Файл: История предпринимательства России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Коренные социально-экономические преобразования в России, начавшиеся в последнее десятилетие XX века, были провозглашены под лозунгами повышения благосостояния российского народа. Для этого, по мнению либералов-младореформаторов, достаточно было сломать плановую экономику и ввести рыночные отношения во все сферы народного хозяйства страны.

Россия - самая большая в мире по территории страна с богатейшими природными ресурсами, с огромным научно-интеллектуальным и трудовым потенциалом по рецентам западных консультантов-экономистов, в первую очередь американских, была подвергнута своеобразной и жестокой хирургической операции - "шоковой терапии", затем ваучерной приватизации. Государство было лишено в одночасье собственности, оно было выведено из управления экономикой на 70%, национальное богатство страны сократилось более чем в 6 раз. Социальная сфера резко сузилась: более 80 миллионов населения страны оказалось за чертой бедности. Одновременно около 2% населения стали обладать колоссальными миллиардными состояниями. Число миллиардов за последние 5 лет возросло в 15 раз. И все это творилось под прикрытием якобы рациональных и эффективных постулатов американского менеджмента.

США исчисляют свою историю всего двумя столетиями, а Россия - имеет более чем тысячелетнюю историю.

В современных условиях попыток создания эффективной рыночной экономики, экономики социально справедливой, мы, к сожалению, забываем богатейшие традиции русского предпринимательства, имеющего более чем тысячелетний опыт.

Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить бескрайние просторы нашей страны.

Политическое освоение гигантских территорий, осуществлявшееся Российским государством, происходило параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом.

В 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. Из российской жизни был изъят важнейший элемент экономического развития. За несколько лет был ликвидирован слой людей-предпринимателей - профессиональных организаторов российской экономики, которых Россия вынашивала и рождала столетиями. В 1920 году было физически истреблено или оказалось в вынужденной эмиграции более 100 тысяч предпринимателей.

В последующие десятилетия вплоть до последних лет предпринимательство по закону рассматривалось как уголовно наказуемое преступление.


Истоки российского предпринимательства.

Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды - 271, в царствование Ивана Грозного - 715, при царе Алексее Михайловиче - 923.

Были среди них и очень большие по тем временам города. Неслучайно русской княжне Анне Париж XI века показался большой деревней, спустя несколько веков, англичанин Р. Ченслер в 1554 году отмечал, что Москва по размерам превосходит Лондон.

Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые как по стране, так и за рубеж.

Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, "гостьбы" - купцы и другие тогдашние "промышленники". Места эти получили название погостов (от слова "гостьба"). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах стали строить церкви и устраивать кладбища. В подвалах церквей хранили необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательстве принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре).

Первый свод законов "Русская Правда" был пронизан духом предпринимательства.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждается широким развитием кредитных отношений.

В 1113 году князь Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничил величину процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства. Ростовщичество было запрещено и всячески осуждалось.

Русские купцы еще в XV веке вели большую торговлю с другими странами: Литвой, Персией, Хивой, Бухарой. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну вXVII веке.

Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. 43 процента всех купеческих фамилий занимались торгово-предпринимательской деятельностью от 100 до 200 лет, а почти 25 процентов - 200 и более лет.

Из всех купцов, которые дожили до 1917 года, большая часть имела предпринимательские корни в XVII веке, а то и глубже.


В XVIII веке Петр Первый делал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности русского предпринимателя и работника. Он создал благоприятные условия для реализации лучших российских качеств и не ошибся. При прочих равных условиях царь Петр предпочитал отечественных специалистов и для этого посылал их учиться за границу. Петр Великий впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству, выходцам из трудовых низов, так называемых "народных" ремесленно-кустарных промыслов Московской Руси.

Поэтому во главе петровских заводов и мануфактур оказалось так много бывших кузнецов и всякого иного рода "тяглецов".

Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей, тогда как в западноевропейских странах - из дворян. И это прежде всего самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей - Морозовы, Зимины, Рябушские, Прохоровы, Демидовы, Шорыгины, Бардыгины и другие.

За каждым из этих предпринимателей - организации огромных производств, снабжавших своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.

Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами.

Поддержка народной инициативы и предприимчивости в XVIII веке шла по пути отмены ограничений. Если при Петре I ещё существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения "разрешительных указов на открытие нового предприятия и устройство всякого рода промышленных заведений объявлено совершенно свободным для всех".

Такая разумная и плодотворная государственная политика, проводившаяся в России в отношении предпринимателей, является суровым упрёком для наших современных правителей, которые изощрёнными бюрократическими законами и методами не только тормозят, но и удушают развитие малого бизнеса и создание среднего класса в нашей стране.

При этом наносится колоссальный экономический ущерб нашему государству. Достаточно сказать, что за рубежом в настоящее время в экономике каждой страны 70-90% составляют малые предприятия, которые обеспечивают работой более 60 процентов населения и ежегодно вносят более 50 процентов в ВВП.


В современной России малые предприятия составляют лишь 10-12% и их доля в ВВП - менее 15%.

Опора на лучшие качества русского предпринимателя и работника, использование инициативы и предприимчивости дали в России поразительные результаты, которые с полным основанием можно назвать промышленной революцией.

Количество промышленных предприятий только за XVIII век увеличилось в 10-12 раз.

По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи. Прежде всего это относилось к металлургической промышленности.

Династия Морозовых как зеркало российского предпринимательства.

Символом русского предпринимательства XIX века стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов (1770-1862г.г.), крепостной помещика Н.Г. Рюмина, прошел длинный путь от пастуха, извозчика, наёмного ткача на фабрике Коновалова до владельца собственного шелкоткацкого заведения в селе Зуево Богородского уезда в 1797 году.

Для современной России, переходящей на принципы рыночной экономики, чрезвычайно важный интерес представляет эффективный опыт российских промышленников - предпринимателей, основанный на лучших национальных русских традициях. И в первую очередь это относится к деятельности династии Морозовых, являющихся зеркалом русского предпринимательства. Современной молодежи, будущим специалистам, рыночный менталитет которых формируется в средних специальных и высших учебных заведениях, очень важно знать историю, корни национального предпринимательства. Ведь известна простая истина, что знание истории, прошлого помогает человеку оценить настоящее и видеть перспективы будущего.

Для нас, коллектива преподавателей и студентов первого в России государственного Орехово-Зуевского Бизнес-Колледжа, носящего имя великого патриота, выдающегося промышленника-предпринимателя, общественного деятеля и мецената Саввы Тимофеевича Морозова, особенно важно знание процесса становления российского менеджмента в период многолетней деятельности династии Морозовых.

Ведь хозяйственная деятельность Морозовых практически не изучалась как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Имеющиеся на данный период литературные оценки и характеристики носят поверхностный, несистемный характер. Они не дают реального экономического анализа многоплановой деятельности и коммерческих результатов предпринимательской активности Морозовых.


Начальный период истории Морозовых с 1797 года до первой половины XIX века вообще относится к области семейных преданий.

И только период деятельности фирмы Морозовых с 1873 по 1916г.г. достаточно в полном объеме может отвечать современным требованиям экономического микроанализа.

Основатель семейной фирмы Савва Васильевич Морозов в 1820 году вместе с сыновьями (Елисеем, Захаром, Абрамом и Иваном) выкупается из крепостных на волю за огромные по тем временам деньги - 17 тысяч рублей. Младший сын Тимофей, отец Саввы Тимофеевича Морозова, родился уже свободным некрепостным человеком. В 1820-1840-е годы Морозовы создали четыре хлопчатобумажные фабрики, которые уже тогда оценивались в 200-300 тысяч рублей. Во второй половине XIX века фабрики вырастают в четыре огромные фирмы: "Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и Ко", "Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями в местечке Никольском", "Компания Богородско-Глуховской мануфактуры бумажных изделий". Перед революцией 1917 года собственные капиталы семьи Морозовых составляли уже более 110 миллионов рублей. На предприятиях Морозовых работало 54 тысячи рабочих, которые ежегодно производили продукции примерно на 100 миллионов рублей. По промышленному потенциалу в то время Орехово-Зуево занимало III место после Москвы и Санкт-Петербурга.

В 1830 году на берегу Клязьмы, территориально принадлежавшей Владимирской губернии, С.В.Морозов закончил строительство товарно-отделочной фабрики с ручным ткачеством. С неё, собственно говоря, и начинается история Никольской мануфактуры, название которой появилось чуть позже.

В середине XIX века С.В.Морозов стал крупнейшим производителем бумажной пряжи в России.

В местечке Ново-Зуево, впоследствии получившем название Никольское, обосновались две фабрики, которые принадлежали разным Морозовским фирмам. Современники предсказывали им блестящее будущее.

В начале 1850-х годов по причине преклонных лет Савва Васильевич (ему было уже за 80 лет) передал все функции по организации и управлению производством и торговлей своему младшему сыну Тимофею, которому было 27 лет.

В 1871г. Т.С.Морозов переименовал семейную фирму в торговый дом "Саввы Морозова сын и Ко". С этого момента он становится главным владельцем данного предприятия.

Никольская мануфактура принадлежала к числу предприятий, чьё производство постоянно расширялось. Одновременно с ростом основных средств Никольской мануфактуры происходило постоянное увеличение оборотного капитала фирмы.