Файл: Отличительные особенности этрусского искусства и его проявления в заимствованиях римлян.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Паломничества и крестовые походы XI--XIII вв. сыграли определенную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но и культуры и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и свои традиции, тем самым создавая фундамент для единого стиля при сохранении местных особенностей.

В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом -- камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы -- редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора -- главная башня донжон: нижний этаж ее служил кладовыми, второй -- жильем владельца, третий -- помещением для слуг и охраны, подземелье -- тюрьмой, крыша -- для дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла; масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.

XI--XIII века--время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Споры в области теологии в XI--XII вв. (номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход, и т. д.),-- все это привело к тому, что, как требовала церковь, искусство стремились сделать не только «евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения.


Отсюда новые сюжеты: обязательный «Страшный суд», апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа («Страсти Христовы»), жития святых -- мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла -- аспиды и василиски, например). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы -- удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Type, X--XI вв.).

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в.) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов -- живость и яркость рассказа. По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Подобный ковер даже дошел до нас это ковер из собора в Байе, 70 м длиной и 0,5 м шириной, с изображением завоевания Англии норманнами в 1066 г. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г. Лимож).


В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где размещалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленными изображениями в манускриптах Х--XI вв. были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Отгона III», около 1000 г., Мюнхенская библиотека). Расцвет трирской школы падает на XI--XII вв. Для миниатюр трирской школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита («Регистр св. Григория», Трир). Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Лучшие произведения кельнской школы были созданы в XII в., когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова.

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в средние века связь с Древним Римом.

Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью сказывалась не в простой «цитации» античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты -- в итальянской пластике и живописи. Раннее зарождение в итальянском средневековье элементов гуманистического мировоззрения привело к новой эпохе -- Ренессансу.

В романский период средневековой истории в Италии в силу ее раздробленности было несколько локальных художественных школ. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (например, церковь в Палермо). Венецианская школа -- одна из ведущих в этот период средневековья. Она так же тесно связана с Византией, как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Собор св. Марка строился в 1063--1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался в XII, XIII и вплоть до XVII в. В плане собора, возведенного по византийской крестово-купольной системе, четко читается равноконечный греческий крест. Интерьер собора сохранил облик XI в. и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой.

Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.). Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду нередко аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке фасадов используется мрамор, в Тоскане --даже многоцветный, как, например, на фасаде флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец XI --начало XIII в.). Жизнерадостные, без тени привычной суровости церкви


В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживаются воздействие византийского искусства и прочные раннехристианские традиции. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская. Если мозаики в Чефалу (1148--1189) были исполнены еще греческими мастерами, то в Палатинской капелле 1154--1166 гг. это местные итальянские живописцы.

В романском зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн: Реконкисты, усобиц между феодалами, ожесточенных религиозных битв. Поэтому испанские сооружения этого периода всегда имеют крепостной характер, особенно в Кастилии, города которой одни из первых отвоевали независимость от арабов и по мере освобождения торопились на этих землях построить оборонительные сооружения. (Само слово «Кастилия» произошло от castillo -- крепость.) Примером может служить дворец Алькасар в Сеговии (IX в., перестроен в XVI в.). Большое влияние на испанское искусство оказала Франция. Знаменитая церковь Сант Яго де Компостелла (1078--1128) представляет тот тип базилики, который сходен с типом церкви Сен Сернен в Тулузе. Встречаются и центрические постройки, например двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии (1208).

В монументальной скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, особенно тех сооружений, которые воздвигались в освобожденных от арабов областях (и, заметим, часто с использованием самих арабов в качестве зодчих или строительных мастеров), можно наблюдать много ориентализмов. Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации: не следует забывать, что церковь всегда играла огромную роль в жизни испанцев и война с арабами происходила под религиозными лозунгами («Портик славы» церкви Сант Яго де Компостелла).

Во фресковой живописи, всегда аскетичной по образу, господствует линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но звучная и часто изысканная цветовая гамма. Цвет условный, подчеркивает неземное, сверхчувственное начало (росписи церкви Сан Клементе де Тауль, капеллы Сан Исидро в Леоне и т. д.). С XII в. появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании с рельефными изображениями, так называемые фронталес --прообразы будущих ретабло.

Заимствования римлян у этрусков.

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией. Самоназвание этрусков – «расена», их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» Тита Ливия, который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает о подвигах лихих всадников древней Этрурии. Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи лидийский город Сарды сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.


«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень ТАРХ — tarch очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – Союз 12 этрусских городов. Имена с корнем tarch давали богам или царям Скифии, Причерноморья и Малой Азии. Женщины этрусков занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. В Минойской культуре острова Крит, как и в Этрурии, женщины присутствуют на пиру рядом с мужьями, возлежат рядом с хозяином дома за пиршественным столом, предаваясь веселью, присутствуют на спектаклях, спортивных играх и театральных представлениях с музыкой, песнями и игрой на двойной флейте. Рим никогда не скрывали своего восхищения перед этрусскими флейтистами и фанфарным звучанием этрусских труб. В V веке до н. э. этрусские женщины заплетают волосы в косу, уложенную на голове золотой короной.

Римская тога (лат. toga — покрывало) — большой кусок шерстяной ткани с пурпурной каймой ведёт свою историю от украшенного орнаментом этрусского плаща — tebennos, который украшали вышивкой или окрашивали кайму в яркий цвет; а также конический головной убор этрусков-аристократов тутулос — «tutulus» — «высокая тулья», а шляпы с широкими полями носили слуги и рабы.

Жизнь семей этрусских аристократов представляла собой карусель роскоши и удовольствий. «Дважды в день, – пишет Диодор Сицилийский (V, 40), – накрываются изобильные столы, и в ход идёт все связанное с избыточной роскошью – цветы, платья и многочисленные серебряные кубки…» Этрусские женщины не были домашними затворницами, как в Греции.

Этруски владели искусством фармацевтики и медицины, и преуспели в приготовлении любовных напитков и разбирались в лекарственных травах, в косметических средствах и красках. Согласно легенде, сыновья колдуньи Цирцеи, опытной в искусстве приготовления зелий, стали этрусскими князьями. Этруски, безусловно, были предшественниками римлян в медицинском применении термальных вод и минеральных источников.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром. Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.