Файл: Предпринимательская фирма и её виды (Понятие предпринимательская фирма).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В Гражданском кодексе России содержится обширный перечень различных типов юридических лиц - организационно-правовых форм предпринимательства.
Заметим, что ни Гражданский кодекс, ни другие нормативные и законодательные документы не содержат универсального понятия, которое следовало бы применить к разнообразным типам юридических лиц, способных выступать в качестве субъектов предпринимательского бизнеса. Рассмотрим предпринимательскую фирму.
Понятия фирма и предпринимательская фирма, так же, как понятие компания широко распространены в англоязычных странах с рыночной экономикой и благодаря использованию английского языка в качестве универсального средства международных речевых коммуникаций проникли в деловой лексикон в иноязычных странах. Эти понятия определяют, как правило, официальный статус предпринимателя, который позволяет ему быть полноправным участником предпринимательских деловых отношений, осуществлять права субъекта бизнеса и нести обязанности перед другими субъектами бизнеса.
В русском языке и термин предпринимательская фирма, и производные от него фирменный стиль, фирменное наименование, фирменный продукт, фирменный дизайн являются традиционными элементами разговорного обихода.
Вместе с тем понятие предпринимательской фирмы не содержится в современных российских нормативно-правовых документах (в отличие от фирменного наименования), как, кстати, и такие термины, как бизнес, субъект бизнеса или предпринимательский бизнес. Не содержится в них, правда, и запрета на использование упомянутых понятий, и, как мы уже отмечали, - альтернативных определений.
Таким образом, хотя применяемые в России правовые документы не содержат толкования понятия предпринимательская фирма, закон не запрещает использование его для определения совокупности типов юридических лиц, обладающих правом на участие в предпринимательском бизнесе.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство способствует развитию конкуренции и «маркетизации» экономики, усилению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый, творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Фирма – это организация, имеющая статус юридического лица, имущественно обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производственную, коммерческую или иную деятельность с целью получения прибыли.
В России деятельность фирм регламентируется различными нормами права, содержащимися в законодательных документах.
Законодательные документы, регламентирующие деятельность фирм в России:
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «Об акционерных обществах»
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
- Федеральный закон «Об обществах с дополнительной ответственностью»
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
- Федеральный закон «Об общественных объединениях»
- Федеральный закон «О производственных кооперативах»
- Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан»
- Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах»
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях»
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Предпринимательская фирма — это самостоятельный субъект бизнеса. Ее самостоятельность проявляется в сферах производства и расходования ресурсов, посреднической деятельности, распоряжения продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Каждая предпринимательская фирма имеет право самостоятельно вести предпринимательскую деятельность; отстаивать свои деловые интересы; может обладать имуществом, как правило, обособленным от имущества ее участников; внутренним организационным единством и внутренней управляемостью.
2. Виды предпринимательских фирм
В рыночной экономике действует огромное множество предприятий, отличающихся размером, отраслевой принадлежностью, особенностями ведения бизнеса, организационно-правовой формой и многим другим.
Одна из наиболее распространенных классификаций организаций, закрепленная законодательно, предполагает деление юридических лиц по организационно-правовой форме предприятий (для России):
- Коммерческие организации:
- товарищества (полные и на вере – коммандитные);
- общества (ранее: ООО, ОДО, ЗАО и ОАО; а с 1 сентября 2014 года – публичные общества и непубличные общества);
- унитарные предприятия (федеральные – ФГУП, муниципальные – МУП, государственные – ГУП);
- производственные кооперативы (артели).
- Некоммерческие организации:
- потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.д.);
- общественные организации (политические партии, профсоюзы, общественные движения);
- ассоциации или союзы (саморегулируемые организации, адвокатские палаты и пр.);
- товарищества собственников недвижимости (ТСЖ); фонды (общественные, благотворительные);
- учреждения (ВУЗы. государственные школы, министерства);
- религиозные организации;
- автономные некоммерческие организации;
- публично-правовые компании;
- общины коренных малочисленных народов РФ;
- казачьи общества.
Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года, № 99-ФЗ.
Кроме того, возможны и другие классификации предприятии:
- По форме собственности:
- частные;
- государственные;
- смешанные (например, частью акций публичной компании владеет государство, а остальными – частные лица, как в случае Сбербанка России и Газпрома);
- находящиеся в собственности общественных организаций.
- По размерам (деление условное):
- малые предприятия (например, с численностью работников до 100 человек);
- средние предприятия (от 100 до 1000 работников);
- крупные предприятия (свыше 1000 работников).
- По целям деятельности:
- коммерческие организации;
- некоммерческие организации.
- По отраслевой принадлежности:
- предприятия капиталоемких отраслей (машиностроение, добывающая промышленность);
- предприятия трудоемких отраслей (сфера услуг);
- предприятия материалоемких отраслей (пищевая промышленность);
- предприятия наукоемких отраслей (компании сферы IT, микробиологическая промышленность, аэрокосмическое производство).
- По уровню конкурентоспособности:
- неконкурентоспособные предприятия;
- предприятия конкурентоспособные на местных рынках;
- предприятия конкурентоспособные на мировых рынках.
3. Как выглядит современная фирма
Современная фирма - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня.
Главное в нынешней фирме - ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально- техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива.
Фирма влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель», «Тойота», «Грюндиг», «АйБиЭм», «Форд» - олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.
В современном мире в легальной экономике насчитывается около 50 млн. фирм - разнообразных предпринимательских структур, 99% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует в США, около 16 млн. - в странах ЕС, свыше 7 млн. - в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в ЕС. Конечно, фирма фирме рознь. 20 млн. мельчайших и мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие создается для производства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.
Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально-психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.