Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в условиях сильнейшего кризиса в истории России на первый план выходят проблемы неплатежей между субъектами экономических отношений, которые, возникая у отдельных предприятий, постепенно охватывают всю экономическую систему, образуя коллапс. Именно поэтому сильнейшее значение сегодня приобретают правильно сформированные государственными законодательными органами механизмы преодоления волны неплатежей и возвращение экономики в нормальное состояние. Такими механизмом является применение законодательства о несостоятельности организаций в случаях предусмотренных законом.
Ключевой фигурой федерального закона от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» является арбитражный управляющий. Именно правильно подобранный арбитражный управляющий является гарантом максимально эффективного устранения неплатежеспособного должника (ликвидации или финансового оздоровления). Поэтому определение статуса арбитражного управляющего, выраженного в совокупности прав и обязанностей и требований, предъявляемых к нему, является актуальной проблемой на сегодняшний день. Несмотря на актуальность проблемы, данный вопрос плохо изучен российскими специалистами.
Понятие арбитражных управляющих и требования к ним.
В соответствии со ст.2 Закона о банкротстве под арбитражными управляющими понимаются граждане Российской Федерации, являющиеся членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Причем данное требование признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ (см. постановление от 19 декабря 2005 г. № 12-П).
Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (см. также постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 366 Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов»).
В зависимости от процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве), арбитражные управляющие носят следующие названия:
1) временные управляющие - при проведении наблюдения;
2) административные управляющие - при проведении финансового оздоровления;
3) внешние управляющие - при проведении внешнего управления;
4) конкурсные управляющие - при проведении конкурсного производства.
Арбитражные управляющие признаются лицами, участвующие в деле о банкротстве (п.1 ст.34 Закона о банкротстве). Кандидатуры арбитражных управляющих предлагаются лицами, обратившимися в арбитражный суд с заявлениями о признании должника банкротом (самим должником, кредиторами, уполномоченными органами), а впоследствии - собранием кредиторов и утверждаются арбитражным судом с учетом представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям закона (ст.45 Закона о банкротстве).
При этом до тех пор, пока саморегулируемая организация арбитражных управляющих числится в реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ее члены могут утверждаться для проведения процедур банкротства (п.4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. N 88 «О некоторых вопросах, связанных с утверждением и отстранением арбитражных управляющих»).
До 1 января 2011 года арбитражные управляющие признавались индивидуальными предпринимателями. Однако в настоящее время они рассматриваются как занимающиеся частной практикой субъекты профессиональной деятельности, не являющиеся предпринимателями. Соответственно с этой даты прекращает действовать их обязанность по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (п.9 ст.4 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о несостоятельности (банкротстве) и не приводит к конфликту интересов (п.1 ст.20 Закона о банкротстве).
Необходимо различать требования к арбитражным управляющим, которые предъявляются:
- для их членства в саморегулируемых организациях (условия членства) и соответственно для получения статуса арбитражного управляющего;
- в целях утверждения в конкретном деле о банкротстве.
К числу условий членства арбитражных управляющих в саморегулируемых организациях относятся:
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие определенного стажа работы на руководящих должностях или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве);
- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
- наличие договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным ст.24.1 Закона о банкротстве требованиям, в частности он должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок, а минимальный размер страховой суммы составляет три миллиона рублей в год;
- внесение установленных саморегулируемой организацией взносов (п. п. 2 и 3 ст.20).
Требования к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих установлены ст.ст. 21 - 23.1, 25.1, 26.1 Закона о банкротстве. При этом арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п.1 ст.20 Закона о банкротстве).
Арбитражным судом не могут быть утверждены арбитражные управляющие, которые:
- являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
- полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;
- сами являются должниками в деле о несостоятельности (банкротстве);
- дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;
- не имеют заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о несостоятельности (банкротстве). В частности в течение десяти дней с даты утверждения арбитражным судом, внешнего управляющего и конкурсного управляющего они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве (за исключением дела о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает сто миллионов рублей). Размер страховой суммы по указанному договору определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника;
- не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего (п.2 ст.20.2 Закона о банкротстве).
Исключение составляют случаи несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, включенных в систему страхования вкладов граждан, когда конкурсным управляющим назначается государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо. На Агентство по страхованию вкладов требования о членстве в саморегулируемой организации и об обязательном страховании ответственности не распространяются.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве). Это связано с тем, что, как отмечал Конституционный Суд РФ, «процедуры банкротства носят публично-правовой характер, они предполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, а потому, вследствие невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется по другим, отличным от искового производства, принципам. В силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.
Достижение этой публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий» (абз.1 и 2 п.3 мотивировочной части постановления от 19 декабря 2005 г. N 12-П).
Общие права и обязанности арбитражных управляющих в деле о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со ст.20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:
- созывать собрание кредиторов;
- созывать комитет кредиторов (см. также постановление Правительства РФ от 06 февраля 2004 г. N 56 «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов»);
- обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- получать вознаграждение в фиксируемых размерах и в порядке, которые установлены ст.20.6 Закона о банкротстве. Разъяснения по применению этой статьи содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. N 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве»;
- привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами. Размер и порядок оплаты таких лиц установлен ст.20.7 Закона о банкротстве. Разъяснения по поводу оплаты услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве»;
- запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. При этом физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы;
- подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве реестродержатель, аудиторская организация (аудитор), оценщик и организатор торгов не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности (см. также постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»);
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (см. также постановление Правительства РФ от 09 июля 2004 г. N 345 «Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»);
- предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;