Файл: Телекоммуникация,как средство развития познавательной деятельности учащихся.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
1. Телекоммуникационная система сопровождения образования как педагогическая проблема
Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций.
В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты - как средству управления учебной мотивацией.
Анализ многих работ, посвященных использованию компьютерных телекоммуникаций в сфере среднего образования, показывает, что практически все авторы отмечают такую особенность телекоммуникаций по сравнению с другими средствами НИТ как их многофункциональность. Компьютерные телекоммуникации - это не только мощное средство, которое выполняет такие функции как обучение учащихся работе с информацией, обучение иностранному языку и т.п., но, с другой стороны, компьютерные телекоммуникации- это особая среда общения людей друг с другом, среда интерактивного взаимодействия представителей различных национальных, возрастных, профессиональных и других групп пользователей независимо от их места нахождения. Причем интерактивность компьютерных телекоммуникаций определяется не только возможностью оперативно обменяться информацией в виде электронных писем, но и при современных технических возможностях прямым аудиовизуальным контактом
Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации создают уникальную учебно-познавательную среду, то есть среду, используемую для решения различных дидактических задач (например, познавательных, информационных, культурологических и пр.). Отличительной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется:
- возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;
наличием условий для развития творческого мышления (при использовании асинхронной связи);
условиями для превращения обучения посредством сети в социальный коллективный и коллаборативный процесс;
улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;
разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;
достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;
интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий;
подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;
повышение профессиональной компетенции и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;
преодоление кризисных явлений в системе образовани.
2. Исследование влияния телекоммуникаций на развитие познавательного интереса учащихся
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Развитие познавательного интереса с помощью телекоммуникаций предполагает превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы. Оценивая дидактические возможности телекоммуникаций, их роль и место в исследовании познавательного интереса, нами были определены следующие области применения телекоммуникационных систем:
-оптимальное управление системной творческой деятельностью учащихся и учителей;
-обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности;
-организация свободного доступа к информации, составляющей предмет изучения для ученика или учителя.
Основным преимуществом использования телекоммуникационной викторины в том, что она:
стимулировала и облегчила обмен опытом преподавателям различных дисциплин;
повысила интерес учащихся к учебному курсу, в котором она использовалась;
расширила коммуникативную практику учащихся, приучила к четким формулировкам;
сделала возможным употребление новых методических приемов, основанных на сопоставлении учащимися их собственных данных с теми, которые получены по электронной почте.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию. Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения, направленных на реализацию принципа активности в учении.
В связи с этим необходимо создать методическую систему обучения с помощью средств телекоммуникаций, ориентированную на целенаправленную и систематическую активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, важнейшими элементами которой являются развитие логического мышления побуждение познавательного интереса, обеспечение глубокого и полного усвоения учебного материала на основе глубокого его понимания, овладение знаниями предметного характера.
Большое влияние на формирование и развитие интереса учащихся оказывают формы организации учебной деятельности. В настоящее время необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество, характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечивать доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. В связи с этим, многие учебные заведения активно участвуют в различных телекоммуникационных проектах, что дает возможность как учителям, так и учащимся приобщаться к новым информационным технологиям. Органичная интеграция телекоммуникационных проектов в общую педагогическую концепцию, не умоляет значение параллельного использования разнообразных методов и средств обучения, в том числе и традиционных.
Глобальная компьютерная связь открывает реальные возможности повседневного сотрудничества педагогов и школ, как в своей стране, так и с другими странами мира. Она стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных дисциплин.
3. Телекоммуникационные учебные проекты
У граждан мира, живущих в конце XX века, не должно вызывать удивления то, что Internet служит средой для гуманитарных, кросксультурных телекоммуникационных проектов, ориентированных на деятельность, в которых участвуют будущие руководители планеты - наши дети. Так, проект Planet использует консорциум 6 связанных с Internet образовательных сетей, представители которых работают вместе над созданием проектов полезной, важной общественной деятельности, в которой дети впервые ощущают ответственность за решение глобальных проблем огромной важности.
К сожалению, большинство учебных компьютерных проектов, функционирующих в Internet и разработанных в США, в России неизвестно. Недостатком такого типа проектов является их ориентация на традиции, сложившиеся в образовании США: прагматичность, прикладной, поверхностный характер, бессистемность. Такие проекты с трудом вписываются в предметную систему российского образования. В ближайшие годы наилучшими перспективами в российском образовании обладают такие технологии обучения с использованием компьютерных телекоммуникаций, которые основаны на телекоммуникационной поддержке традиционных форм обучения и носят характер коллективно выполняемых под руководством педагога учебных проектов.
Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в компьютерных сетях является телекоммуникационный проект. Под телекоммуникационным проектом понимается совместная деятельность учащихся, основанная на использовании компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую цель, направленную на достижение общего результата деятельности.
Рассматривая важность осваивания средств телекоммуникаций, надо отметить, что в высших учебных заведениях и научных центрах новые информационные технологии применяются для координации научных исследований, учебно-производственной практики, для обмена информацией между участниками проектов, для дистанционного обучения, функционирования консультационной системы и других. В школьном образовании телекоммуникации применяются для повышения активности учащихся связанных с разнообразными видами творческих работ, в том числе и учебной деятельности, а также для обмена информацией между участниками, как внутри страны, так и за ее пределами.
Телекоммуникационные проекты можно разделить на проекты для пользователя и проекты для разработчика. Проекты первого типа чаще всего предполагают сбор информации, оформление ее средствами текстовых редакторов и пересылку организаторам проекта. При этом нет тесного взаимодействия между «рядовыми» участниками проекта.
Проекты второго типа предполагают разработку части общего Web-сайта. Такая форма обучения реализует принципы проектного метода обучения, так как учащиеся занимаются разработкой реального объекта, которым и является Web-сайт. Для этого требуется создание сетевого коллектива, между членами которого происходит активное взаимодействие в ходе работы над проектом. Кроме того, от участника проекта требуется большая индивидуальная работа. Все это вместе позволяет достичь поставленных целей обучения.
Каждый проект обычно преследует много целей. Он, прежде всего, оценивается своей образовательной содержательностью. Формирование новых знаний и навыков школьников-участников проекта происходит обычно в нескольких направлениях. Основные из них:
-овладение современными компьютерными технологиями;
-углублённое изучение важных глав школьных предметов
Использование телекоммуникаций ведет к значительному росту активности учащихся. Соревновательный подход заменяется на сотрудничество, а обучение в группах становится эффективнее, чем индивидуальное или состязательное обучение. В процессе реализации телекоммуникационных проектов помимо текстовой информации используется также графическая информация, а, как известно, образная информация усваивается лучше, чем текстовая. Важно отметить, что к научному руководству проектами привлекаются, как правило, ведущие специалисты вузов и научных центров. Большинство проектов предполагает коллективное участие групп школьников, а, как известно, совместная деятельность стимулирует учеников на ознакомление с разными точками зрения, на оценку получаемых собственных результатов.
4. Результаты эксперимента
Проведение экспериментального исследования было направлено на теоретическое обоснование и внедрение педагогической системы развития познавательного интереса на основе использования телекоммуникаций, а также проверку ее эффективности. В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены дидактические условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.