Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних развивается под воздействием тех же причин, что и преступность в целом, но в то же время имеет некоторые особенности.
Несовершеннолетние чаще всего совершают преступления вследствие следующих причин: под влиянием отрицательного примера родителей и других членов семьи (30-40% преступлений); подстрекательства со стороны взрослых преступников (30% случаев); отсутствие у родителей возможности материально обеспечивать реально необходимые потребности детей; длительное отсутствие определенных занятий, работы, учебы; пропаганда в СМИ, литературе стандартов антиобщественного поведения (культ насилия, жестокости, наркотиков, порнографии).
Вместе с этими причинами на формирование преступного поведения влияют некоторые условия, в виде воздействия со стороны общества: безнадзорности как отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений за связями и временем несовершеннолетних (более 90% случаев преступлений); низкий уровень работы школы и других учреждений; отсутствие системы трудоустройства подростков; отсутствие сети детского и подросткового досуга; увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.
В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать деньги” и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов.
В этих семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. И как прямое следствие этого - стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.
Еще более разрушительное воздействие на состояние соматического и психологического здоровья молодого человека оказывают наркотические и другие сильнодействующие, одурманивающие вещества. Произошло снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 11-13 лет. Среди подростков формируется субкультура предпочтения наркотиков и токсических средств традиционному ранее потреблению алкоголя.
Одно из негативных проявлений экономического кризиса - сокращение рабочих мест. Это привело к уменьшению возможностей устройства на работу подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.
В криминологической литературе встречается точка зрения о влиянии средств массовой информации (СМИ), а, прежде всего телевидения и кино в культивировании среди молодежи "преступной идеологии". В связи с этим отмечается, что идет нагнетание страха перед преступностью на фоне информации полной ужасов, зачастую далекой от реальной действительности. Не меньший вред СМИ причиняют, когда через них идет романтизация преступной жизни и морали. Это приводит к тому, что среди молодежи и подростков, негативное социальное поведение приобретает привлекательность. Появляются мнения о возможности "союзнических" отношений с преступниками. Высказываются идеи о том что, воровской мир, "воры в законе" - это часть российской культуры, а воровские "правильные" понятия легче и разумнее законов.
Российское общество утратило систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие институты социализации, такие как семья, школа, детские молодежные организации теряют (или уже полностью потеряли) свое значение, а на смену им мало что пришло.
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Преступники из молодежной среды - это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.
Вместе с тем, самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.
4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.
Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям :
1. ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2. воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3. непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4. воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.
Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.
В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.
Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.
Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии; когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения.
Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:
- тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;
- определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;
- выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.
Для этого необходимо:
- выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
- изучать личности этих подростков;
- определять и устранять источники отрицательного влияния на них;
- исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;
- осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;
- периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.
Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:
- подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);
- несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;
- вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;
- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:
- освобожденных из воспитательных колоний.
Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми органами внутренних дел как по вертикали, так и по горизонтали, а также со всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.
Личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка.
Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих э его психической неполноценности.
Вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данного вопроса - создание психолого-педагогических центров.
Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности.
Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах.
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.