подцели будущей деятельности, приводятся исходные данные о предполагаемых и желаемых результатах, об ограничениях экономического, социально-политического, технического, ресурсного и иного характера, указывается предполагаемая последовательность достижения целей.

Для достижения стратегической цели и тактических задач Департамент социального развития Нижнего - Новгорода в 2016 году координировал и осуществлял реализацию 7 целевых программ, в том числе 3 ведомственных целевых программ.

Особенностями целевых программ, реализуемых Департаментом, являются:

  • межведомственный характер;
  • наличие собственных расходных обязательств в межведомственных программах (подпрограммы);
  • значительный объем расходных обязательств обусловлен наличием широкого спектра закрепленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа гарантий отдельным категориям граждан, являющихся полномочиями Департамента социального развития.

Ведомственные целевые программы направлены на решение целей и задач социально-экономического развития, соответствующих полномочиям и функциям, возложенным на Депсоцразвития Нижнего - Новгорода.

2.3 Система показателей по достижению целей программ

Эффективность целевой программы определяется как в целом по программе, так и по отдельным этапам ее выполнения, конкретными показателями. По каждой из поставленных целей и задач должны быть представлены четко обозначенные качественные и количественные результаты. Эффективность мероприятий оценивается по степени их влияния на улучшение качества жизни населения, улучшение показателей социальной сферы и экономики региона.

Рассмотрим показатели достижения целевых программ, реализуемых Департаментом социального развития Нижнего - Новгорода. Информацией послужили утвержденные нормативные правовые акты по каждой из программ (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Основные показатели реализации целевых программ Департамента социального развития Нижнего - Новгорода

Название целевой программы

Показатели

«Развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения в

Нижнем - Новгороде» на 2015-2017 годы (ВЦП)

Показатели результативности:

  • увеличение количества граждан старшего поколения, получивших в учреждениях социального обслуживания населения различных форм собственности гарантированные государством социальные услуги на 10%;
  • повышение степени удовлетворенности граждан старшего поколения качеством услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания до 97%;
  • обеспечение выравнивания учреждений социального обслуживания по степени оснащенности материально-технической базы путем доукомплектования необходимым оборудованием 11 учреждений (32% существующих);
  • реализация не менее 5 инновационных технологий социального обслуживания граждан старшего поколения;
  • осуществление перевода 10% государственных учреждений социального обслуживания на иные организационно-правовые формы хозяйствования.

Ожидаемые конечные результаты программы и показатели социально-экономической эффективности:

  • сформированность системы организационных, правовых, социально-экономических условий, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, их полноценной жизнедеятельности, развитие в автономном округе социального обслуживания граждан старшего поколения;
  • повышение нравственных и духовных ценностей посредством пропаганды позитивного отношения к старости, гражданам старшего поколения;
  • организация и развитие образовательной работы с гражданами старшего поколения, направленной на преодоление социальной изоляции, установления новых контактов, получения новых знаний;
  • повышение степени удовлетворенности возрастающей потребности граждан старшего поколения в социальных услугах, минимизации факторов социальных рисков, свойственных пожилым людям.

«Развитие системы социального обслуживания и реабилитации инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий» на 2016-2018 годы (ВЦП)

Показатели результативности:

  • к окончанию реализации программы в учреждениях социального обслуживания ежегодно будут получать реабилитационное лечение 140 инвалидов боевых действий;
  • ежегодно в учреждениях социального обслуживания будут получать реабилитационное лечение 150 членов семей погибших (умерших) военнослужащих и ветеранов боевых действий;

количество приобретенного медицинского, диагностического, реабилитационного оборудования составит 63 ед.

«Сопровождение и развитие автоматизированной информационной системы органов труда и социальной защиты населения Нижнего - Новгорода» на 2016-2018 годы (ВЦП)

Показатели результативности:

  • приведение системы безопасности в соответствие с требованиями федерального законодательства по защите персональных данных;
  • повышение эффективности государственного регулирования сферы социальной защиты населения путем объединения автономных электронных баз данных по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в единую распределенную базу данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;
  • информирование в электронном виде граждан о предоставлении государственных услуг в области предоставления мер социальной поддержки.

«Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры

Нижнего - Новгорода» на 2014-2018 годы (ЦП)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели:

  • сооружение и обустройство входных групп, оснащенных пандусами, оборудование широкими ступенями, из материалов, предусматривающих минимальное скольжение, установка поручней, расширение проходов, устранение порогов в 120 окружных объектах социальной инфраструктуры;
  • обеспечение удобства в использовании инвалидами и другими маломобильными группами населения специальных мест (ванные комнаты, душевые кабины, санитарные узлы и другие объекты) в 68 учреждениях социальной инфраструктуры автономного округа;
  • приобретение и сооружение лифтов в 12 окружных учреждениях;
  • благоустройство территорий, подъездных путей, автостоянок 39 окружных учреждений для создания условий беспрепятственного доступа инвалидам и маломобильным группам населения к учреждениям;
  • приобретение и установка около 236 единиц специального технологического, инженерного оборудования, лестничных подъемников, кресел, устройств, систем информации для организации передвижения инвалидов внутри зданий и пользования услугами, предоставляемыми учреждениями социальной инфраструктуры;
  • приобретение 157 единиц специализированных транспортных средств для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения;
  • проведение 4 семинаров и совещаний, конкурсов по созданию безбарьерной среды среди предприятий, общественных организаций инвалидов, спортивных учреждений, мониторинга состояния формирования безбарьерной среды в автономном округе, издание 6 научно-методических сборников.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • увеличение числа инвалидов и маломобильных групп населения в пользовании услугами объектов социальной инфраструктуры, транспорта, информации и связи в автономном округе;
  • увеличение количества и качества предоставляемых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения административными, образовательными, культурными, спортивными, медицинскими, социальными учреждениями автономного округа;
  • создание условий для доступного, удобного транспортного обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения;
  • повышение независимости инвалидов и маломобильных групп населения в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

«Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Нижнем - Новгороде» на 2016-2019 годы (ЦП)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • реализация прав инвалидов на обеспечение условий для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к информации:

а) создание для инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата интернет-класса на базе учреждения Нижнего - Новгорода «Государственная библиотека Нижнего - Новгорода»;

б) организация информационного сопровождения для инвалидов с нарушением слуха на базе государственного учреждения Нижнего - Новгорода «Окружная телерадиокомпания «Нижнего - Новгорода»;

в) приобретение трех специальных транспортных средств для учреждений соц. обслуживания населения области для организации транспортного обслуживания инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата;

  • создание условий для увеличения объема и повышения качества предоставляемых услуг в области социального обслуживания инвалидов, социальной адаптации и реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, физической культуры и спорта;
  • оказание содействия в получении образования (не менее 140 человек);
  • создание для инвалидов трех рабочих мест по осуществлению сборки кресел-колясок на базе государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа «Реабилитационно-технический центр»;
  • подготовка не менее 30 сурдопедагогов в учреждениях социального обслуживания области и учреждениях специального (коррекционного) образования области, двух тренеров по работе с инвалидами в учреждениях физической культуры и спорта области.

«Дети Нижнего - Новгорода» на 2006 - 2016 годы (ЦП)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • улучшение положения детей социально-незащищенных категорий, формирование, с учетом социальной политики, позитивных тенденций снижения масштабов уровня бедности и социального неравенства семей и детей;
  • улучшение социально-медицинской помощи женщинам и детям, перераспределение приоритетов в сторону развития служб охраны материнства и детства, социального обслуживания семьи и детей и как следствие:

а) снижение показателей материнской смертности до 20 промилле на 100000 детей родившихся живыми;

б) снижение младенческой и детской смертности на 10%;

в) снижение заболеваемости беременных женщин – на 5%.

  • повышение качества реабилитации детей-инвалидов, обеспечение им доступа к образованию, спорту, культуре, успешная адаптация и интеграция в общество, снижение распространенности инвалидности до 15 промилле на 10000 детского населения;
  • охват различными формами отдыха и оздоровления практически всех детей школьного возраста;
  • организация временной занятости до 15 тыс. несовершеннолетних в период каникул и в свободное от учебы время;
  • сокращение социального сиротства, устройство для воспитания в семейной среде не менее 80% ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защищенности воспитанников детских домов;
  • обеспечение 10% детей-сирот от общего количества детей-сирот, нуждающихся в получении жилой площади, жильем;
  • снижение числа безнадзорных и беспризорных детей, юных правонарушителей и преступников, детей, находящихся в социально-опасном положении;
  • создание условий для реализации способностей одаренных детей;
  • создание оптимальной структуры учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям, укрепление их материально-технической базы, расширение комплекса социальных, медицинских, образовательных услуг и их максимальное приближение к потребителям, повышение эффективности деятельности всех служб.

«Демографическое развитие Нижнего - Новгорода» на 2014-2016 годы (ЦП)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение суммарного коэффициента рождаемости (среднего числа детей, рожденных одной женщиной) до 1,7 - 1,8;
  • увеличение абсолютного числа родившихся на 10 - 12%;
  • повышение общего коэффициента рождаемости (число родившихся на 1000 населения) до 14,4 - 14,6;
  • увеличение продолжительности жизни до 64,4 года для мужчин и 75,2 года для женщин;
  • сокращение смертности до 460 мужчин и 104 женщин на 100000 трудоспособных лиц в возрасте 20 - 39 лет; до 1118 мужчин и 362 женщин на 100000 трудоспособных лиц в возрасте 40 - 59 лет;
  • увеличение постоянно проживающего населения автономного округа до 22 процентов;
  • удовлетворение потребности автономного округа в трудовых ресурсах за счет увеличения трудовой миграции из регионов Российской Федерации до уровня 80000 - 90000 человек в год.

Таким образом, в Департаменте социального развития Нижнего - Новгорода процессу целеполагания уделяется особое внимание. Он имеет четко сформулированную миссию, стратегическую цель и тактические задачи. Для постепенного достижения стратегической цели и решения тактических задач Департамент разрабатывает, координирует и осуществляет реализацию различных целевых программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены, что подтверждается нижеследующими выводами и положениями.

Раскрыты теоретические основы процесса целеполагания как одного из самых основных этапов при разработке и принятии управленческого решения. Рассмотрены целевые и процессорные технологии разработки и реализации управленческих решений. Исследован процесс целеполагания в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации на примере Департамента социального развития Нижнего - Новгорода с использованием метода «дерева целей».

Под целеполаганием понимается сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование.

Цели представляют собой выражение желаемых состояний, которые должны возникнуть как результат принятия решений.

Цели бывают различных видов, например, официальные, оперативные и операционные, стратегические и тактические, траекторные и точечные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и другие. Особое значение в системе целеполагания занимают стратегические цели организации, так как являются высшими и определяющими для всех остальных.

Деревья целей широко используются при программно-целевом планировании структурами федерального и регионального уровня, концернами, фирмами при разработке крупномасштабных проектов и программ и другими организациями.

Направленность процесса разработки и реализации управленческих решений на достижение запланированной цели достигается при помощи управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений. В их состав входят целевые и процессорные технологии. Целевые технологии включают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии. Каждая целевая технология наиболее эффективна при использовании вместе с ней набора процессорных управленческих технологий. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.


Основное требование к государственному и муниципальному управлению – их эффективность в достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.

Исследование процесса целеполагания в деятельности Департамента социального развития Нижнего - Новгорода позволило сделать вывод, что данному этапу в разработке и принятии управленческих решений Департамента уделяется должное внимание.

В докладе формулируются стратегические цели Депсоцразвития. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач (основных направлений деятельности) Департамента.

Для достижения стратегической цели и решения тактических задач Департамент социального развития Нижнего - Новгорода разрабатывает, координирует и реализует различные целевые программы.

Таким образом, выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе разработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие / Атаманчук, Григорий Васильевич. - М.: Академический Проект: Культура, 2015. - 544c.

2. Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник / Балдин, Константин Васильевич, Воробьев, Сергей Николаевич, Уткин, Владимир Борисович. - 3-е изд. - М.: ИТК "Дашков и К", 2017. - 496c.

3. Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Басовский, Леонид Ефимович. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 216c.

4. Баттрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений / Баттрик, Роберт; Пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 416c.

5. Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений / Вавилов, С. В. // Социологические исследования. - 2015. - N5. - С. 93-102.

6. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. -практ. курс / Вахрушина, Мария Арамовна. - 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2015. - 432c.

7. Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: Учеб. пособие / Вертакова, Ю. В., Козьева, И. А., Кузьбожев, Э. Н. - М.: КНОРУС, 2016. - 352c.