Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Введение
Президент - сидящий впереди, во главе, председательствующий. Впервые слово «президент» как название главы нации, борющейся за независимость, было использовано в борьбе американских колоний за отделение от Великобритании. Таким Президентом был Дж. Вашингтон, Президент Континентального конгресса, состоявшего из представителей штатов. После завоевания независимости при принятии Конституции США Президент был обособлен от возглавляемого им органа (Конгресса) и стал самостоятельным органом.
В современном понимании «институт президентства» - это единоличный государственный орган власти при республиканской форме правления с полномочиями исполнительной власти и функциями главы государства. Данное определение является четким и исчерпывающим, соответствующим действительности.
Под функциональным содержанием понятия «президент» понимается совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти.
В Конституции РФ, принятой 1993 году, уже изначально было предопределено правовое положение Президента РФ, которое остается неизменным по сегодняшний день. Правовое положение Президента РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц. В ст. 80 Конституции РФ, определяющей смысл и содержание всех полномочий Президента РФ, указывается, что он является главой государства, т.е. должностным лицом, персонифицирующим представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.
Президент - это не сама должность, а лицо, ее занимающее. Поэтому представляется необходимым говорить об институте самого Президента, а не о «должности Президента». Статья 80 Конституции РФ предваряет определение правового положения Президента РФ указанием на то, что он «является главой государства». В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент РФ - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется значением Основного закона для стабильности государства и тем, что в соответствии с ним человек, его права и свободы являются высшей ценностью и обязанностью государства, признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Возложение на Президента РФ обязанности быть гарантом означает, что он призван действовать персонально.
1. Институт Президентства в РФ: понятие, структура, функции
Институт Президентства в РФ является одним из наиболее важных в системе государственных органов, так как во многом определяет развитие страны в целом. На данный пост может быть избранно лицо, которое имеет возраст не менее 35 лет и постоянно проживающее на территории РФ не менее 10 лет, набравшее наибольшее число голос в ходе всеобщего, равного, тайного голосования, которое проходит раз в 6 лет. Согласно ч. 3 ст. 81 Конституции РФ данный пост может занимать одно и тоже лицо, но не более двух сроков подряд. Перед государством, а также электоратом, Президент имеет ряд обязанностей, которые прописаны в ст.80 Конституции РФ[1].
Во-первых, он является гарантом Конституции РФ, прав, свобод человека и гражданина.
Во-вторых, обеспечивает охрану государственного суверенитета.
В-третьих, является представительным органом власти как внутри страны, так и за ее пределами.
В-четвертых, является определяющим звеном между тремя ветвями власти, благодаря чему, обеспечивает их взаимосвязанное функционирование, а также согласованное взаимодействие[2].
Также, глава государства исполняет немаловажные функции. Он является Председателем Совета Безопасности России, Председателем Государственного совета РФ. Согласно ст.87 Конституции РФ, является Верховным Главнокомандующим. Это означает, что в случае агрессии против страны, он вправе вводить на территории РФ военное положение. Помимо этого, Президент имеет право Председателя Правительства РФ с согласия Государственной думы, утверждает структуру федеральных органов власти, принимает решение о роспуске Правительства РФ. Имеет право вносить законопроекты в Государственную думу, а осуществлять подписание федеральных законов, ратифицирует международные договоры, издает указы, имеющие юридическую силу. Назначает выборы в Государственную думы и при ее некомпетентности вправе распустить в порядке, установленном Конституцией РФ.
В ст.91 Конституции РФ указано, что Институт Президентства обладает неприкосновенностью. Это означает, что до его отрешения от должности главы государства, против него нельзя возбуждать уголовный процесс, осуществлять принудительное сопровождение в зал судебного разбирательства в качестве участника какого-либо судопроизводства. Но, тем не менее, согласно ст.93 Конституции РФ, Президент может быть привлечен к ответственности и отрешении от исполнения своих обязанностей на основании обвинения, которое выдвигается Государственной думой РФ и окончательным заключением Конституционного суда РФ с соблюдение порядка выдвижения обвинения, установленного Конституцией РФ. Как и любой политический институт, данный имеет сложную и разветвленную структуру[3].
Главными элементами данного института являются:
1) Администрация Президента РФ;
2) Совет Безопасности РФ;
3) Полномочные представители Президента РФ.
К главным функциям Администрации Президента РФ относятся обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности РФ, а также иных органов власти при Президенте РФ и органами их взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти. Глава Администрации Президента РФ отвечает также за прохождение законопроектов, указов, распоряжений Президента РФ, руководит деятельностью помощников Президента РФ, представляет главе государства предложения по персональным назначениям на руководящие посты в Администрации. Совет Безопасности РФ при Президенте, является совещательным органом, который осуществляет подготовку решений главы государства по вопросам обеспечения национальной безопасности, военного производства, а также военно-технического сотрудничества на международной арене. Полномочный представителем в федеральном округе, является представительным лицом от Президента РФ, который осуществляет организацию внутренней и внешней политики в федеральном округе, определяемых Президентом РФ, организует контроль за исполнением в округе решений федеральных органов власти, предоставляет регулярные доклады Президенту РФ о национальной безопасности, социальном, экономическом и политическом положении в федеральном округе.
2. Роль и функции Президента РФ в сфере формирования и реализации внешней политики РФ
Государственное управление – это форма деятельности государства по реализации исполнительной власти через систему исполнительно-распорядительных органов. Ей свойственен особый государственно-властный характер, определяющий особенности воздействия государства как субъекта управления, наделенного особыми полномочиями и средствами, на широкий круг общественных отношений, лежащих в плоскости интересов общества и государства.
Внешняя политика представляет собой общий курс страны в международных делах. С ее помощью определяются цели, задачи и направления, а также формы, способы и методы деятельности государства в сфере международных отношений. Как политико-правовая категория она выражает принципиальные основы того, как государство в лице уполномоченных исполнительных органов взаимодействует с мировыми державами и организациями за пределами государственных границ.
Конституция РФ выступает основным нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе, устанавливающим базис внешнеполитической деятельности страны. Из анализа ее положений можно сделать вывод, что главенствующим субъектом, осуществляющим внешнеполитическую функцию, является Президент Российской Федерации. Несмотря на то, что он не относится ни к одной из ветвей государственной власти, Президент играет важнейшую роль в формировании внешней политики страны, определяя систему, структуру и основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет меры по координации их действий, устранению разногласий в порядке согласительных процедур, выступает в роли Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и вводит режим военного положения в случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против России[4].
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ, глава государства определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях. Конкретизируя эти положения ст. 86 закрепляет за Президентом следующие полномочия во внешнеполитической сфере:
а) осуществление руководства внешней политикой РФ;
Президенту непосредственно подчинены все государственные органы, в чью компетенцию входит управление в сфере внешней политики (МИД РФ, а также ФСБ, СВР, Министерство Обороны РФ, Совет Безопасности РФ, Управление Президента по внешней политике (структурное подразделение Администрации Президента) и некоторые другие органы).
б) проведение переговоров и подписание международных договоров РФ;
Осуществляя представительскую функцию, Президент участвует в переговорах на различных уровнях, при этом формы таких переговоров, как показывает практика, различны – официальные визиты и мероприятия, рабочие встречи, телефонные разговоры и т.д. Подписание выступает формой выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора.
в) подписание ратификационных грамот;
В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года (ст. 16), подписание ратификационных грамот и обмен ими между договаривающимися государствами выражает согласие сторон на обязательность для них такого договора.
г) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
Эта важная в международной сфере процедура сопровождает начальный и конечный момент деятельности дипломатического представителя (как правило высшего ранга) в иностранном государстве, и символизирует факт взаимного признания двух государств и их готовность к полноценному дипломатическому диалогу и сотрудничеству.
Наряду с вышеперечисленными, Президент Российской Федерации наделен основным законом иными полномочиями, которые прямо или косвенно можно отнести к сфере иностранных дел и внешней политики: назначение дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83), решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища в России гражданам иностранных государств (ст. 89). Их осуществление является сложным многоступенчатым процессом, в котором глава государства взаимодействует с целым рядом иных органов различных уровней и компетенции.
Именно Президент посредством издания указов конкретизирует внешнеполитические интересы и задачи Российской Федерации, в частности, они определяются в Стратегии национальной безопасности РФ и Концепции внешней политики РФ.
Стратегия национальной безопасности выступает базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу[5]. На данный момент она утверждена указом Президента от 31 декабря 2015 года N 683.
Предшествующая редакция Стратегии была принята в 2009 году на срок до 2020 года, однако ввиду значительного изменения положения России на мировой арене, в частности обострения конфликта интересов России и США, был досрочно принят новый документ, уже без указания на период реализации.
Проводя сравнительный анализ двух указанных документов, можно сказать, что если в предыдущей редакции говорилось о планомерном вхождении РФ в мировое сообщество на равных правах в рамках процесса непрерывной глобализации, отказе страны от участия в гонке вооружений и вступления в конфронтацию, то нынешняя Стратегия носит более конкретизированный и при этом «оборонительный» характер, выступает с весьма резкой критикой в сторону стран Запада и их препятствованию в установлении многополярного мира, отмечает приверженность России назначенному политическому вектору, а также допускает возможность применения военной силы для отстаивания национальных интересов. Так, отмечается нестабильное состояние мировой экономики, особенно в условиях введения антироссийских ограничительных мер и возрастания степени влияния политических решений на экономические процессы, ведение противоборства в информационном пространстве, сохранение фактора силы в международных отношениях, распространение практики по вмешательству во внутренние дела суверенных государств и свержению легитимных политических режимов.