Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса
1.1. Сущность франчайзинга как особого вида предпринимательской деятельности
1.2 Франшизное соглашение: основные понятия, оценка рисков
2.1 Основные направления франчайзинга в деятельности ООО «Оптима»
Рисунок 1. Организационная структура ООО «Оптима»
У организации имеется высший руководитель, линейные руководитель (подразделения) и исполнители. При этом имеются соответственно вертикальные связи. Такая структура вполне характерна для простых организаций.
Преимуществом такой структуры управления для ООО «Оптима» является простота и конкретность заданий, и исполнителей. Тем не менее, такая линейная структура как раз-таки и применятся, и эффективна на таких небольших организациях с несложной технологией и минимальной специализацией. Начальник отдела продаж обеспечивает процесс снабжения магазина товарами. Между подразделениями налажена прямая связь.
На рынке реализации косметической продукции и товаров бытовой химии действуют сотни компаний и индивидуальных предпринимателей, но в зависимости от того, какую рыночную функцию они выполняют, их можно распределить по четырем группам – производители, поставщики, дистрибьюторы и ритейлеры.
ООО «Оптима» - это сеть современных удобных и доступных каждому магазинов в формате «дрогери», т.е. «магазин самообслуживания». Данную сеть можно отнести к ритейлерам.
ООО «Оптима» имеет сеть фирменных магазинов.
ООО «Оптима» может осуществлять франшизу на продажу готового товара (товарный франчайзинг) - способ ведения бизнеса, при котором франшизодатель как поставщик продукции (ООО «Оптима») передает право продажи продукции, а франшизополучатель (владелец франшизы – фирменные магазины) получает это эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, путем покупки франшизы на продажу готового товара под торговой маркой головной компании. Если выпускаемые товары не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию франчайзинга.
Рассмотрим условия организации бизнеса ООО «Оптима» в форме франчайзинга. С фирменным магазином заключается договор франчайзинга.
В состав договора франчайзинга включается лицензионное соглашение (в данном случае - неисключительная лицензия) на использование секретов производства (ноу-хау), принадлежащих франчайзеру. Согласно ст. 1465 ГК РФ - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые способны приносить экономическую выгоду и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Общие требования ООО «Оптима» к франчайзи:
Основным условием для работы является достаточный финансовый уровень потенциального франчайзи и наличие помещения, отвечающего выдвинутым ниже требованиям. Так же есть ряд необязательных требований: -опыт работы с парфюмерией, знание особенностей рынка.
Для открытия фирменного магазина «Оптима» франчайзи должен предоставить информацию по предполагаемому помещению (замеры, фото, описание).
Требования к помещению:
1. это может быть: отдельно стоящий магазин (помещение на 1-ом этаже, с большими витринными окнами, отдельным входом) или магазин в торговом центре с отдельным входом и стеклянной витриной.
2. особое значение ООО «Оптима» уделяет показателю потока или концентрации потенциальных покупателей. Показатель потока – около 1000 чел в час, проходящих в прямой видимости от входа магазина.
3. здание, в котором находится магазин, может располагаться в центральном районе города, на основных торговых улицах, на пешеходных улицах, на пересечении маршрутов общественного транспорта, либо в крупных спальных районах.
4. магазин, независимо от типа расположения, должен иметь рекламное пространство для размещения визуальных имиджевых и промотирующих материалов. Очень важно соседство известных брендов
5. рекомендуемый размер торговой площади: отдельного магазина 40-120 кв. м, магазина в ТЦ 40-90 кв. м.
6. высота потолка не менее 2,5 метров.
Для ООО «Оптима» франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. ООО «Оптима» (франчайзер) сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Франчайзинг дает следующие преимущества для ООО «Оптима».
1. Развитие сети франшизных предприятий-франшизополучателей позволмт ООО «Оптима» как владельцу франшизной системы не расширять сеть собственных франшизных предприятий, значительно экономить собственный капитал, а также свои трудовые ресурсы.
2. Владелец каждого франшизного предприятия-франшизополучателя в рамках франшизной системы головной компании более заинтересован в положительных результатах ведения бизнеса, в том, чтобы максимально увеличить свои продажи и минимизировать свои затраты по сравнению с наемным руководителем, к примеру, филиала компании.
3. Риск, сопутствующий каждому бизнесу, уменьшается для ООО «Оптима», так как его собственный капитал участвует в расширении франшизного бизнеса в минимальной степени.
4. Головная компания не занимается текущими управленческими проблемами на уровне отдельно взятого франшизного предприятия и поэтому не имеет проблем с персоналом владельца франшизы.
5. Благодаря возможности использования чужих ресурсов (франшизополучателя) как финансовых, так и управленческих, франчайзинговый бизнес ООО «Оптима» может развиваться значительно быстрее и в своей стране, и на международном уровне.
6. Развитие крупной национальной франчайзинговой сети неразрывно связано с развитием национальной экономики в целом, поскольку каждое предприятие-франшизополучатель обеспечивает потребителя качественными услугами в национальном масштабе от имени франчайзинговой системы.
7. Крупной компании всегда легче осваивать территории регионов с помощью франчайзинговых предприятий, у которых есть хорошие знания местных условий и региональные интересы.
8. Превращение обычного действующего предприятия в компанию-франшизополучателя может привести его из малоприбыльного к прибыльному франшизному предприятию в рамках франчайзинговой системы.
9. Предлагая франшизу будущему франшизополучателю для принятия им решения о покупке, ООО «Оптима» может быть уверен в том, что без его предварительного согласия никто не получит право на использование товарного знака с целью получения прибыли, поскольку имя франшизы защищено как товарный знак и знак обслуживания головной компании.
10. ООО «Оптима» всегда имеет возможность накапливать свой опыт ведения франшизного бизнеса за счет использования положительной информации от своей региональной сети франшизополучателя.
Таким образом, объект исследования – ООО «Оптима», сеть магазинов парфюмерии, косметики и бытовой химии.
За анализируемый период выручка предприятия выросла на 8151 тыс.руб. или на 31%, показатели себестоимости увеличились на 8434 тыс.руб. или на 48,7%. Превышение показателей себестоимости над показателями выручки является отрицательным моментом. Прибыль от продаж увеличилась на 194 тыс.руб. или на 6,3%. Производительность труда выросла на 182 тыс.руб. или на 15,2%.
Показатели рентабельности изменялись по годам с 11,8% до 9,5%, снижение составило 2,2%. Таким образом, представленная динамика показателей рентабельности свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия.
В результате необходимо разработать план мероприятий, позволяющих повысить эффективность деятельности ООО «Оптима» на основе франчайзинга. Предлагается разработать проект внедрения франчайзинга в торговую практику ООО «Оптима» на региональном уровне. Т.к. магазины данной сети представлены в Удмуртии, Башкортостане, Перми и Пермском крае, предлагается внедрение данной сети на рынок парфюмерии и косметики Свердловской области. Предлагается открытие магазина в г. Нижний Тагил.
2.2 Организационно-экономическое обоснование проекта внедрения франчайзинга ООО «Оптима» на региональном рынке косметики и парфюмерии
1. Резюме проекта
Целью проекта является внедрение франчайзинга ООО «Оптима» на региональном рынке парфюмерии и косметики в г. Нижнем Тагиле. Проанализируем условия получения франшизы торговой марки «Оптима».
Компания «Оптима» - это сеть современных удобных и доступных каждому магазинов в формате «дрогери», т.е. «магазин самообслуживания у дома», где представлены товары нон-фуд повседневного спроса: декоративная косметика и парфюмерия, товары для детей, средства по уходу за собой и домом.
На сегодня «Оптима» – крупнейшая сеть магазинов непродовольственной группы в Удмуртии. Также компания представлена в Перми и Пермском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан. В данный момент компания «Оптима» насчитывает более 60 магазинов и продолжает уверенно и динамично развиваться.
В результате проведенного анализа ООО «Оптима», основными мероприятия по совершенствованию и развитию предприятия следует принять внедрение франчайзинга в торговую практику:
1) открытие магазина «Оптима», с целью привлечения большего количества потенциальных потребителей, увеличения объема продаж компании и укрепления позиций на рынке;
2) разработка активной рекламной политики компании, разработка маркетингового плана.
Первоочередным мероприятием в проекте развития компании, является открытие магазина в Нижнем Тагиле.
Планируется начать реализацию проекта «Оптима» во второй половине 2019 года. Первые шесть месяцев – подготовительный этап, который не учитывался при составлении финансового плана.
Таблица 3
Календарный график подготовки реализации проекта внедрения франчайзинга в торговую практику ООО «Оптима»
Содержание этапа реализации проекта |
Календарные сроки использования |
Детализация и разработка проекта окончательного варианта бизнес-плана |
01.07.2019 – 01.08.2019 |
Регистрация предприятия, заключение договоров |
01.08.2019 – 01.09.2019 |
Подготовка помещения |
01.09.2019 – 01.11.2019 |
Приобретение оснащения и материалов, набор персонала |
01.11.2019 – 14.11.2019 |
Обучение персонала. Реклама |
01.11.2019 – 14.11.2019 |
Открытие магазина |
15.11.2019 |
Особенность договора франчайзинга заключается в том, что по договору франчайзинга Франчайзи (принимающая сторона) получает комплексную предпринимательскую лицензию, включающую в себя не только права на объекты интеллектуальной собственности, но также и всю структуру самого бизнеса Франчайзера. В роли инвестора – лицензиата предполагается ООО «Оптима» в г.Перми.
2. Продукция и услуги.
В магазине «Оптима» следующие категории товаров: Косметика, Бытовая химия, Товары для дома.
Самая большая категория товаров, реализуемая в магазине – это Косметика. К данной категории товаров относятся средства по уходу за кожей, средства косметические, средства защитные, специальные средства и т.д.
Ассортимент средств по уходу за кожей очень широк и классифицируется следующим образом:
1. Средства гигиенические (очищающие): очистка кожи заключается в удалении ее загрязнений и отделения верхнего рогового слоя. К этой группе относятся: скрабы (для глубокой очистки), кремы и маски очищающие (для удаления загрязнений с поверхности кожи), лосьоны и тоники, пенки для умывания, пены для ванн, гели для душа, жидкие и туалетные мыла.
2. Средства косметические (для придания красивого вида коже путем ухода – увлажнения, питания), с учетом их целевого использования: средства для ухода за кожей лица (кремы, сливки, гели, маски, в зависимости от типа кожи и времени их применения). Из косметики для мужчин: кремы и лосьоны до и после бритья, гели и бальзамы после бритья; средства для ухода за кожей тела: как правило, увлажняющего действия, легкие кремы эмульсионного типа, молочко, лосьоны; средства для ухода за кожей вокруг глаз: кремы и гели, обладают смягчающим и увлажняющим действием, снимают припухлость, придают коже упругость; средства для ухода за губами: кремы, бальзамы, гигиенические помады, эликсиры, предназначены для питания, смягчения и защиты; средства для ухода за кожей рук: кремы, лосьоны, бальзамы; средства для ухода за кожей ног: лосьоны, кремы, бальзамы, гели, молочко, ванночки для ног.