Файл: Предпринимательская фирма и её виды (Понятие предпринимательская фирма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В Гражданском кодексе России содержится обширный перечень различных типов юридических лиц - организационно-правовых форм предпринимательства.

Заметим, что ни Гражданский кодекс, ни другие нормативные и законодательные документы не содержат универсального понятия, которое следовало бы применить к разнообразным типам юридических лиц, способных выступать в качестве субъектов предпринимательского бизнеса. Рассмотрим предпринимательскую фирму.

Понятия фирма и предпринимательская фирма, так же, как понятие компания широко распространены в англоязычных странах с рыночной экономикой и благодаря использованию английского языка в качестве универсального средства международных речевых коммуникаций проникли в деловой лексикон в иноязычных странах. Эти понятия определяют, как правило, официальный статус предпринимателя, который позволяет ему быть полноправным участником предпринимательских деловых отношений, осуществлять права субъекта бизнеса и нести обязанности перед другими субъектами бизнеса.

В русском языке и термин предпринимательская фирма, и производные от него фирменный стиль, фирменное наименование, фирменный продукт, фирменный дизайн являются традиционными элементами разговорного обихода.

Вместе с тем понятие предпринимательской фирмы не содержится в современных российских нормативно-правовых документах (в отличие от фирменного наименования), как, кстати, и такие термины, как бизнес, субъект бизнеса или предпринимательский бизнес. Не содержится в них, правда, и запрета на использование упомянутых понятий, и, как мы уже отмечали, - альтернативных определений.

Таким образом, хотя применяемые в России правовые документы не содержат толкования понятия предпринимательская фирма, закон не запрещает использование его для определения совокупности типов юридических лиц, обладающих правом на участие в предпринимательском бизнесе.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство способствует развитию конкуренции и «маркетизации» экономики, усилению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый, творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.


  1. Понятие предпринимательская фирма

Фирма – это организация, имеющая статус юридического лица, имущественно обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производственную, коммерческую или иную деятельность с целью получения прибыли.

В России деятельность фирм регламентируется различными нормами права, содержащимися в законодательных документах.

Законодательные документы, регламентирующие деятельность фирм в России:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах»
  3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  4. Федеральный закон «Об обществах с дополнительной ответственностью»
  5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
  6. Федеральный закон «Об общественных объединениях»
  7. Федеральный закон «О производственных кооперативах»
  8. Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан»
  9. Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах»
  10. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
  11. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
  12. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях»
  13. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Предпринимательская фирма — это самостоятельный субъект бизнеса. Ее самостоятельность проявляется в сферах производства и расходования ресурсов, посреднической деятельности, распоряжения продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Каждая предпринимательская фирма имеет право самостоятельно вести предпринимательскую деятельность; отстаивать свои деловые интересы; может обладать имуществом, как правило, обособленным от имущества ее участников; внутренним организационным единством и внутренней управляемостью.

2. Виды предпринимательских фирм

В рыночной экономике действует огромное множество предприятий, отличающихся размером, отраслевой принадлежностью, особенностями ведения бизнеса, организационно-правовой формой и многим другим.

Одна из наиболее распространенных классификаций организаций, закрепленная законодательно, предполагает деление юридических лиц по организационно-правовой форме предприятий (для России):


  1. Коммерческие организации:
  • товарищества (полные и на вере – коммандитные);
  • общества (ранее: ООО, ОДО, ЗАО и ОАО; а с 1 сентября 2014 года – публичные общества и непубличные общества);
  • унитарные предприятия (федеральные – ФГУП, муниципальные – МУП, государственные – ГУП);
  • производственные кооперативы (артели).
  1. Некоммерческие организации:
  • потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.д.);
  • общественные организации (политические партии, профсоюзы, общественные движения);
  • ассоциации или союзы (саморегулируемые организации, адвокатские палаты и пр.);
  • товарищества собственников недвижимости (ТСЖ); фонды (общественные, благотворительные);
  • учреждения (ВУЗы. государственные школы, министерства);
  • религиозные организации;
  • автономные некоммерческие организации;
  • публично-правовые компании;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • казачьи общества.

Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года, № 99-ФЗ.

Кроме того, возможны и другие классификации предприятии:

  1. По форме собственности:
  • частные;
  • государственные;
  • смешанные (например, частью акций публичной компании владеет государство, а остальными – частные лица, как в случае Сбербанка России и Газпрома);
  • находящиеся в собственности общественных организаций.
  1. По размерам (деление условное):
  • малые предприятия (например, с численностью работников до 100 человек);
  • средние предприятия (от 100 до 1000 работников);
  • крупные предприятия (свыше 1000 работников).
  1. По целям деятельности:
  • коммерческие организации;
  • некоммерческие организации.
  1. По отраслевой принадлежности:
  • предприятия капиталоемких отраслей (машиностроение, добывающая промышленность);
  • предприятия трудоемких отраслей (сфера услуг);
  • предприятия материалоемких отраслей (пищевая промышленность);
  • предприятия наукоемких отраслей (компании сферы IT, микробиологическая промышленность, аэрокосмическое производство).
  1. По уровню конкурентоспособности:
  • неконкурентоспособные предприятия;
  • предприятия конкурентоспособные на местных рынках;
  • предприятия конкурентоспособные на мировых рынках.

3. Как выглядит современная фирма

Современная фирма - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня.


Главное в нынешней фирме - ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально- техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива.

Фирма влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель», «Тойота», «Грюндиг», «АйБиЭм», «Форд» - олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

В современном мире в легальной экономике насчитывается около 50 млн. фирм - разнообразных предпринимательских структур, 99% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует в США, около 16 млн. - в странах ЕС, свыше 7 млн. - в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в ЕС. Конечно, фирма фирме рознь. 20 млн. мельчайших и мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятие создается для производства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально-психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.