Файл: Носители документов, их развитие (Древнейшие материалы для письма.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
Введение
В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве. Документы и документная информация лежат в основе управленческих решений и являются их материальным воплощением, обеспечивают юридической силой и тем самым способствуют их исполнению. В свою очередь, документы обязательно фиксируются на каком-либо материальном носителе. Актуальность этой темы заключается в том, что уже не одно тысячелетие понятие «информация» неразрывно связано с понятием «материальный носитель». Информация, содержащаяся в документе, обязательно закреплена на каком-то специальном материале (бумага, кино-, видео-, аудио-, фотопленка и т. п.), имеющем определенную форму носителя (лента, лист, карточка, барабан, диск и т. п.). В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление каких-либо сведений. Информация "закрепляется" на материальном носителе или даже "привязывается" к нему и тем самым обособляется от создателя информации. В природе естественным носителем информации является человеческая память. И все же с давних лет человек пользуется посторонними подсобными средствами для хранения информации, которые в начале были самыми примитивными (камнями, ветками, перьями, бусами). Историческими вехами на пути развития средств хранения информации явились создание письменности, изобретение сначала папируса, потом – пергамента и бумаги, а затем и книгопечатания. Такие основанные на использовании этих открытий носители информации, как книги, деловые бумаги, газеты и журналы, остаются актуальными и в наши дни. Кроме них, в XIX – XX веках появились новые носители информации: фотографии, кинопленки, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски, гибкие магнитные диски, электронные микросхемы и многое-многое другое. В библиотеках и служебных кабинетах, вычислительных центрах и банках данных скапливается информация, хранящаяся на носителях данных. Требования к хранению, равно как и объем хранимой информации с развитием человечества только увеличивается, а точное время, когда информация обесценится, как правило, не известна.
Исторические аспекты материальных носителей информации:
Древнейшие материалы для письма.
Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т. д. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии -- медные пластины, в Древнем Китае -- бронзовые вазы, шелк. Наиболее важную информацию человек всегда пытался запечатлеть на материале, гарантирующем ее сохранность. Древнейшие записи человечества сохранились на камне. На камнях встречаются записи астрономических наблюдений, летописи сражений и даже медицинские рецепты. Стены древнейших египетских пирамид внутри покрыты высеченными или нарисованными красной краской иероглифами с рассказами о деяниях фараонов.
Массовым материалом для письма в Передней Азии стала глина. В развалинах храма древнего шумерского города Ниппур (современный Ирак) археологи нашли огромный архив, в котором насчитывалось более ста тысяч глиняных документов. Это были главным образом записи о покупке и продаже животных, отчеты о постройке и ремонте домов, реестры расходов и доходов храма. Архив занимал 80 комнат.
Документы и книги создавались так: металлической палочкой писец выдавливал на мягких глиняных плитках клинописные значки. Чаше всего их сушили на солнце, иногда для большей прочности и сохранности обжигали. Глина была доступным для каждого материалом для письма, однако глиняные документы были очень тяжелые. Известны десятки рукописных книг религиозного содержания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.
Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус - писчий материал, своеобразный прообраз современной бумаги В качестве материального носителя информации папирус наиболее широко использовался на территории Древнего Египта. Его изобретение относят к ХХХ веку до н.э., еще в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с появлением письменности. Для изготовления папируса использовалось одноименное водно-болотное растение «Cyperus papyrus». Его стебли очищали от коры, а рыхлую сердцевину папируса, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывались на гладкую поверхность. Поперек, под прямым углом, клался еще один слой полосок, затем будущий лист папируса помещали под пресс (чаще всего им служил тяжелый гладкий камень), а потом оставляли под палящим солнцем и выглаживали. Всего различалось до 9 сортов папируса.
Недостатками папируса были большая гигроскопичность и ломкость. Больше двухсот лет свитки не хранились - большинство дошедших до нас папирусных документов сохранились только благодаря уникальному климату Египта.
Самым известным материалом животного происхождения, изготавливавшимся для целей письма, был пергамент - материал из недубленой сыромятной кожи животных . Он был изобретен примерно в III веке до н.э.
Бумажные носители информации
Настоящая революция в документировании произошла в результате появления бумаги - в наибольшей степени универсального материального носителя. Изобретение бумаги, согласно первым упоминаниям, относится ко II веку до н.э., на территории Древнего Китая. Китай славился своей сложной системой бюрократического управления, требовавшей от чиновников постоянной отчетности. Поэтому там всегда ощущалась потребность в недорогом и компактном материале для письма. До изобретения бумаги в Китае писали на бамбуковых дощечках и шелке. Но бамбук был очень громоздким и тяжелым. На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов, легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая «книга». Для перевозки некоторых сочинений зачастую требовалась целая телега. Дешевый, практичный и универсальный материал для письма был изобретен китайским сановником Цай Лунем в 105 году н.э. Он растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпье и пеньку, затем смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму из деревянной рамы и бамбукового сита. После сушки на солнце, Цай Лунь разгладил эту массу с помощью камней, и в результате получил прочные листы бумаги. В дальнейшем, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться - для повышения прочности стали добавлять крахмал, клей, естественные красители.
Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секреты производства бумаги. За их разглашение виновным грозила смертная казнь. Лишь в начале VII века эти секреты были вывезены за пределы страны - в Корею и Японию
Бумагу местного производства называли «тряпичной», так как делали ее из переработанного льняного тряпья. Его промывали, проваривали с содой, едким натрием или известью, сильно разбавляли водой и размалывали. Затем жидкую массу черпали специальной прямоугольной формой с прикрепленной к ней сеткой. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами грубого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду и просушивали. Металлические нити сетки оставляли на бумаге следы, видимые на просвет, поскольку бумажная масса в местах ее соприкосновения с проволокой была менее плотной.
Тряпичная бумага ручной выработки выпускалась примерно до конца XVIII века. Бумажное производство совершенствовалось и постепенно механизировалось. В 1670 году в Голландии был изобретен ролл - механизм для размалывания и измельчения волокон.
Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного производства стало изготовление бумаги из древесины (из древесной целлюлозы, а затем из древесной массы). Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 году. С этого времени древесное сырье становится основным в бумажной промышленности. В последующие века бумага получила во всем мире широчайшее распространение, постепенно завоевывая все новые и новые сферы применения.
Механические носители информации.
Начиная с XIX столетия, в связи с изобретением технотронных способов и средств документирования, широкое распространение получили многие принципиально новые носители документированной информации. Исторически первыми из них были фотографические носители, появившиеся в первой половине XIX века.
В 1816 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс получил на бумаге, покрытой светочувствительным составом, мутное, едва заметное изображение, а в 1926 году - изображение предмета на оловянной пластине, покрытой смесью светочувствительного асфальта. Изобретателем же фотографии считается француз Луи-Жак Манде Дагер, который в 1839 году продемонстрировал свое открытие в Парижской Академии наук. Он показал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами йода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенес пластину в темную комнату и какое-то время держал ее над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали, как в светах, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия. Вскоре в продаже появились наборы для фотографирования по способу Дагера, несмотря на высокую цену, они были раскуплены в короткий срок. Однако в скором времени публика почувствовала охлаждение к этому изобретению. Дагеротипия, хотя и давала хорошие результаты, требовала огромного труда и немалого терпения. Тщательная подготовка пластины, долгое и неподвижное положение модели в процессе фотографирования, утомительный процесс проявления фотографии отпугивали массового потребителя. Поэтому возникли опыты с фотобумагой - бумагой, пропитанной светочувствительным составом.
1850 году французский фотограф Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Это послужило толчком для появления разнообразных документов, циркулирующих в обществе и удостоверяющих личность. Фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. Однако, несмотря на наличие фотобумаги и пластинок вскоре возникла необходимость в принципиально новом материале. В 1877 году фотограф Леон Варнерке изобрел роликовый фотоаппарат, в котором прокручивалась бумажная лента, покрытая бромосеребряной коллоидной эмульсией. Но грубая, непрозрачная и легко рвущаяся бумага плохо подходила для подобного аппарата. В 1889 году американский фотограф и бизнесмен Джордж Истмэн придумал заменить бумажную ленту целлулоидом - одним из первых видов пластмасс, изобретенным в 1868 году братьями Хайетами. Целлулоид был гибок, прозрачен, долговечен и не подвержен действию разрушающих химикалий, используемых в фотографии. Истмэн сконструировал простой и недорогой фотоаппарат для новой пленки, названный им «Кодак». Позже организованная фирма получила аналогичное название. Новшество завоевало огромный успех у публики, и к 1902 году почти 90 % пленки в мире производилось фирмой «Кодак». Цветная же фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зеленым и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.
А в 1935 году фирма «Кодак» разработала и выпустила цветную фотографию на трехслойных пластинах. Несмотря на быстро распространявшуюся пленочную технологию, пластины применялись еще долго. Только с середины XX века пленка победила окончательно и употреблялась почти безраздельно - до 1989 года, когда компания «Sony» представила мировой общественности первый цифровой фотоаппарат. По размерам фотопленки выпускались плоскими форматными, катушечными неперфорированными и катушечными перфорированными. Плоские форматные пленки имели тот же формат, что и пластинки, их применяли в пластиночных фотоаппаратах.
Первые попытки получить на экране движущиеся изображения предметов относят к 1870 году. Применяемая техника была очень примитивна: фотографировали несколько положений движущегося предмета, из этих фотографий изготовляли диапозитивы и вставляли в одну общую рамку, которую рывками быстро протягивали через проекционный фонарь. Быстрая смена на экране фотоснимков, отличающихся друг от друга незначительными изменениями положений движущегося предмета, создавала впечатление движения. Американский изобретатель Томас Эдисон изобрел простейший грейферный механизм для прерывистого передвижения, и в 1893 году создал кинетоскоп. Этот прибор представлял собой ящик с окуляром, через который смотрел зритель. В окуляр было видно матовое стекло, на которое снизу проецировалось заснятое на пленку изображение. В 1895 французский изобретатель Луи Жан Люмьер при участии своего брата Огюста Люмьера создал свой киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий», использующий 35 мм. перфорированную целлулоидную пленку и пригодный для массового использования. Аппарат был запатентован и получил название «кинематограф». Первые фильмы были документальными и представляли сбой хроникальный репортаж привычных бытовых событий: танцев, выхода рабочих с фабрики, прибытия поезда, кузнецов за работой, морского купания, кормления младенца, но, несмотря на кажущуюся простоту уже тогда определили основные качества и преимущества кинодокументов. Они обеспечивали наглядность и высокую оперативность информации. Наглядность обуславливалась динамическим показом изобразительной информации, а оперативность заключалась в возможности подачи значительного количества информации за короткий промежуток времени. Также весомым достоинством было возможность демонстрирования в большой (нескольких сотен и более зрителей) аудитории. Используемым носителем информации в основном была кинопленка. Кинопленка являлась фотографическим материалом на гибкой прозрачной подложке, имеющей с одной или обоих краев отверстия - перфорации. Исторически первые светочувствительные ленточные носители были на бумажной основе. Использовавшаяся на первых порах нитратцеллюлозная лента представляла собой очень горючий материал. Однако уже в 1897 году немецким ученым Вебером была изготовлена пленка с негорючей основой из триацетата целлюлозы, получившая широкое распространение. Впоследствии подложка стала изготавливаться из полиэтилентерефталата и других эластичных полимерных материалов.
Черно-белая фотографическая пленка шириной 16 мм. и 35 мм. выступала в качестве наиболее распространенного носителя для изготовления микрофильмов. Микрофильм представлял собой микроформу на рулонной светочувствительной пленке с последовательным расположением кадров в один или два ряда. Основными типами микрофильмов являлись микрофильмы рулонные и в отрезке. Микрофильмы в отрезке - это часть рулонной пленки длиной не менее 230 мм., на которой размещается до нескольких десятков кадров
Магнитные носители информации
На рубеже XIX - XX веков возникли первые предпосылки к появлению кардинально нового носителя информации - магнитного носителя. В 1887 году американским инженером Оберлином Смитом были сформулированы первые идеи об использовании явлений магнетизма. Он предложил использовать хлопковую или шелковую нить с прочно закрепленными кусочками стальной проволоки. Запись и воспроизведение осуществлялись в процессе прохождения нити через индукционную катушку. Такой аппарат увеличил бы громкость записи, так как в записи не присутствовали бы шумы механической природы (шум иглы, скребущей по поверхности носителя). Эта схема была реализована в 1889 году датским инженером Вольдемаром Паульсеном в виде аппарата для воспроизведения звука, который он назвал телеграфоном. В 1928 году, когда немецкий инженер Фриц Пфлеймер, после ряда экспериментов с различными материалами, разработал технологию нанесения слоя порошкового железа на бумажную ленту. Бумажная лента хорошо намагничивалась и размагничивалась, ее можно было обрезать и склеивать, причем место склейки на слух практически не отличалось от целых кусков. Впоследствии бумажную ленту заменили пластиковой - из ацетилцеллюлозы, более прочной, эластичной и невоспламеняемой. На ленту напыляли ферромагнитный порошок (оксид железа), предварительно смешанный со связующим веществом (например, нитролаком). Впервые такую ленту начала выпускать в 1935 году немецкая компания «AEG». Магнитофонная пленка произвела переворот в магнитной звукозаписи. Она была легкой, компактной, хорошо сохраняла намагничивание, и позволила в несколько десятков раз сократить скорость протягивания ленты - до 72 см/с. На такой пленке можно было записывать гораздо более длинное произведение, чем на проволоке
Современные материальные носители информации:
Бумажные носители информации.
Важнейшим материальным носителем информации по-прежнему пока остается бумага. На отечественном рынке в настоящее время имеются сотни различных видов бумаги и изделий из нее. Бумага характеризуется определенными свойствами, которые необходимо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких важнейших свойств и показателей относятся: ) композиционный состав, то есть состав и род волокон (целлюлоза, древесная масса, льнопеньковые, хлопковые и другие волокна), их процентное соотношение, степень размола. Для технического документирования используется высокосортная белая чертежная ватманская бумага, которая производится на основе механически обработанного тряпья. Для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других важных финансовых документов используется документная бумага, устойчивая к механическим воздействиям. Она изготавливается на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, зачастую с водяными знаками. Современные водяные знаки представляют собой различные полутоновые или штриховые геометрические узоры, рисунки, надписи, которые можно увидеть на просвет, или при разглядывании бумаги под различными углами. Водяные знаки могут занимать всю площадь бумаги (в виде регулярных узоров - решеток, линий), но могут размещаться в строго определенных местах, представляя сбой локальные водяные знаки. В состав документной бумаги могут вводиться специальные защитные волокна различной длины и цветов. Эти волокна бывают видимыми в обычном свете или только при освещении ультрафиолетовыми лучами. С целью защиты включают также полимерные полоски или нити, которые могут выходить на поверхность бумаги или внедряться в нее. В России производство бумаги с защитными свойствами подлежит обязательному лицензированию. Выпускается она в основном на фабриках «Госзнака» и делится по своему назначению на три группы: ) бумага, изготавливаемая для государственных организаций , для государственных и корпоративных ценных бумаг , фирменная бумага для широкого потребителя с водяными знаками, изготовленными по заявке заказчика.
В управленческой деятельности чаще всего используются форматы А3, А4, А5 и А6. Форматы В-серии используются в тех случаях, когда А-серия не имеет подходящего формата. Формат В-серии является средним геометрическим между форматами Аn и А(n+1). Форматы С-серии стандартизуют конверты. Формат С-серии является средним геометрическим между форматами «А» и «В» с одним и тем же номером. Например, документ на листе А4 хорошо укладывается в конверт формата С4. Бумага толщиной свыше 0,5 мм. и массой 1 м² более 250 г. называется картоном. Картон может быть однослойным и многослойным. В делопроизводстве он используется, в частности, для изготовления обложек первичных комплексов документов, регистрационных карточек. С 1950 годов велись разработки производства бумаги с применением полимерной пленки и синтетических волокна, в результате чего появилась принципиально новая, синтетическая бумага, бумага-пластикат. Она отличается повышенной прочностью, стойкостью к химическим воздействиям, термостойкостью, долговечностью, высокой эластичностью и другими ценными качествами. В частности, бумага из синтетических волокон в 5 раз прочнее на раздирание и в 10 раз - на разрыв, нежели обыкновенная писчая бумага из целлюлозы, синтетическая бумага устойчива к сырости и воде. Всего же в настоящее время выпускается более 800 различных видов бумаги, картона и изделий из них. Причем стремительное развитие безбумажных технологий не приводит к сокращению объемов печатной бумаги, и она по-прежнему остается важнейшим материальным носителем документированной информации